Законности действий сотрудника психологияЗаконность в сфере государственного управления

ЗАКОННОСТЬ

Найдено 15 определений термина ЗАКОННОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ЗАКОННОСТЬ

см. Буржуазная законность, Социалистическая законность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский юридический словарь

ЗАКОННОСТЬ (верховенство закона)

неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. 3. - один из элементов демократии и правового государства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой юридический словарь

Законность

общеотраслевой принцип, в соответствии с которым суд и иные участники правосудия по гражданским делам обязаны неукоснительно соблюдать установленный порядок гражданского или арбитражного судопроизводства и исполнения судебных актов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой юридический словарь

Законность

1) принцип гражданского процессуального права; 2) одно из требований, предъявляемых к судебному решению (решение является законным, если оно вынесено в строгом соответствии с подлежащими применению нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права); 3) один из критериев проверки (наряду с обоснованностью) правильности судебного решения судами апелляционной и кассационной инстанций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Правоведение. Учебно-методический комплекс

Законность

1)  строгое соблюдение и исполнение конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

2) общественно-политический режим, состоящий в верховенстве правового закона в жизни общества, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками правовых отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Некоторые юридические термины

ЗАКОННОСТЬ

один из важнейших принципов профессионально-нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов, который заключается в безусловном соблюдении норм, закрепленных в международном и отечественном законодательстве, ведомственных нормативно-правовых актах, во всех ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью и профессиональным общением. Принцип З. законодательно закреплен в Федеральном законе «О полиции» (2011 г.), в УПК РФ (2001 г.), федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.) и в иных нормативных правовых актах. В ст. 6 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации З. определена как один из основополагающих нравственных принципов службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Соблюдение принципа З. сегодня является неотъемлемой составной частью морального и профессионального долга сотрудников органов внутренних дел.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь

Законность

режим господства закона во взаимоотношениях личности и государства, гражданина и должностного лица (органа государства). Сущность законности как режима состоит в том, что должно осуществляться, с одной стороны, неукоснительное требование ко всем органам государства и должностным лицам при исполнении ими своих полномочий строжайшего соблюдения буквы и духа закона, с другой - создание обстановки (атмосферы) уверенности каждого гражданина в неприкосновенности своей личности, в гарантированности реализации своего правового статуса и в неотвратимости юридической ответственности за любое правонарушение. 3аконность содержит три основных момента: а) кто обязан ее обеспечивать - органы государства; б) кто пользуется ее благами - граждане; в) какой результат она сулит обществу - правовой режим благополучного существования каждому добропорядочному и законопослушному субъекту. Законность основывается на базовых принципах: верховенства закона, гуманизма, справедливости, неотвратимости ответственности и др. Законность имеет гарантии ее обеспечения: экономические, политические, социальные, юридические.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

ЗАКОННОСТЬ

основанный на праве принцип, режим, метод государственного руководства обществом, состоящий в строгом, неуклонном и единообразном соблюдении (исполнении, использовании, применении) юридических норм всеми субъектами права – органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Важное изменение в понимании З. связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ0 идеи правового государства. Отсюда З. – это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того, в понятие З. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка.

З. рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (З. точнее было бы определить в данном случае как правозаконность); во-вторых, полное осуществление, реализация Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ЗАКОННОСТЬ

строгое соблюдение и исполнение конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, физическими и юридическими лицами. З. служит неотъемлемой основой построения и функционирования демократического правового государства, деятельности всех его звеньев. На основе З. должна осуществляться жизнь и деятельность членов общества — граждан и их различных объединений. Соотношение З. и целесообразности в сфере государственного (в т. ч. военного) управления складывается следующим образом: 1) все и всякие законные предписания нормативного и индивидуального характера целесообразны; 2) в рамках, очерченных законодательством, орган управления (военного управления) или должностное лицо (командир, начальник) отбирают наилучший, т. е. наиболее целесообразный, вариант; 3) при отсутствии правового предписания по конкретному вопросу орган управления или должностное лицо действуют исходя из целесообразности, но в публичных интересах; 4) недопустимо руководствоваться органу или должностному лицу целесообразностью (местной, национальной и т. п.) при наличии законодательного предписания. Недопустимо противопоставление З. и целесообразности, верховенствует всегда правовое предписание (закон или подзаконный акт).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

Законность

это такой режим общественной жизни, который основан на системе требований по соблюдению законодательства всеми государственными органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и гражданами. Законность есть по сути соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Законность предполагает две стороны: наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона) и их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципами законности являются обусловленные закономерностями общественного развития, объединенные в систему, руководящие идеи и исходные положения, определяющие основное содержание режима законности в стране. К ним относятся: единство законности (единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства); всеобщность законности (равное требование ко всем без исключения субъектам исполнять закон); верховенство закона (только закон как акт высшего представительного органа государственной власти обладает высшей юридической силой); недопустимость противопоставления законности и целесообразности; гарантированность прав и свобод человека и гражданина; связь законности и культуры; принцип презумпции невиновности.

Гарантии законности - это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства, это совокупность факторов, содействующих установлению надлежащего режима законности. В систему гарантий законности входят экономические, политические, идеологические, общественные, организационные и специально-юридические гарантии (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой юридический словарь

ЗАКОННОСТЬ

точное и неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством. За отступление от требований З. наступает юридическая ответственность. Основные требования З. следующие: 1. Верховность закона по отношению ко всем другим актам. 2. Единство понимания и применение законов на всей территории их действия. 3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). 4. Осуществление прав перед законом и судом. 5. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. 6. Недопустимость противопоставления З. и целесообразности. З. предполагает, что местные интересы (целесообразность в конкретных условиях и конкретных случаях) в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. Пока закон действует, его предписания в равной мере обязательны. 7. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями - важное требование законности. В результате соблюдения требований 3. в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью регулирования общественных отношений. Все без исключения органы, организации, предприятия и граждане должны соблюдать законы и следовать их предписаниям без каких-либо отклонений, льгот, исключений и т.п. Всякое отклонение оттого, что предусмотрено правовыми нормами, является нарушением З. З., являясь одним из основных признаков правового государства, предусматривает верховенство и единство права. Единство права обеспечивается всей силой правового государства, прокурорским надзором, единой судебной практикой. З. подразумевает т.ж. последовательную и эффективную борьбу с преступностью, неотвратимость юридической ответственности, эффективность профилактических мер, направленных на снижение уровня преступности. К юридическим средствам обеспечения З. относятся применяемые меры защиты прав и интересов граждан. Гарантирует З. в нашем обществе Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (п. 2 статьи 80), и специальный государственный орган - прокуратура, главной задачей которой является осуществление надзора за соблюдением З. в Российской Федерации. З. обеспечивается прежде всего деятельностью высших органов государственной власти (Федерального Собрания. Президента. Правительства РФ), издающих законы и подзаконные акты, выражающие волю народов России. Создан и действует особый орган обеспечения З. - Конституционный суд. Надзор за З. осуществляют и органы прокуратуры. Особая роль в деле охраны З. принадлежит суду.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ЗАКОННОСТЬ

совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов. Принципы 3. предполагают, что никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона). В широком смысле 3. — принцип деятельности государственных органов и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни. Появление 3. связано с процессом происхождения права и государства. Однако под 3. следует понимать не только законы, их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее тесно соприкасается с режимом законности. Законы — основа законности. Главные требования, составляющие содержание 3., могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. 3. означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по уровню которой можно судить о состоянии режима 3. В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение 3. Связь 3. с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа. 3., в свою очередь, служит утверждению демократии: она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства. 3. как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой тип взаимоотношений органов государства (представительных органов, управления, суда, прокуратуры, ведомства безопасности и др.) с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта. Важно также разграничение 3. и дисциплины как двух перекрещивающихся явлений. С одной стороны, 3. является частью государственной дисциплины (такой ее разновидности, как служебная); сдругой стороны, дисциплина включает некоторые сугубо моральные требования, не закрепленные непосредственно в нормах права. Действенность гарантий 3. достигается только в системе. Особое значение имеют правовые гарантии: совершенствование законодательства; надзорно-контрольные мероприятия; меры защиты; меры ответственности. Лит.: Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение / / Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993; Лазарев В.В. Законность и правопорядок (Общая теория права). М., 1995. В.В. Лазарев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

Законность

1. Соблюдение законов; положение, при кот. жизнедеятельность общества охраняется законами. 2.Принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами гос-ва, должн. лицами и гр-ми требований закона. 3.Строгая, неуклонная реализация норм права всеми физич. и юр. лицами. 4. З. в деятельности сыскной проявляется в следующих формах: провозглашается в качестве ее принципа, является основополагающим методом работы ее участников, становится режимом функция системы ее субъектов. Обеспечение 3. в качестве одного из общеправовых принципов сыскной деятельности предполагает: ее осуществление искл. субъектами, уполномоченными на то ФЗ об ОРД, ФЗ о ФСБ, Законом о ЧДиОД и др.; то, что никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом ОРД, КРД и ЧСД, а также никто не может подвергаться воздействию сыскных средств, методов и действий иначе как по решению оперативника (сыщика), принятому в соотв. с зак-вом в области сыска; недопущение в работе опер, подразделений и оперативников нарушений требований и предписаний, закрепленных в законодательных и ведомственных НПА, кот. они руководствуются при осуществл. ОРМ и контрразвед. мероприятий (в част., возможность ограничения конст. прав человека и гр-на лицами, участвующими в ОРД или КРД, искл. по основаниям, указанным в ФЗ об ОРД и ФЗ о ФСБ); выявление, пресечение и устранение таких нарушений, а также установление причин и условий, им способствующих; привлечение к ответственности должн. и иных лиц, виновных в нарушении 3.; разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения 3.; неотвратимость ответственности в случае нарушения 3. и др.З. сыска гарантируется проведением вневедомственного (внешнего) контроля, включая судебный, а также осуществл. прокурорского надзора. 5. Один из конст. принципов ОРД, непосредственно указанный в ФЗ об ОРД (ст. 3). Означает, что все участники ОРД (оперативники, агенты, уполномоченные прокуроры, контролирующие судьи и др.) обязаны неукоснительно соблюдать требования Конституции и исполнять предписания ФЗ об ОРД и др. НПА в своей правоприменительной работе. Обеспечение 3. в ОРД предполагает соблюдения порядка осуществл. данной деятельности. Этот порядок включает: осуществл. ОРД искл. субъектами, уполмоченными на то ФЗ об ОРД; соответствие ОРМ целям и задачам ОРД; наличие предусмотренных ФЗ об ОРД оснований для проведения ОРМ; соблюдение предусмотренных ФЗ об ОРД условий осуществл. ОРМ и др. Сергеев В.В. Социалистическая законность в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (теоретические и организационно- тактические основы): А.д. д.ю.н. — М., 1986; [6]; [43]; Сурков К.В. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующим сыск. — СПб., 1996; Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность — необходимость и законность. — Н. Новгород, 1997; [25]; [26]; [3]; [8]; [17].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

ЗАКОННОСТЬ

один из универсальных общеправовых принципов, основным содержанием которого является требование неуклонного соблюдения Конституции РФ, законов и соответствующих им правовых актов всеми государственными и негосударственными организациями, должностными и частными лицами.

Наиболее авторитетная юридическая формулировка этого принципа содержится в ст. 4 и 15 Конституции РФ. В них закреплены основные исходные положения данного принципа:

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

- высшая юридическая сила Конституции РФ;

- ее прямое действие и применение на всей территории РФ;

- требование, чтобы ни один принимаемый в Российской Федерации закон или иной правовой акт не противоречил Конституции РФ;

- обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,

граждан и их объединений неуклонно соблюдать Конституцию РФ.

Реализация принципа 3. должна обеспечиваться с помощью разнообразных средств, в том числе юридических. Одним из них является закрепленное в Конституции РФ положение о том, что все законы подлежат официальному опубликованию. В его основе лежит посылка, что 3. возможна в условиях, когда всем, кто должен исполнять, соблюдать законы, доступно их точное содержание. В отношении нормативных актов, в том числе подзаконных (приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.), в которых регламентируются права, свободы и обязанности человека и гражданина, установлены более жесткие требования: они не подлежат применению, если не были опубликованы официально для всеобщего сведения.

Важным средством обеспечения 3. являются полномочия, которыми наделены суды. Конституционный Суд РФ вправе признать любой закон или иной нормативный акт, в том числе и федеральный, полностью или частично противоречащим Конституции РФ, и это влечет за собой признание соответствующего закона или иного нормативного акта полностью или частично не действующим. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют право не применять закон либо любой иной нормативный акт, противоречащий Конституции РФ или федеральному закону. В таких случаях при рассмотрении конкретных судебных дел им надо руководствоваться непосредственно предписаниями Конституции РФ либо соответствующих законов.

После принятия Конституции РФ 1993 г. существенно изменилась роль принципов и норм международного права в российской правовой системе: они стали ее составной частью. И те из них, которые зафиксированы в договорах РФ, наделены приоритетом по отношению к законам РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применяются правила международного договора. Этот момент обязательно следует учитывать при характеристике принципа законности. (К. Г.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь конституционного права

ЗАКОННОСТЬ

политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

О необходимости соблюдения закона писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже, в период буржуазных революций (XVIII-XIX вв.). Мыслителями эпохи Просвещения 3. понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того, о ком идет речь, но, прежде всего, как осуществление власти, основанное на прочно установленных, общеизвестных законах, в силу всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того, что справедливо и что несправедливо.

В современной юриспруденции 3. определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим). В советской юриспруденции длительное время господствовал классовый подход в понимании 3. Считалось, что подлинная 3. может быть только социалистической, так как любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначным было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой 3. После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А.Я. Вышинского социалистическую 3. стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую 3. рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем как метод осуществления общенародным государством его задач и функций. После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить 3. как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием, освободив от классово-идеологического аспекта правопонимания.

В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь 3. с демократией, выражающуюся в принципе: нет 3.без демократии и нет демократии без 3.

Важное изменение в понимании 3. связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ) идеи правового государства. Отсюда 3. - это не просто исполнение законов, но и под-законность деятельности государства. обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того. в понятие 3. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии 3. С этой точки зрения нельзя говорить о 3. в тоталитарных и авторитарных государствах.

В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания 3., при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой нормы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Содержание 3. составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. 3. рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (3. точнее было бы определить в данном случае как правозаконность): во-вторых, полное осуществление реализация Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов.

Термин "З." используется и зарубежными правоведами и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие 3.

Юридическая наука рассматривает 3. в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект 3. выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.

Принципы 3. - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание 3. Основными принципами являются: верховенство закона, единство 3., целесообразность и реальность 3.

Верховенство закона понимается как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права (см. Закон). Кроме того, верховенство закона можно рассматривать как принцип деятельности государства. В данном случае деятельность государственных органов и их должностных лиц ограничивается рамками закона, что (в идеале) исключает произвол. Единство 3. необходимо рассматривать как общеобязательность действующего законодательства. Какие-либо исключения из данного принципа, например в сфере действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. свидетельствуют о его нарушении, а следовательно, и о нарушении законодательства. Целесообразность 3. означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности, а также норм законов и подзаконных актов социальным потребностям. обусловленным целями общественного развития. Противопоставление 3. и целесообразности недопустимо. Выбор целесообразного варианта поведения законен только тогда, когда он не противоречит правовым предписаниям. В случае наличия пробелов в праве (законе) целесообразным является не отказ от исполнения нормы, а применение права (закона) по аналогии. Кроме того, в рамках закона допустимо использовать и усмотрение в правоприменительной практике. Неисполнение законов, постановление неправосудных приговоров, издание противоречащих Конституции и законам подзаконных актов по мотивам политической или экономической целесообразности - грубейшее нарушение 3. Однако бывают случаи, когда, например. принимается закон, предписания которого являются социально вредными. Безусловно, его нельзя признать целесообразным. Вместе с тем отказ от его реализации по этим мотивам также недопустим. В данном случае выход один - скорейшая отмена нецелесообразного закона. Реальность 3. представляет собой возможность фактического исполнения законов всеми субъектами права и неотвратимость ответственности за любые их нарушения. Осуществление этого принципа достигается посредством: а) предоставления субъектам права реальной возможности соблюдать, исполнять и использовать правовые предписания; б) создания правоохранительным органам условий для эффективной борьбы с противоправными проявлениями.

Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования 3. Выделяются следующие основные требования 3. к субъектам права: а) соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами; б) обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина; в) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; г) равенство граждан перед законом и судом.

Требования 3. к действующему законодательству следующие: а) адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества. Нарушения данного требования выражаются, например, в принятии таких законов, которые не могут быть реализованы по экономическим или организационным причинам; в попытках правовой регламентации тех общественных отношений, которые поддаются регулированию только неправовыми социальными нормами; б) строгая иерархичность законодательства - подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и законам; в) беспробельность и непротиворечивость законодательства; г) соблюдение установленного порядка принятия, изменения, отмены нормативных правовых актов.

В отечественной юридической науке принято разграничивать нарушения закона и нарушение 3. Под нарушениями закона понимается любое правонарушение. Нарушения законов, совершенные гражданами, не затрагивают 3.. они суть нарушения правопорядка в обществе. Считается, что если гражданин совершил преступление и наказан за него, то 3. не нарушена.

Препятствием нарушению 3. является развитие системы гарантий 3., под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии.

К общим гарантиям относятся: а) экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы); б) политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных, религиозных конфликтов); в) духовно-нравственные (патриотизм, значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям); г) психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма).

Специальные (юридические) гарантии 3. выступают как правовые средства, закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение 3. К таким гарантиям относятся: а) меры надзора и контроля за состоянием законности; б) эффективность мер юридической ответственности, применяемых к правонарушителям; в) меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права; г) меры по совершенствованию действующего законодательства; д) меры по профилактике нарушений 3.; е) меры по выявлению нарушений 3.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия юриста

Найдено схем по теме ЗАКОННОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ЗАКОННОСТЬ — 0

Найдено книг по теме ЗАКОННОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме ЗАКОННОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме ЗАКОННОСТЬ — 0