ЖАЛОБА

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Жалоба
обращение граждан в государственные и муниципальные органы с требованием о восстановлении нарушенного права.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ЖАЛОБА
просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

ЖАЛОБА
в трудовом праве - конфликт между менеджером и рабочим (или профсоюзом) по поводу толкования конкретного положения контракта (трудового договора).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ЖАЛОБА
обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов.

Источник: Большой юридический словарь

Жалоба
обращение в государственный, общественный орган, к должностному лицу по поводу нарушения прав или охраняемых законом интересов лица, подающего жалобу, или каких-либо иных лиц.

Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар

Жалоба
устное или письменное, единоличное или коллективное обращение жителей муниципального образования с просьбой пересмотреть вопрос или восстановить справедливость (нарушенные права).

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Жалоба
вид обращения человека в органы государственной власти, местные органы самоуправления, к администрации организаций, в общественные объединения по поводу нарушения своих прав и законных интересов.

Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.

ЖАЛОБА
обращение в государственные органы или общественные организации и интересов общественных организаций по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина, или обращение гражданина по поводу нарушения прав и органов государства.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

Жалобы
обращения граждан, содержащие требование
восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями
либо бездействием должностных лиц соответствующих органов,
учреждений, организаций и предприятий
(Ст.2 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан")

Источник: Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

ЖАЛОБА
согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Жалоба
обращение в государственный или общественный орган, к должностному лицу по поводу нарушения прав и законных интересов лица или организации. Жалоба должна быть рассмотрена в порядке и в срок, установленные законом. Жалоба разрешается компетентным органом, к ведению которого относится решение поставленного в ней вопроса.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Жалоба
процессуальный документ, являющийся средством возбуждения производства по делам об оспаривании законности действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (ст. 441 ГПК), а также производства по пересмотру постановлений об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП). Средством возбуждения производства по пересмотру судебных постановлений в зависимости от способа пересмотра (апелляционный, кассационный, пересмотр в порядке надзора) являются соответственно апелляционная (ст. 322 ГПК), кассационная (ст. 339 ГПК) и надзорная (ст. 378 ГПК) жалобы.

Источник: Правоведение. Учебно-методический комплекс

ЖАЛОБА
англ. appeal, complaint) – в РФ устное или письменное обращение в суд, государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане РФ вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В случае, если Ж. подана в указанные инстанции, при неблагоприятном для гражданина результате ее рассмотрения, он может обратиться с Ж. в суд.
 

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ЖАЛОБА
устное или письменное обращение гражданина по поводу восстановления его прав и свобод, нарушенных действиями (бездействием) или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений. Право граждан на подачу жалобы закреплено в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указе Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. (в ред. от 4 марта 1980 г. и от 2 февраля 1988 г.) и других актах.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

Жалоба
complaint) - официальное заявление с просьбой об устранении какой-либо несправедливости. Это: 1) письменное или устное обращение физических или юридических лиц в государственные или общественные органы по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов; 2) конфликт между собственником, предпринимателем, менеджером и рабочим или профсоюзом по поводу толкования того или иного положения контракта. Рассмотрение Ж начинается с обращения к цеховому представителю профсоюза, который должен решить проблему с соответствующим должностным лицом (напр., мастером). Если таким образом конфликт не погашен, в него вовлекаются высшие руководители (инстанции) как со стороны профсоюза, так и работодателя.

Источник: Профсоюзный словарь-справочник

ЖАЛОБА
один из видов обращений гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц (другими видами обращений могут быть предложения, заявления, ходатайства).
Ж. подается тогда, когда ее автор считает, что его право, интересы нарушены состоявшимся решением, действием самого адресата жалобы или иного органа, должностного лица, по отношению к которому адресат Ж. занимает положение вышестоящей инстанции. Цель Ж. - добиться принятия решения, действия, которыми восстанавливались бы нарушенное право, законные интересы гражданина.
Подача Ж. является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. В уголовном и гражданском процессуальном праве существует специальный порядок обжалования решений, принятых судами (см.: Кассационное обжалование. Кассация). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Жалоба
разновидность обращений граждан к полномочным органам и должностным лицам с требованием о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина, нарушенных решениями и действиями (бездействием) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественными объединениями и другими организациями различных форм собственности. В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Источник: Большой юридический словарь

ЖАЛОБА
обращение лица о нарушении решениями и действиями (бездействием) органа или должностного лица прав, свобод или законных интересов гражданина. В результате таких решений или действий (бездействия): нарушаются права, свободы или законные интересы гражданина; создаются препятствия к осуществлению его прав, свобод или законных интересов; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность; гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Законодатель допускает, что Ж. могут быть как индивидуальными, так и коллективными. При этом, жалобы должны быть собственноручно подписаны лицами, их подающими. Ж. граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также законодательством субъектов РФ. В целях своевременного рассмотрения Ж. граждан установлены следующие правила: Ж. подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия (бездействие) которых обжалуются; государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и др. должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в Ж., направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Запрещается направлять Ж. граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются. Ж. граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

ЖАЛОБА
заявление в письменной или устной форме, указывающее на незаконное или неправильное действие определенного учреждения или должностного лица. В Ж. указывается конкретное нарушение права или законного интереса. Податель Ж. просит восстановить нарушенное право, защитить его законные интересы.
Право гражданина СССР подать Ж. на незаконные действия должностного лица или государственного учреждения, как и обязанность соответствующего органа рассмотреть эту Ж. по существу и принять надлежащие меры, является одной из важнейших гарантий законности в управлении.
В СССР на подачу Ж. имеют право все граждане без исключения. Она может быть подана и по поводу действий должностного лица, не имеющего непосредственного отношения к личным интересам самого жалобщика. В Советском государстве нет каких-либо ограничений для круга должностных лиц и учреждений, на действия которых приносятся Ж. Не ограничен и круг действий, которые могут быть обжалованы. Таким образом, право Ж. в Советском государстве имеет ту принципиальную особенность, что, с одной стороны, Ж. является средством защиты прав и законных интересов граждан в случае их нарушения, а с другой, – правомерная Ж. способствует улучшению работы советского государственного аппарата.
Заявления и письма помогают вскрывать и устранять многие непорядки и неправильные действия, разоблачать нечестных людей, допускающих злоупотребления, расхитителей государственной и общественной собственности. Отсюда следует, что правильная организация дела приема и рассмотрения Ж. и принятия по ним необходимых мер имеет важное значение для укрепления социалистической законности и охраны прав и законных интересов граждан СССР, государственных и общественных учреждений и организаций.
В советском социалистическом государстве установлены организационно-политические и правовые гарантии, обеспечивающие своевременное рассмотрение Ж. и принятие по ним необходимых мер: ответственность за организацию приема и своевременное разрешение Ж. возложена лично на руководителя учреждения; установлены часы приема посетителей ответственными работниками учреждения; введен точный учет поступления и движения Ж.; установлена дисциплинарная и уголовная ответственность работников учреждений, виновных в утере Ж. В целях обеспечения своевременного и правильного разрешенная Ж. они должны рассматриваться в тех органах, к компетенции которых относится вопрос, затронутый в Ж. Жалобы должны разрешаться в установленные сроки: в республиканских, краевых (областных) органах – до 1 месяца, в районных и городских органах – до 20 дней, а Ж. военнослужащих соответственно – до 15 и 7 дней со дня подачи Ж. Вопрос о Ж. считается разрешенным лишь после принятия всех мер, указанных в постановлении органа, разрешающего Ж.

Источник: Советский юридический словарь

ЖАЛОБА
обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов. Одна из форм реализации конституционных прав граждан РФ (ст. 46 Конституции РФ). Нормативной базой этого права (кроме Конституции РФ) являются Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", который действует на территории РФ в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Законодательство РФ различает: общее право Ж., которым обладают все граждане, и специальное право Ж., предоставляемое лицам как участникам гражданского, уголовного процесса, административного, дисциплинарного производства, трудовых споров. Одним из видов реализации специального права является жалоба на постановление по делу об административном правонарушении. Общее право Ж. подразделяется на административное и судебное обжалование. В административном порядке могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица любым гражданином. Ж. подается на имя органов или должностных лиц, которым непосредственно подчинены орган, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются. Ж. должна содержать реквизиты автора (фамилия, имя, отчество лица, подающего жалобу, адрес места жительства, данные о месте работы, службы или учебы). Запрещается рассматривать и принимать меры по анонимным Ж. Ж. подлежит разрешению в срок до одного месяца, о чем должно быть в письменном виде уведомлено лицо, подавшее Ж.
Граждане вправе обжаловать в суд любые действия коллегиальных и едино-начальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, их объединений или должностных лиц, иных государственных служащих и служащих органов местного самоуправления. Установлен альтернативный порядок обжалования: гражданин может по своему усмотрению обратиться с Ж. непосредственно в суд или к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Если гражданину в удовлетворении Ж. отказано или он не получил ответа на Ж. в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с Ж. поэтому же вопросу в суд. Обжалованию подлежат действия, решения (акты управления), в том числе непредоставление информации, в результате которых: нарушены права и свободы или незаконно созданы препятствия для их осуществления, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.
Подать Ж. в суд можно в следующие сроки: в течение 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов; в течение 1 месяца со дня отказа в удовлетворении Ж. вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока со дня подачи Ж., если на нее не получен письменный ответ. Ж. подается в суд по месту жительства либо в суд, на территории обслуживания которого находится орган (должностное лицо), действия которого обжалуются. Ж. в суд может быть подана гражданином лично либо его уполномоченным представителем. Рассмотрение Ж. судом производится по правилам гражданского судопроизводства.
Суд, установив незаконность обжалуемых действий, отменяет примененные к гражданину меры юридической ответственности или иным путем восстанавливает его нарушенные права, интересы, свободы. При установлении законности обжалуемых действий суд отказывает в удовлетворении Ж.
В соответствии с Конституцией РФ граждане могут обращаться с Ж. на нарушение их конституционных прав в КС. Акты или отдельные положения закона, признанные по Ж. граждан или по запросам судов общей юрисдикции неконституционными, утрачивают силу. Арбитражный суд рассматривает по Ж. граждан вопросы недействительности актов, адресованных конкретным гражданам, например отказ в государственной регистрации предпринимательской деятельности граждан.
С 1998 г. граждане РФ могут также направлять жалобы в Европейскую Комиссию по правам человека в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1963 г.

Источник: Энциклопедия юриста

ЖАЛОБА
один из видов обращений гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц (другими видами обращений могут быть предложения, заявления).
Ж. подается тогда, когда ее автор считает, что его право, интерес, либо право, интерес других лиц нарушены состоявшимся решением, действием самого адресата ж. или иного органа, должностного лица, по отношению к которому тот, кому подана ж., занимает положение вышестоящей инстанции. Цель ж. – добиться принятия решения, совершения действия, которым восстанавливались бы нарушенное право, законный интерес гражданина.
Подача ж. является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. Более подробно соответствующие вопросы регулирует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. (ред. от 24 ноября 2014 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Он определяет (ст. 4), что ж. – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
При рассмотрении его обращения гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; может знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Человек вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации своего письменного обращения в орган должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов; обращаться с ж. на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он может обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Закон гарантирует безопасность гражданина в связи с его обращением, в том числе ж. Запрещается преследование гражданина в связи с обращением в орган или к должностному лицу с критикой их деятельности лица либо в целях восстановления или защиты прав, свобод и законных интересов – как своих, так и других лиц. Кроме того, при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Письменное обращение, в том числе ж., подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Если обращение подано не по адресу, в течение семи дней со дня регистрации его надо направить в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина.
Но запрещается направлять ж. на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если же никто иной не вправе разрешить ж., тогда она возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
В ст. 12 Закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Дополнением, включенным 24 ноября 2014 г. в ст. 12, определено: письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
Лица, виновные в нарушении Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. А гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В уголовном процессуальном праве и гражданском процессуальном праве существует специальный порядок обжалования решений, принятых судами.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Жалоба
В Налоговом кодексе РФ термин "жалоба" определен как "обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права" (п. 1 ст. 138).
В Налоговом кодексе РФ употребляются также производные понятия: "право на обжалование", "порядок обжалования", "обжалуемый акт".
Право граждан на обжалование актов налоговых органов следует, прежде всего, из Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" (ст. 33). Гарантии реализации права на обращение, процедуры подачи и рассмотрения обращений устанавливаются специальным федеральным законом [1].
Право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц является одним из основных прав налогоплательщика (подп. 12 п. 1 ст. 21 и ст. 137 НК РФ).
Термины "жалоба" и "обжалование", используемые в Налоговом кодексе РФ, активно исследуются специалистами в области финансового и налогового права, а также учеными, занимающимися проблемами административного права.
Авторы комментария к части первой Налогового кодекса РФ, изданного под редакцией А.Н. Козырина, рассматривая правовую природу института обжалования в налоговом праве, пишут: "Право граждан и организаций обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей административно-правовых и иных построенных на началах неравенства сторон отношений. Акты субъектов власти могут оказаться дефектными в силу различных причин... Поэтому право одной стороны использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра" [3, с. 622].
Авторы учебника "Административная юрисдикция налоговых органов" все жалобы граждан в государственные органы подразделяют на два типа: административные - рассматриваемые во внесудебном, административном порядке; и судебные - рассматриваемые судами в порядке соответствующего судопроизводства [2]. Среди административных жалоб в учебнике предлагается различать общую административную жалобу и специальную.
"Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Оно не ограничено по содержанию или каким-либо сроком. Предметом жалобы могут быть не только незаконные, но и аморальные деяния; интересы не только лица, направившего жалобу, но и интересы иных лиц, общественные интересы, нормативно-правовые акты, решения, противоправные деяния субъектов права" [2].
"Специальная административная жалоба направляется органам, уполномоченным принимать решения по существу на основании нормативно-правовых актов... Если нормами иного закона иного нормативного правового акта установлено новое понятие и (или) производство по жалобам заинтересованных лиц, то такие жалобы также называются специальными... Установление специального режима обжалования презюмирует цель экономичного, быстрого и квалифицированного рассмотрения дела и, в связи с этим, усиления защиты прав граждан" [2]. Жалобы, подача которых регламентируются нормами Налогового кодекса РФ, авторы учебника "Административная юрисдикция налоговых органов" относят к специальным административным жалобам.
Н.П. Кучерявенко указывает, что и в России, и в Украине законодатель выделяет два различных способа реализации права на защиту: режим административного согласования (жалоба) и режим судебного разбирательства (иск) [5, с. 443]. "Административное согласование реализуется через процедуры обжалования актов налоговых органов и разрешения споров между налогоплательщиками и представителями налоговых органов в рамках самой системы налоговых органов" [5, с. 442].
К преимуществам административного порядка обжалования И.И. Кучеров относит отсутствие требований по уплате государственной пошлины и упрощенную процедуру рассмотрения жалоб [4, с. 297].
Помимо названных авторы учебника "Налоговое право", изданного под редакцией С.Г. Пепеляева, выделяют такие преимущества административного обжалования, как: возможность самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов; быстрое рассмотрение жалобы; возможность даже при отрицательном результате обжалования уяснить позицию налогового органа и получить таким образом возможность более тщательной подготовки к защите своей позиции при рассмотрении дела в суде [6, с. 562].
И.А. Хаванова использует понятие "налоговая жалоба" и рассматривает ее как элемент досудебного порядка обжалования актов налоговых органов. В жалобе исследователь выделяет процессуальную и материальную стороны: "Процессуальная сторона жалобы на решение налогового органа - обращение в вышестоящий налоговый орган, материальная - требование об отмене или изменении данного решения. При этом в иерархии признаков жалобы первым в силу особой значимости является требование (просьба) о защите, вторым - обращение как необходимое процессуальное действие. Иными словами, нет жалобы без обращения в установленной форме, но и обращение, не содержащее требования (просьбы), не может быть признано жалобой, поскольку может иметь: а) информационный характер, б) характер запроса о предоставлении сведений или разъяснений, в) характер ходатайства о совершении каких-либо действий, не обусловленного нарушением прав и законных интересов обратившегося" [7].
Наиболее точно соответствует содержанию института, закрепленного в Налоговом кодексе РФ, по мнению И.А. Хавановой, термин "налоговая жалоба", поскольку в нем отражается, в защиту каких прав обращается субъект, каким законодательством регламентирован порядок подачи и рассмотрения жалобы, каковы правовые последствия подачи жалобы. Ученый формулирует определение "налоговой жалобы как материально-правового требования, вытекающего из спорного налогового правоотношения и обращенного к вышестоящему налоговому органу (вышестоящему должностному лицу), в чьи полномочия входят отмена, изменение вынесенного решения, принятие нового решения, устранение нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, причиненных действием или бездействием должностных лиц налоговых органов" [7].
До вступления в силу в августе 2013 г. очередных изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, в нем использовались термины "аналогичная жалоба" и "повторная жалоба".
По общему правилу Налоговый кодекс РФ допускал при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Исключением было обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Такие решения могли быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
В настоящее время предварительный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган распространен на большинство актов налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействие их должностных лиц. Исключение составляют акты ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц (п. 2 ст. 138).
Аналогичными, как справедливо указывала И.А. Хаванова, являются жалобы, которые совпадают по всем основным (существенным) параметрам (предмет, объект, основания, субъект жалобы). Аналогичная жалоба может быть последовательно подана в юрисдикционные органы в порядке возрастания компетенции, однако не может быть повторно рассмотрена одним и тем же органом. По общему правилу пересмотр одного и того же акта одним и тем же органом на основании аналогичной жалобы, обусловленный желанием субъекта повторно рассмотреть дело, не допускается [7].
При определении последствий отзыва жалобы в Налоговом кодексе РФ, в редакции, действовавшей до августа 2013 г., указывалось: "Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу" (ст. 139).
И.А. Хаванова указывала: "При решении вопроса о возможности подачи повторной жалобы в тот же налоговый орган законодатель допускает повторное обращение с жалобой исключительно при несовпадении оснований жалоб" [7].
Данное правило, по сути, сохранено в Налоговом кодексе РФ, но уточнены были формулировки налогово-правовых норм. В результате уточнения в Налоговом кодексе РФ более не используется термин "повторная жалоба".
Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
2. Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник / Е.А. Алехин, Л.М. Ведерников, А.М. Воронов и др.; Под ред. М.А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 346 с. // СПС "КонсультантПлюс".
3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / А.Н. Козырин [и др.]; Под ред. А.Н. Козырина. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2005. 656 с. (С. 622.)
4. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. 360 с.
5. Кучерявенко Н.П. Налоговые процедуры: правовая природа и классификация: Монография. Киев: Правоваеднисть, 2009. 496 с.
6. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. 591 с.
7. Хаванова И.А. Налоговая жалоба: сравнительно-правовое исследование / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2013. 184 с. // СПС "КонсультантПлюс".

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
379.78 кб

Жалоба как правовое средство: понятие и виды

Косолапов Алексей Витальевич
Статья посвящена такому правовому средству, как жалоба. Рассматриваются основные признаки жалобы, формулируется ее понятие, строится классификация жалоб по российскому законодательству
Читать PDF
74.50 кб

Конституционная жалоба в федеративной Республике Германии

Свистунова М. А.
Читать PDF
661.13 кб

Апелляционная жалоба в налоговых правоотношениях

Терентьева Е.А.
Читать PDF
6.92 мб

Жалоба на незаконные и необоснованные действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя и пр

Курышева Н.С.
Читать PDF
268.08 кб

Жалоба или распространение сведений, порочащих того, на кого жалуются?

Бринев К.И.
Читать PDF
139.62 кб

Автобиография как жалоба: польский социальный мемуар межвоенного периода

Лебоу Кэтрин
Читать PDF
256.13 кб

Конституционная жалоба как институт конституционного права

Гультай М. М.
Рассмотрены основные аспекты понимания конституционной жалобы как института конституционного права. Выделены сущностные характеристики данного института и его структура.
Читать PDF
314.46 кб

Жалоба как правовое средство защиты прав и законных интересов лица на досудебных стадиях уголовного

Туманянц А. Р.
В статье рассматривается механизм реализации права на жалобу. Определены особенности заявления, рассмотрения и разрешения жалоб на досудебных стадиях уголовного процесса.
Читать PDF
314.46 кб

Жалоба как правовое средство защиты прав и законных интересов лица на досудебных стадиях уголовного

Туманянц А. Р.
В статье рассматривается механизм реализации права на жалобу. Определены особенности заявления, рассмотрения и разрешения жалоб на досудебных стадиях уголовного процесса.
Читать PDF
61.68 кб

Необоснованная жалоба в уголовном процессе

Тутикова Ирина Алексеевна
Статья посвящена необоснованным жалобам, поступающим в ходе предварительного расследования, а также анализируются критерии необоснованности жалоб и способы сокращения числа необоснованных жалоб.
Читать PDF
5.54 мб

Жалоба адвоката в качестве повода для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката

Заборовский Виктор Викторович
Цель: Провести анализ правовой природы такого повода для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката, как заявление (жалоба) другого адвоката.
Читать PDF
334.38 кб

Дополнительная апелляционная жалоба адвоката-защитника по уголовному делу

Саргаева Татьяна Юрьевна, Сухова Ольга Алексеевна
В статье анализируются проблемы законодательной регламентации и практики принесения адвокатом-защитником дополнительной апелляционной жалобы.
Читать PDF
105.20 кб

Индивидуальная конституционная жалоба в Украине (елементы человекоправной методологии института)

Кравчук С.М.
Статья рассматривает институт индивидуальной конституционной жалобы и предлагает его использование в Украине на основании опыта государств где он существует.
Читать PDF
57.65 кб

Административная жалоба как средство защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданин

Калинина Светлана Викторовна
В статье рассмотрено несколько научных подходов к реализации права граждан на подачу административной жалобы. Проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих данное право.
Читать PDF
231.71 кб

Индивидуальная жалоба в Страсбургский Суд как средство Европейской системы защиты прав граждан

Тутханян Георгий Артурович
Анализ теоретических, нормативных и правоприменительных аспектов показывает, что индивидуальная жалоба в Европейском Суде обладает рядом признаков, общих для такого рода юридических документов: обязательное содержание в жалобе про

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЖАЛОБА НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

    процессуальный документ, в котором лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, обращается с просьбой о пересмотре дела или указывает на допущен
  • жалоба на практику применения коррупциогенного нормативного правового акта

    это заявление (обращение) физического или юридического в компетентный на то орган, в котором содержится указание на нарушение его прав принятием нормативного правового акта и требование восстано
  • Апелляционная жалоба

    в гражданском процессе адресованное суду апелляционной инстанции требование заинтересованного лица о проверке законности и обоснованности постановления судьи, не вступившего в законную силу.
  • КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

    жалоба на вступившее в законную силу решение (определение) суда, постановление апелляционного суда (см. Апелляционная инстанция), подаваемая в соответствующий федеральный арбитражный суд округа
  • Административная жалоба

    обращение в суд с жалобой на незаконность исполнительного административного правового акта с требованием его отмены.
  • ЖАЛОБА ПРЕДВЫБОРНАЯ

    протест со стороны избирателей или кандидатов и их представителей против действий иных кандидатов или их предвыборных штабов, нарушающих избирательные законы, права избирателей и кандидатов. Об
  • ЧАСТНАЯ ЖАЛОБА

    жалоба на определение суда первой инстанции и постановление судьи, не вступившие в законную силу (Ст.22 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь)
  • Жалоба в оперативно-розыскной Деятельности

    Оформленное соотв. образом обращение (заявление) человека, вовлеченного в ОРД (лица изучаемого, агента и др.), в кот. он указывает о реальном или мнимом нарушении своих или представляемого им гр-на (ю
  • ЖАЛОБА НА НЕПРАВИЛЬНОСТЬ В СПИСКАХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

    рассматривается народным судом на основании Положения о выборах в Верховный Совет СССР, Положений о выборах в Верховные Советы союзных и автономных республик, Положений о выборах в местные Совет
  • Жалоба как вид обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностному лицу

    это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод и конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых акто
  • Кассационные жалоба и представление

    жалоба и представление на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением приговоров и постановлений, вынесенных мировыми судьями. Правом принесения
  • Жалоба в избирательном праве

    индивидуальное или коллективное обращение в соответствующую избирательную комиссию или в суд, в котором оспаривается законность решений и действий (бездействия) органов государственной власти,
  • КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА

    жалоба, приносимая на приговор или решение суда, в которой излагается просьба о пересмотре приговора вышестоящим судом — судом кассационной инстанции.
  • КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА

    конституционное право гражданина обратиться в Конституционный Суд с просьбой о проверке конституционности правоприменительных актов, нарушающих какое-либо из его конституционных прав (см. Комп
  • Надзорная жалоба

    процессуальный документ установленной формы, в котором содержится обращение заинтересованного лица к вышестоящему суду (в арбитражном судопроизводстве только к Высшему Арбитражному Суду РФ) с п
  • Жалоба на решения действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц

    письменное требование заинтересованного лица в вышестоящий таможенный орган об устранении нарушенных прав и законных интересов решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их долж
  • Жалоба на решения действия таможенных органов и их должностных лиц

    письменное требование заинтересованного лица в вышестоящий таможенный орган об устранении нарушенных прав и законных интересов решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их долж
  • ПРАВО НА ЖАЛОБУ

    часть права на обращение, которым наделяются граждане РФ.(С. А.)
  • Жалобщик

    (от querulus, жалостный, жалующийся) — сутяжничество, болезненное стремление отстаивать свои якобы ущемленные права, бороться против мелких, иногда мнимых обид путем бесконечных жалоб.
  • Жалобы и заявления

    как разновидность юридических актов — акты одностороннего характера, которые прямо направлены на достижение определенного правового последствия (исковое заявление, кассационная жалоба и т. п.)