Зороастризм

Найдено 1 определение
Зороастризм
(II-I тыс. до н. э.) религия, основанная древнеиранским пророком Заратуштрой (в греческом переводе Зороастр), жившим где-то на востоке области, населенной иранскими племенами. Иранцы (или арии, как они себя называли аналогично близкородственным древним индийцам-индоариям) в ту эпоху были кочевниками скотоводами, но начинали приобщаться к земледелию. Отсюда имя Заратуштра, что буквально означает «Староверблюдый», или «Тот, чьи верблюды стары». Согласно одной очень ранней легенде, Заратуштра был единственным ребенком в мире, который рассмеялся, когда родился на свет. Это было первым совершенным им чудом, и эта красивая легенда хорошо отражает радостный и жизнеутверждающий характер провозглашенного им впоследствии вероучения. Как и все великие люди и пророки («нет пророка в своем отечестве»), Заратуштра не был понят и принят на своей родине и после многолетних скитаний нашел прибежище при дворе восточноиранского царя Кави-Виштаспы. Жена Виштаспы, царица Хутаоса, его родственники и придворные стали первыми, кто принял новую веру. Погиб Заратуштра, согласно легенде, в возрасте 77 лет – ему нанес удар в спину кинжалом жрец, противник новой веры, в то время, когда пророк молился. На протяжении своей трех тысячелетней истории зороастризм претерпел серьёзные изменения. Сформировавшийся на основе религии пастушеских племен, он не знал поначалу ни храмов, ни каких-либо культовых сооружений вообще. Став официальной религией громадных государственных образований, парфянских царей Аршакидов, могущественной империи Сасанидов, зороастризм обзавелся и грандиозными храмами с великолепными статуями, и многочисленным духовенством. В периоды своего владычества он оказывал большое влияние на другие религии. Многие элементы зороастризма можно обнаружить в иудаизме, в христианстве, в исламе, а также в буддизме. Но и сам зороастризм, конечно, подвергался чужеземным воздействиям: так, к концу правления Сасанидов, очевидно, под влиянием иноземных религий, придававших большое значение письменной фиксации священного слова, и было создано священное писание зороастризма, получившее название Авеста (означающее, предположительно, «наставление», либо «восхваление» или «первая весть»). Как и в случае с другими священными писаниями (например, Библией), Авеста включает очень разнородные тексты, слагавшиеся в разное время. Древнейшие части Авесты, к которым относятся Яшты (гимны, посвященные божествам) и Ясна, в которую входят Гаты («песни», «песнопения»), относящиеся к зороастрийской литургии, восходят ко времени Заратуштры (или даже ранее), а самые новые сложены зороастрийскими жрецами после IV-III вв. до н. э. Наиболее почитаемой частью Авесты является «Ясна», содержащая изречения самого Заратуштры (так называемые Гаты). По своей поэтической форме Гаты изощрены и восходят к древнейшим традициям. Сочинять и понимать Гаты могли, очевидно, лишь прошедшие обучение жрецы.
По самым осторожным оценкам, в Гатах более или менее понятно около половины всего текста, а треть просто темна, поэтому их и трактуют то как заклинания шамана, то как изложение возвышенных философских доктрин. Исходя из содержания Гат, большинство ученых склоняется к тому мнению, что Заратуштра призывал в своих проповедях не к соблюдению традиционных ритуалов, а к следованию нравственным и духовным идеалам, важнейшим из которых считается замена множества божеств одним Верховным Богом – Ахура-Маздой (примерный перевод – «Повелитель Мудрости»). Ахуре-Мазде с присущим ему Святым Духом противостоит Анхра-Манью («Злой Дух»). Объявляя Ахура-Мазду верховным и единым богом, «Авеста» считает всех остальных – бога огня, бога солнца, воды и др. – его проявлениями. Основным положением зороастризма является борьба в мире двух противоположных начал – добра и зла. Отсюда призыв Заратуштры к своим последователям жить в соответствии с тремя принципами: благой мыслью, благим словом и благим делом. Ибо спасение каждого человека зависит от всех его мыслей, слов и поступков. Согласно учению Заратуштры, правильный и добровольный выбор между благом и злом каждый верующий должен сделать не только для собственного благополучия, но и для решения судьбы всего мира. Зороастризм оказал огромное влияние на развитие политической мысли как Востока, так и Запада. Исследователи «Авесты» отмечают ее влияние на Демокрита, Платона (который первым из греческих авторов упоминает об учении Заратуштры), Аристотеля и других древнегреческих философов. «Авеста» являлась предметом изучения Гегеля, который также испытал влияние ее идей.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Зороастрийкое право и проблема классификации преступлений

Халиков Абдурахим Гаффорович
Преступность и уголовное наказание как актуальные явления достаточно хорошо освещались в Авесте и зороастризме.
Читать PDF
0.00 байт

Общая характеристика Авесты как источника зороастрийского права

Халиков Абдурахим Гаффорович
Авеста как древняя религиозная книга зороастрийцев, источник поведения людей, очаг благомыслия, благославия и благодействия древних народов Средней Азии и Ирана, бесспорно была единым моральным, правовым и религиозным кодексом.
Читать PDF
479.37 кб

Понятие и сущность права собственности в зороастрийском, мусульманском и римском праве

Мирпоччоев Исматулло Хабибуллоевич
В статье в историческом аспекте рассматриваются особенности развития подходов к определению права собственности в зороастрийском, мусульманском и римском праве.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о классификации права собственности супругов в зороастрийском, мусульманском, римском прав

Мирпоччоев Исматулло Хабибуллоевич
В статье в историческом аспекте рассматриваются проблемы определения понятияправа собственности, классификация права собственности супругов в зороастрийском,мусульманском, римском праве, особенности правового режима имущества супр
Читать PDF
479.37 кб

Понятие и сущность права собственности в зороастрийском, мусульманском и римском праве

Мирпоччоев Исматулло Хабибуллоевич
В статье в историческом аспекте рассматриваются особенности развития подходов к определению права собственности в зороастрийском, мусульманском и римском праве.