АВГУСТИН Блаженный

Найдено 1 определение
АВГУСТИН (Аврелий) Блаженный
354—430 гг.) — один из видных идеологов христианской церкви. В развитой А. христианской концепции истории человечества, опиравшейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. Сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека волей, т.е. способностью жить по-своему, по-человечески, а не по- божьи. Человеческая свобода означает, таким образом, обреченность греху, но не возможность выбора между добром и злом, божественным и дьявольским. А. подчеркивает, что при всем многообразии и различии народов, каждый из которых жил или живет «по особым уставам и обычаям», всегда существовало «не более как два рода человеческого общения», «два града», состоящих соответственно из людей, живущих по плоти или также и по духу. «Мы, — пояснял он, — находим в земном граде два вида: один — представляющий самую действительность этого града, а другой — служащий посредством этой действительности для предызображения небесного града. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева божия, а эти сосудами милосердия» (О Граде Божием, XV, 2). Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и установлений в «земном граде») проявляется, согласно А., в господстве «человека над человеком», в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства. Такое положение, сложившееся вследствие первородного греха и сохраняющейся греховности природы человека, он называл «естественным порядком» человеческой жизни и критиковал его с религиозно-идеальных позиций божественного порядка и его земного прообраза, представленного в жизни «избранных» и их общин (христианской церкви). Вместе с тем, пока не пришло время для «царства небесного», А. берет под защиту земные государственно-правовые порядки, если они не чинят препятствий христианской религии и церкви; при антихристианских порядках власть, по А., превращается в насилие и господство шайки разбойников. «Итак, — писал он, — этот небесный град, пока находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного бога» (там же. XIX, 17). Идеи А. оказали и продолжают оказывать заметное влияние на теологические учения о праве и государстве. Соч.: Блаженный Августин. О Граде Божием в двадцати двух книгах. М., 1994. Т I—IV, Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. Лит.: История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. В.С. Нерсесянц

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
424.49 кб

Божественный закон в De civitate Dei Августина Блаженного (354-430 Г. Г. )

Епифанова Татьяна Валерьевна, Буреев Александр Александрович
В статье раскрывается содержание и структура понятия божественного закона, его действие в пространстве и времени, связь со справедливостью в одном из главных произведений отца неразделенной христианской церкви Августина (354 430).