ДЮГИ Леон

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дюги Леон
(1859 – 1928 гг.) французский социолог и теоретик права. Профессор права и декан юридического факультета университета Бордо. Последователь позитивизма Канта и Дюркгейма, один из создателей социологии права. В основе учения Дюги – идея «солидаризма», согласно которой основным принципом жизни общества является солидарность всех его членов. Отсюда – критика юридического позитивизма, попытка концептуального обновления правоведения, связанная с привнесением этой идеи в учение о государстве и праве, рассмотрение этих институтов не как носителей определённых прав, а как исполнителей определённых социальных функций. Коренные преобразования в правоведении и государствоведении Дюги связывал с упразднением в юридической науке ряда понятий и конструкций, которые он вслед за кантом именовал «метафизическими», относя к их числу такие, как «субъективное право личности», «суверенная личность государства». Взамен упразднённых понятий он предлагал ввести новые – «юридическая ситуация», «функция», «социальное право» и др. С учением о социальных функциях и солидаризме Дюги связана и его теория синдикалистского государства, согласно которой синдикаты, т. е. так называемые особые организации, объединяющие представителей всех классов, должны, по мысли Дюги, обеспечить реальное участие различных социальных групп в управлении государством и мирным путём привести к обществу, где нет классового господства и царит политическая солидарность. Воззрения Дюги оказали широкое воздействие на европейскую политико-правовую идеологию. Идеи солидаризма подхвачены различными направлениями социологии, политической науки, теории права.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ДЮГИ (Duguit) Леон
1859-1928) - известный французский юрист, декан юридического факультета в Бордо (с 1886 г.), один из авторов теории "надклассового" корпоративного государства (солидаризма).
В основу теории права Д. были положены достижения французских социологов - научный позитивизм О. Конта и разработанный Э. Дюркгеймом тезис о том. что по мере углубления общественного разделения труда социальная сплоченность в обществе возрастает, так как общие и индивидуальные потребности людей могут быть удовлетворены только за счет взаимопомощи и обоюдного обмена услугами. В соответствии с этим под солидарностью Д. понимает факт взаимной социальной зависимости, соединяющей между собой - в силу общности потребностей и разделения труда - "членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы". Солидарность представляет собой закон общественного организма, в соответствии с которым этот организм функционирует.
Стремясь упразднить из правовой теории "метафизические" и "индивидуалистические" конструкции, "унаследованные" от догматического правоведения, Д. в своих научных трудах подверг критике и переоценке такие традиционные юридические институты и понятия, как государственный суверенитет, публичная власть, субъективное право, частная собственность, индивидуальные права личности; представил собственное видение предмета конституционного права.
Теории частного права как сферы господства индивидуальной свободы Д. противопоставил концепцию права как социальной функции. Вслед за Дюркгеймом Д. развивает утверждение, что право есть лишь "непосредственный результат социальных фактов", поскольку оно представляет собой один из аспектов общественной солидарности. Исходя из того, что каждый член общества обязан поддерживать социальную сплоченность, Д. отрицает идею субъективных частных прав и вводит понятие "социальной нормы" - нормы объективного права, которое не зависит от произвольного волеизъявления отдельных лиц. Он утверждает, что, признавая за человеком автономию воли. личные права и т.п., государство лишает себя возможности вмешиваться в его деятельность и налагать на него позитивные обязанности. Таким образом, место права в учении Д. занимают обязанности: "Никто не имеет другого права, кроме права всегда выполнять свой долг". На тех же основаниях Д. отрицает и понятие публичного права. Провозглашая тезис "публичная власть есть просто факт", Д. разоблачает "миф" о государственном суверенитете: государство не является чем-то отличным от индивида, оно - лишь проявление индивидуальной воли правителей, которые обязаны выполнять соответствующие социальные функции, т.е. организовывать и контролировать работу публичных служб. Государство в его прежних формах - римская, якобинская, королевская и т.п. власть "как пустая схоластическая конструкция" - исчезает, а на смену ей приходит новый государственный порядок - "более гибкий, более гуманный, больше защищающий индивида". В основе этого нового порядка - две составляющие: с одной стороны, идея социальной нормы, отражающая факт взаимозависимости человечества вообще и членов одной социальной группы в частности, а с другой стороны - децентрализация, идея синдикального федерализма как нового способа общественного взаимодействия. Синдикат, профессионально-корпоративное представительство всех слоев населения, по мнению Д., могли бы составить альтернативу парламенту и служить воплощением идеи сотрудничества и взаимоограничения властей. Разрабатывая тему "социальной нормы", основанной на соединяющей людей взаимной зависимости. Д. выдвинул тезис о социализации основных институтов буржуазного права, в том числе собственности. Существование частной собственности не оспаривается, однако Д. доказывает, что право собственности и обусловленное ею определенное экономическое положение предоставляют индивиду основания для власти, а власть в свою очередь обязывает его выполнять соответствующие общественные функции - социальную миссию. Таким образом, собственность социализируется, служа не только собственнику, но и всему обществу.
В конечном итоге Д. предстает защитником социально-юридического, т.е. позитивистского и социологического понимания права, но с некоторым отступлением в пользу естественно-правовой традиции. Разработанная им теория солидаризма оспаривает одновременно и марксистское учение о классовой борьбе, и принципы буржуазного индивидуализма, характерные для ранней стадии развития капиталистического общества. На основе своей концепции Д. разрабатывает ряд теоретических и практических рекомендаций, способствовавших развитию государственно-монополистических тенденций. Он проповедует децентрализацию и самоуправление, отрицает идею невмешательства государства в экономику, но в то же время выступает против государственного воздействия на процесс превращения социальных норм в правовые. Взгляды Д. оказали благоприятное воздействие на развитие политического и правового сознания Новейшего времени. Однако, несмотря на то, что сам Д. был сторонником буржуазной демократии, двойственность и противоречивость его концепции позволили использовать его идеи в самых различных целях, в частности в социалистической юриспруденции и в идеологии фашизма для обоснования категорий долженствования, усиления власти государства, ликвидации частного права и т.п.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
78.22 кб

Влияние научных взглядов Леона Дюги на развитие гражданского права

Богданов Евгений Владимирович
Читать PDF
264.96 кб

Проблема государственного суверенитета и ее отражение в творчестве Леона Дюги и Раймона Карре де Мал

Романовская Вера Борисовна, Пужаев Владимир Владимирович
Статья посвящена исследованию весьма актуальной в условиях современных глобализационных и иных изменений проблемы государственного суверенитета и ее концептуальному отражению в политико-правовых воззрениях двух выдающихся французс