КОНТ Огюст

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Конт Огюст
(1798 – 1857 гг.) французский философ и социолог, основоположник позитивизма. Родился в г. Монпелье, в католической и монархически настроенной семье чиновника среднего ранга. Учился в лицее, затем в Политехнической школе. Рано отошёл от католицизма, увлекался либеральными и революционными идеями. Некоторое время был секретарём известного социалиста-утописта Сен-Симона; причастен ко многим публикациям этого философа индустриализма. С 1830 г. по 1854 г. написал свои основные произведения – «Курс позитивной философии» (1830 – 1842 гг.) и «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (1851 1854 гг.), - в которых с позиции разработанной им «положительной философии» изложил свой план переустройства общества, резко отличающийся от либеральных программ. В основе социально-политической теории Конта лежали: учение об условиях существования общества (включая функционирование социальных институтов) – «социальная статика»; учение об изменениях социальных систем – «социальная динамика»; программа социального действия – «социальная политика». Центральная идея последней – превращение «позитивной философии» в религию всего человечества. С укреплением позиций позитивизма общество, как утверждал Конт, будет избавлено от крайностей «анархической республики» и «ретроградной аристократии» и сможет на основе правильного сочетания начал «порядка» и «прогресса» перейти к «социократии» - строю гармонии и солидарности. Учение Конта оказало значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской политико-правовой мысли. Под его непосредственным влиянием сложился континентальный юридический позитивизм, а также социологическая теория Г. Спенсера.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

КОНТ Огюст
1798—1857) — основатель философии позитивизма, известной также как «социальная физика» и «социология», автор идеи позитивной политики. Слово «позитивный» в систематическом использовании К. имело значение противоположности негативному, разрушительному, несозидательному. В этом значении позитивизм К. трактуется как реакция против духа разрушения предшествующего 18 в. — века революций. Эта ориентация потребовала от автора конструктивного действия, что нашло свое отражение в «позитивной политике» (термин впервые употреблен в 1825). Другим значением термина «позитивный» стало его противопоставление всему конъюнктурному и гипотетическому. Позитивным, считал К., является только то, что покоится на обнаруживаемых постоянных фактах и на их постоянных, устойчивых взаимоотношениях между собой. Эти особенности восприятия социальных реалий составили фундаментальное положение позитивизма о верховенстве общества в делах людей. Для К. главными были элементы, образующие народ и нацию-государство. Это возвышение человеческого общества в истолковании судьбы человечества и дало основание для выдвижения социологии как науки об обществе, для социо- кратии как политической доктрины, объясняющей доминирующее положение составных элементов общества, а также для концепции социолатрии как религии общества. Таким способом К. провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруживаемую и предсказуемую с помощью научного знания. В основном труде К. — шеститомном «Курсе положительной философии» (1830—42) — утверждалось, что главной задачей философии является не постижение сущности вещей, а поиски ответов на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления при аксиоме, что все явления подчиняются неизменным естественным законам. Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению — когда падающее тело устремляется к центру земли, это следование с пропорциональной времени падения скоростью и есть его свобода. Жизнедеятельность свободна лишь в том случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внутренних и внешних препятствий. Вот почему, по К., всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если она не подчиняется какому-либо закону; в этом случае она не способствует ни порядку, ни прогрессу (ни индивидуальному, ни коллективному). Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг. В контовских соци- ократических построениях много субъективного и утопического, что встретило оправданную критику его ближайших последователей — Дж.Ст. Милля, Г. Спенсера и др. Более ощутимо влияние К. на концепции социального прогресса конца 19 — начала 20 в., на технократические концепции середины 20 в. В области правоведения особую популярность обрела его идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в работах Л. Дюги, М. Ориу, П.А. Кропоткина. Соч.: Система политической философии, 1851—54. В.Г. Графский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама