АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Источник: Советский юридический словарь
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Принципы А.о.: законность, целесообразность, ответственность за вину, неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности, индивидуализация мер ответственности, гуманизм, гласность.
Основания административной ответственности:
1) нормативное основание – нарушение административно-правового предписания (запрета);
2) фактическое основание – совершение административного правонарушения;
3) процессуальное основание – издание правоприменительного акта
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
О. а. выражается в административных взысканиях: предупреждении, штрафе (как правило, до 100 руб.), исправительно-трудовых работах (до 1 месяца), а в местностях, объявленных на военном положении,– лишении свободы сроком до 6 месяцев или штрафе до 3 тыс. руб. В отдельных случаях к О. а. (штраф) могут привлекаться юридические лица (за непредставление материалов об обороте предприятия; несвоевременное представление баланса; за нарушение санитарно-гигиенических правил).
Административное взыскание предусмотрено в качестве санкции в ряде статей УК; 61, ч. 1; 64, ч.ч. 1 и 2; 83; 108, ч. 2; 133, ч. 4; 191, ч. 2; 192. Исполнение по делам об административных взысканиях производится, как правило, в административном порядке.
Для изъятия имущества в покрытие недоимок по гос. и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам с колхозов и отдельных граждан установлен судебный порядок. Административный порядок взимания штрафов с отдельных лиц применяется при взимании штрафов, наложенных санитарной и торговой инспекциями, инспекцией труда, главными техническими инспекторами ЦК профсоюзов, штрафов за нарушение противопожарных правил и других штрафов, которые взыскиваются с зарплаты в бесспорном порядке.
Освобождение от административного взыскания производится либо органом, наложившим взыскание, либо вышестоящим органом.
Источник: Советский юридический словарь
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности; во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; в-третьих, предупреждение административных правонарушений. Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.
Следует четко разграничивать понятия "установление" и "применение" а.о., а равно и всех других мер административного принуждения.
В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, т.е. принципы привлечения к а.о.: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).
Структура а.о. (как, впрочем, и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы: основание а.о. (юридическое, фактическое и процессуальное); правовые условия привлечения к а.о., а также исключающие ее; субъекты а.о.; санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.
Мерами а.о. выступают административные наказания (в настоящее время их девять, см. "Административные наказания"), которые применяются в рамках производства по делам об административных правонарушениях в порядке, закрепленном КоАП РФ.
Источник: Большой юридический словарь
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена а.о.
КоАП содержит особенную часть, в которой (главы 5 – 21) назван огромный круг административных правонарушений. Они поделены на следующие группы:
а) посягающие на права граждан;
б) посягающие на здоровье, санитарноэпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
в) в области охраны собственности; в области охраны окружающей среды и природопользования;
г) в промышленности, строительстве и энергетике;
д) в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
е) на транспорте; в области дорожного движения;
ж) в области связи и информации;
з) в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций;
и) в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг;
к) в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
л) посягающие на институты государственной власти;
м) в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
н) против порядка управления;
о) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
п) в области воинского учета.
А.о. подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. А.о. подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат а.о. на общих основаниях. Вопрос об а.о. иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. Юридические лица подлежат а.о. за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
См. также Административное наказание.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Источник: Юридическая энциклопедия
В некоторых статьях КоАП дается исчерпывающий перечень должностных лиц, которые могут быть привлечены за совершение данного правонарушения к О.а. Так, в ст. 90 КоАП предусмотрено, что за расточительное расходование электрической и тепловой энергии к ответственности могут быть привлечены руководители предприятий, учреждений и организаций, главные инженеры, главные энергетики (главные механики) предприятий, начальники цехов, руководители административно-хозяйственных служб учреждений и организаций. В других случаях, например, в ст. 123 КоАП употребляется формулировка общего характера: за выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности. О.а. несут должностные лица. отвечающие за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
К должностным лицам могут быть применены только два вида О.а. - предупреждение и штраф. Штрафные санкции конкретных составов административных правонарушений, в которых субъектами выступают граждане и должностные лица, для последних повышены.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения (проступки) в дисциплинарном порядке. На общих основаниях указанные лица несут О.а. за нарушение правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду. К ним не могут применяться исправительные работы и административный арест. А в отношении военнослужащих, кроме того, - штраф и лишение права управления транспортными средствами.
Органы (должностные лица), которым предоставлено право привлекать виновных к О.а., могут вместо наложения административных взысканий передавать материалы соответствующим органом для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Кроме военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел специфические условия О.а. установлены для лиц, на которых распространяются дисциплинарные уставы или специальные положения о дисциплине в связи с особенным характером трудовой деятельности в некоторых отраслях хозяйства РФ. К таким лицам относятся работники железнодорожного, морского, речного транспорта, гражданской авиации. Уставы и положения о дисциплине предусматривают дисциплинарную ответственность за совершение при исполнении служебных обязанностей проступков, совпадающих по своему содержанию с административными правонарушениями. В связи с изменением статуса юридических лиц (акционирование, приватизация и т.п.) возникла необходимость в О.а. за нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства. Такая ответственность предусмотрена в ряде ФЗ РФ.
Источник: Энциклопедия юриста
- во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина;
- здоровья граждан;
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- окружающей среды;
- установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;
- собственности;
- во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
- в-третьих, предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ). Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений. Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения. Установление административной ответственности, издание предусматривающих ее законов. Формой установления административной ответственности выступают только федеральные (Кодекс РФ об административных правонарушениях) и субъектов РФ законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушение. Формой применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными нато государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение. Применение административной ответственности – это привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, то есть принципы привлечения к административной ответственности:
- принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4);
- презумпция невиновности (ст.1.5);
- обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6). Структура административной ответственности (как и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы:
- основание административной от ветственности (юридическое, фактическое и процессуальное);
- правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие ее;
- субъекты административной ответственности;
- санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, так как по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности. Существуют три тесно взаимосвязанных, интегрированных в некое триединство, основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности. Юридическое основание административной ответственности – это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в пол ном составе сос тавляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом. Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного правонарушения, то есть совершившие административное правонарушение физические и юридические лица, привлекаемые за это к административной ответственности. Среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности, которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Предусмотренные соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с российскими гражданами. Несовершеннолетние от 16- до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания. Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они несут административную ответственность за определенный перечень административных пра вонарушений, а за остальные административные правонарушения при влекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с дисциплинарными уставами. Таким образом, административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения. К военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и административный штраф. Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. Особенности административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов состоят в следующем:
- во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного правонарушения определенной спецификой;
- во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного правонарушения законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные наказания, чем для граждан;
- в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности дисквалификация. Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности: продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и др., которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой стороны, не относятся законодательством и к обычным гражданам. К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ). Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Согласно КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ). Мерами административной ответственности выступают административные наказания ( см. «административные наказания»), которые применяются в рамках производства по делам об административных правонарушениях в порядке, закрепленном КоАП РФ.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.