нормы права, регулирующие отношения в области государственного управления, определяющие должное поведение всех лиц и организаций, действующих в этой сфере.
А.п.н. присущи все признаки нормы права. Вместе с тем, они имеют ряд особенностей:
1) эти нормы содержат государственное предписание, обязательное для исполнения субъектами административного права и рассчитанное на многократное применение;
2) означают форму определения и закрепления прав и обязанностей участников административно-правовых отношений;
3) представляют собой правило поведения, гарантированное государством, защищаемое мерами административной и дисциплинарной ответственности;
4) эти нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат предпосылкой для обеспечения законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;
5) посредством рассматриваемых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные и другие.
Структура А.п.н. традиционна: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза указывает на условия, при которых применяется данная норма. Условия (обстоятельства), предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.
Диспозиция – правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений.
Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения или игнорирования правил, установленных в диспозиции правовой нормы.
Административно-правовые нормы
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Административно-правовые нормы
это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие организационно-управленческие отношения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанные на многократное применение. Общими для всей совокупности административно-правовых норм особенностями являются их огромное по сравнению с нормами других отраслей права количество, а также многочисленность и разнообразие.
Основная особенность норм а.-п. заключается в их собственном предмете регулирования. Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие, скажем, от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений. Императивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Императивный (повелительный) характер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного, в интересах данного гражданина образа действия и поведения.
Имеются особенности и в структуре административно-правовых норм. Часто санкции административно-правовых норм вынесены за рамки статьи нормативного правового акта и предусмотрены в других административно-правовых актах, например в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д., т.е. широко распространены бланкетные предписания.
По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными. Большинство административно-правовых норм являются обязывающими, прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, порядке работы с обращениями граждан и др.).
Основная особенность норм а.-п. заключается в их собственном предмете регулирования. Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие, скажем, от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений. Императивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Императивный (повелительный) характер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного, в интересах данного гражданина образа действия и поведения.
Имеются особенности и в структуре административно-правовых норм. Часто санкции административно-правовых норм вынесены за рамки статьи нормативного правового акта и предусмотрены в других административно-правовых актах, например в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д., т.е. широко распространены бланкетные предписания.
По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными. Большинство административно-правовых норм являются обязывающими, прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, порядке работы с обращениями граждан и др.).
Источник: Большой юридический словарь
Административно-правовые нормы
установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие организационно-управленческие отношения, распространяющиеся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанные на многократное применение. Общими для всей совокупности административно-правовых норм особенностями являются их многочисленность и разнообразие. Основная особенность норм административного права заключается в их собственном предмете регулирования. Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений. Императивный характер административно-правовых норм не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Императивный (повелительный) характер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного, в интересах данного гражданина образа действия и поведения. Структура административно-правовых норм также имеет особенности. Часто санкции административно-правовых норм вынесены за рамки статьи нормативного правового акта и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д., то есть широко распространены бланкетные предписания. По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными. Большинство административно-правовых норм являются обязывающими, прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы, регламентах, соблюдении правил и др.). Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.). К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему усмотрению (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.). Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности системы исполнительной власти. Под системой исполнительной власти следует понимать всю совокупность органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Нормы административного права занимают важное место в системе правовых норм, регулируя широкий круг общественных отношений. Они регламентируют порядок деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также отношения между теми и другими. Административно-правовые нормы определяют права и обязанности служащих государственных и муниципальных органов, а также должностных лиц предприятий, организаций и учреждений. С помощью этих норм устанавливается административно-правовой статус граждан - их права и обязанности в сфере государственного управления, определяется механизм и порядок защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений государственных органов и их должностных лиц. Существенная роль в системе норм административного права принадлежит нормам, регулирующим ответственность за совершение административных правонарушений, дисциплинарную ответственность и многие другие общественные отношения. Особенности предмета административного права и общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами, обусловливают особенности и самих норм. Так, например, административно-правовые нормы во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права. Ими обеспечивается регулирование определенной части финансовых, налоговых, земельных, трудовых, природоохранительных и некоторых иных отношений. Административно-правовые нормы в основном устанавливаются не органами законодательной власти, а самими субъектами системы исполнительной власти: органами исполнительной власти Федерации и субъектов Федерации; органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительные функции (местной администрацией); руководителями организаций, предприятий и учреждений. В силу этого совокупность административно-правовых норм отличается гигантским их количеством, не поддающимся более или менее точному исчислению и единой кодификации. Система административно-правовых норм в отличие от подавляющего большинства других отраслей права имеет собственный арсенал средств юридического принуждения к их исполнению. Административно-правовые нормы сами способны защитить себя в случаях невыполнения или недобросовестного выполнения их требований. Это административно-правовые нормы, устанавливающие административную и дисциплинарную ответственность.