См. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации.
Административно-территориальная единица
Административно-территориальная единица
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Административно-территориальная единица
территория, определенная законом и включающая в себя территорию одного или нескольких населенных пунктов и иные незаселенные территории, в которой органы государственной власти или местного самоуправления осуществляют соответственно государственное управление или местное самоуправление.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
структурная часть (элемент) административно-территориального устройства. А.-т.е. не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. В РФ наиболее распространенными видами А.-т.е. являются: район, район в городе, город районного подчинения, город областного (краевого и т.д.) подчинения.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
часть территории субъекта РФ в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая название, органы местного самоуправления, соответствующий статус, установленный законом субъекта РФ. А.-т.е. имеет свой административный центр, состоит из населенных пунктов (поселений), выделяемых для комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, субъекта РФ, страны в целом. Как составляющие А.-т.е. населенные пункты представляют собой места постоянного проживания людей, приспособленные для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха; в них сосредоточено жилье, административные и хозяйственные постройки. Наиболее распространенными видами А.-т.е. являются районы и сельсоветы, населенных пунктов - села, деревни, поселки, города, районы в городах. Существующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает, как правило, наличие двух, иногда трех уровней А.-т.е. Городские поселения преимущественно отличаются двухуровневой организацией - города, поселки городского типа (первый уровень) и районы в городах (второй уровень); для сельских поселений более характерны три уровня: сельские районы или сельские округа (первый уровень), сельсоветы, поссоветы и т.п. (второй уровень) и села, деревни, усадьбы, станицы и т.д. (третий уровень).
(В.Ч.)
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами, лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав, как районов, так и городов.
Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов (волостей, сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)
Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов (волостей, сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
территория, в пространственных пределах которой в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы, исполнительные и распорядительные органы.
В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Вопросы образования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ, учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц и др. решаются в Законе Республики Беларусь от 05.05.1998 N 154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь".
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.
Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.
Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ГК административно-территориальная единица является участником регулируемых гражданским законодательством отношений.
Более подробно участие административно-территориальной единицы в гражданских правоотношениях определяется гл. 5 ГК (ст. 124 - 127). Согласно ст. 124 ГК административно-территориальные единицы участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами. При этом к административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов.
От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, от имени административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, а также юридические лица и граждане.
Административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в коммунальной собственности. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, а также по обязательствам друг друга и Республики Беларусь. Перечисленные правила не действуют, когда административно-территориальные единицы приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь.
Особенности ответственности административно-территориальных единиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законодательными актами.
В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Вопросы образования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ, учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц и др. решаются в Законе Республики Беларусь от 05.05.1998 N 154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь".
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.
Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.
Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ГК административно-территориальная единица является участником регулируемых гражданским законодательством отношений.
Более подробно участие административно-территориальной единицы в гражданских правоотношениях определяется гл. 5 ГК (ст. 124 - 127). Согласно ст. 124 ГК административно-территориальные единицы участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами. При этом к административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов.
От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, от имени административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, а также юридические лица и граждане.
Административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в коммунальной собственности. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, а также по обязательствам друг друга и Республики Беларусь. Перечисленные правила не действуют, когда административно-территориальные единицы приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь.
Особенности ответственности административно-территориальных единиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законодательными актами.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009