АКЦИОНИРОВАНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АКЦИОНИРОВАНИЕ
процесс преобразования государственного предприятия в акционерное общество (открытого типа); может выступать как форма приватизации.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

АКЦИОНИРОВАНИЕ
способ приватизации государственных и муниципальных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г.

Источник: Большой юридический словарь

АКЦИОНИРОВАНИЕ
преобразование государственных предприятий, их добровольных объединений в акционерные общества. Акционерное общество с момента его регистрации выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

АКЦИОНИРОВАНИЕ
способ приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - государственные предприятия) путем преобразования их в ОАО. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г.
Создание АО в процессе приватизации существенно отличается от обычного порядка учреждения хозяйственных обществ (см. Акционерные общества) тем, что не предусматривает объединение капиталов различных лиц для формирования уставного капитала общества, как это имеет место при традиционном способе создания общества. Экономическую основу АО, возникающего при
приватизации, составляет имущество, закрепленное за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения и являющееся государственной или муниципальной собственностью. Стоимостью этого имущества определяется размер уставного капитала общества, и на соответствующую сумму выпускаются акции, размещаемые между физическими и юридическими лицами. Все это определяет особенности порядка создания АО в процессе приватизации, начиная от принятия решений об их создании и включая условия выпуска, размещения акций и многое другое, что нашло отражение в законодательстве о приватизации. В период с 1992 г. до середины 1997г. А. проводилось в соответствии с Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Указами Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»; от 24 декабря 1993 г. №2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», а также в соответствии с другими правовыми актами, изданными в развитие Закона. Со 2 августа 1997 г. действует ФЗ РФ от 21 июня 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».
Государственной программой приватизации, принимаемой в виде федерального закона, определяются приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении, орядок отчуждения государственного имущества в. собственность физических и юридических лиц, в том числе размещения (продажи) акций создаваемых АО, определения льгот, предоставляемых работникам предприятий, преобразуемых в ОАО, и ряд других принципиальных положений. Детальная регламентация процесса А. осуществляется также постановлениями Правительства РФ и нормативными актами других федеральных органов (главным образом Госкомимущества РФ), издаваемыми в. пределах их компетенции.
Основные особенности создания АО на базе приватизируемых предприятий сводятся к следующему.
а) Инициатива в проведении приватизации государственного предприятия, а соответственно в создании на его основе АО, может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом и других федеральных органов, имеющих соответствующие полномочия (в отношении объектов федеральной собственности), от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по объектам, находящимся в их ведении), а также от физических и юридических лиц.
б) В качестве учредителей создаваемых АО выступают соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования органы по управлению государственным или муниципальным имуществом.
в) Непосредственная подготовка предприятия к А. и проведение его осуществляются комиссией по приватизации, создаваемой соответствующим органом по управлению имуществом. В ее состав входят представители указанного органа, финансовой и других государственных структур, указанных в Законе. Своих представителей в состав комиссии могут направлять органы самоуправления по месту нахождения предприятия, его работники, а также территориальный антимонопольный орган.
г) Преобразование государственного предприятия в АО осуществляется в соответствии с планом приватизации, подготавливаемым комиссией по согласованию с общим собранием работников предприятия и утверждаемым органом по управлению имуществом. В плане определяются способ и сроки преобразования предприятия в АО, величина его уставного капитала, льготы, предоставляемые работникам, категории (типы) и номинальная стоимость акций общества, способы и сроки их продажи. План приватизации должен соответствовать типовому плану, утверждаемому Правительством РФ. Устав такого общества разрабатывается также на основе типового и утверждается органом по управлению имуществом.
д) При А. предприятий их работники и приравненные к ним лица (пенсионеры, имеющие определенный стаж работы на данном предприятии, и др.) пользуются льготами в приобретении и оплате акций. Ранее действовавшее законодательство предусматривало 3 варианта льгот (см. Приватизация). Закон о приватизации предусматривает возмездное
размещение акций; льготы, предоставляемые работникам акционируемого предприятия, должны предусматриваться Государственной программой приватизации, разработанной на его основе.
Помимо указанных льгот действуют предусмотренные законодательством меры социальной защиты работников акционируемых предприятий. Так, при преобразовании государственного унитарного предприятия в ОАО запрещается увольнять более чем 10% работников предприятия в течение 6 месяцев, предшествующих принятию соответствующего решения: созданное в результате такого преобразования общество отвечает по обязательствам, содержащимся в коллективном договоре, действовавшем до акционирования, и т.д.
е) Продажа акций общества, созданного на базе приватизируемого предприятия, осуществляется на специализированных конкурсах или аукционах Мингосимуществом РФ и аналогичными учреждениями, создаваемыми субъектами РФ. Пакеты акций, составляющие более 50% уставного капитала общества, продаются исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. В числе социальных условий могут предусматриваться. например, сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных или социальных условий объект приватизации подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность соответственно, а заключенные с ним сделки - расторжению с возложением на данное лицо обязанности возместить убытки.
До продажи акций на конкурсе или аукционе специализированное учреждение, выступающее продавцом, осуществляет полномочия акционера - от имени РФ либо субъекта РФ.
ж) Орган, принимающий решение о создании АО на базе приватизируемого предприятия, может одновременно закрепить в государственной или муниципальной собственности пакет акций либо выпустить «золотую акцию» (см. Акция).
з) Общество считается созданным с даты его государственной регистрации, проведение которой в предусмотренном законом порядке возложено на учредителя. С этого момента государственное предприятие исключается из реестра юридических лиц. АО является его правопреемником АО, возникающие в процессе приватизации, руководствуются в своей деятельности общими положениями ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», применяемого к ним с учетом особенностей законодательства о приватизации (п. 3 ст. 96, п. 5 ст. 98 ГК РФ). Срок действия специальных норм, определяющих особенности правового положения этих обществ, ограничен во времени:их действие прекращается с момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций, но не позднее окончания срока приватизации, установленного планом приватизации данного предприятия. С этого момента АО переходит в общий режим правового регулирования.
Шапкина Г.С.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.02 мб

Акционирование негосударственных пенсионных фондов: проблемы, перспективы

Кузин Артемий Александрович
В статье раскрываются причины акционирования негосударственных пенсионных фондов, анализируются новеллы, принятые в этой области в последнее время, показываются недостатки и преимущества такого акционирования.
Читать PDF
326.37 кб

Акционирование государственных предприятий в КНР

Донцов П. Г.
Читать PDF
335.87 кб

Приватизация и акционирование горнодобывающих предприятий

Назаров Н. В.
Читать PDF
10.42 мб

Акционирование и использование недвижимости в городском хозяйстве с позиций повышения бюджетной эффе

Ватолин В.В.
Акционерная форма собственности в последние годы получила достаточное развитие и выступает важным направлением повышения бюджетной эффективности городского хозяйства.
Читать PDF
294.77 кб

Акционирование как основа формирования мирового рынка акций

Коломиец Д.А.
Понятие «акционирование» в современной экономической науке является одним из наиболее многочисленных, сложных и интересных. В настоящее время существует множество точек зрения на определение данного понятия.
Читать PDF
137.61 кб

Акционирование колхозов: проблемы и пути их решения

Н.А. Бычков
В процессе преобразования колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) в ОАО организации сталкиваются с рядом проблем, которыев абсолютном большинстве связаныс издержками бухгалтерского учета, накопившимися за мно
Читать PDF
721.39 кб

Совершенствование управления при акционировании предприятий угольной промышленности

Велесевич В. И., Гринько Т. С., Ливенцев В. В.
Читать PDF
208.20 кб

Проблемы акционирования предприятий сферы ЖКХ на местном уровне

Ходарев А. С.
Читать PDF
2.95 мб

Процессы приватизации и акционирования в современных условиях (зарубежный опыт)

С. С. Артемьева
Читать PDF
172.97 кб

Социотехника управления экономическим поведением на основе акционирования

Хохлушина Е. А.
В условиях деидеологизации труда основными компетенциями, определяющими успешность работы менеджеров по персоналу, является умение использовать социотехнику манипулирования экономическим поведением персонала организаций.
Читать PDF
298.00 кб

Белорусский и Российский опыт акционирования (попытка сравнения)

Драчев Виктор Константинович, Зайцев Виктор Васильевич
В статье сделана попытка сравнения белорусского и российского опыта акционирования в ходе трансформации отношений собственности в двух странах. Частично получил отраже-ние и мировой опыт приватизации.
Читать PDF
1.06 мб

Негосударственные пенсионные фонды и проблемы их акционирования

Парасоцкая Н.Н., Артамонова К.А.
В статье рассмотрены проблемы и пути их решения в негосударственных пенсионных фондах в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.07.
Читать PDF
205.42 кб

Доходы от акционирования унитарных предприятий в составе источников покрытия бюджетного дефицита мун

Татаринцев М.Е.
В статье на основе анализа основных видов финансово-хозяйственной деятельности и характерных признаков муниципальных унитарных предприятий аргументируется вывод о значении доходов от акционирования унитарных предприятий, которые р
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу акционирования железнодорожного транспорта Украины

Задоя В.А.
На современном этапе реформирования железнодорожного транспорта Украины предлагается несколько организационно-правовых вариантов.
Читать PDF
0.00 байт

Совершенствование управления негосударственными пенсионными фондами в условиях акционирования

Седова М.Л.
Акционирование негосударственных пенсионных фондов (НПФ) является одним из элементов современного этапа пенсионной реформы в Российской Федерации.