Активизации интеллектуального потенциала сотрудников психология

Найдено 1 определение
Активизации интеллектуального потенциала сотрудников психология
Интеллектуальный потенциал – важнейшая составная часть психологического потенциала сотрудников организации, обеспечивающая рациональное решение возложенных на нее задач. Понятие интеллектуального потенциала является производным от понятия интеллекта как мыслительных (умственных) способностей человека. В структуре интеллекта сотрудников ПОО выделяют общий и профессиональный интеллект. Общий интеллект является фундаментальной предпосылкой успешности профессиональной деятельности и связан с знаниями мировоззренческого и общекультурного порядка (гуманитарные, социально-экономические и естественно - научные) и общекультурной мыслительной психотехникой (умением осуществлять анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; владением методами рефлексивного мышления, моделирования, использования эвристик и др.). Профессиональный интеллект включает: 1) профессионально-теоретические знания (правовые, ведомственные нормативно-правовые акты, управленческие, социологические, политологические, психологические и т.п.) и способность их адекватного использования; 2) профессионально-служебные знания (способы решения задач укрепления законности и правопорядка в современных условиях, пути совершенствования оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, методы и технологии решения профессиональных задач и др.); 3) профессионально-социальные знания (понимание природы и логики явлений обыденной повседневной жизни, общественного правосознания, правовой психологии населения, криминогенных факторов, житейских конфликтов, поступков людей, возрастных, этнических, религиозных и др. особенностей населения, криминальных групп и др.), 4) уровень развития управленческого и юридического мышления, творческих способностей.
С психологических позиций АИПС в ПОО выступает как решение системой управления двух основных задач: 1) создание интеллектуальных ресурсов организации; 2) использование имеющихся в распоряжении системы управления интеллектуальных ресурсов для оптимального выполнения возложенных функций. Первая из них решается на основе: 1) рекрутирования специалистов, в том числе на должности управленческого персонала, обладающих необходимыми интеллектуальными качествами (наличными и ресурсными) в соответствии с требованиями профессиональных задач; 2) организации системы профессионального непрерывного обучения и интеллектуального развития; 3) создания в ПОО интеллектуально-центрированного типа управления и деятельности; 4) привлечения внутри и вневедомственных интеллектуальных ресурсов для решения наиболее сложных задач, стоящих перед ПОО; 5) организации системы духовно-нравственного воспитания личного состава. По своей сути решение этой задачи связано с совершенствованием организации системы управления ПОО, создания его типа, получившего название «научающегося» (К. Арджирис, Ф. Лютенс, И.Н. Семенов, П. Сенге, С.Ю. Степанов). Прирост интеллектуального потенциала при таком типе управления происходит на основе рефлексивного осмысления (см. Рефлексивного управления психология) таких кардинальных факторов, как собственный опыт и опыт других ПОО, правовые, культурные и ресурсные ограничения, организационная структура, кадровая политика, стиль и методы управления. Полученная при этом информация служит не только для общего профессионального развития руководителей, но, что особенно важно, для овладения ими функцией стратегического управления ПОО.
Вторая задача решается с помощью: 1) подбора сотрудников, которым предстоит выполнять те или иные задания (включая комплектование групп с учетом интеллектуального фактора); 2) применение психотехнологий, способствующих проявлению и развитию интеллектуального потенциала у сотрудников (мозговой штурм, деловые, ролевые, организационно - деятельностные, инновационные игры); 3) «тренерского» (сократического) стиля управления; 4) демонстрации руководством ПОО интеллектуальных образцов (моделей, технологий) решения стратегических и повседневных задач; 5) систематическое поощрение интеллектуальных достижений подчиненных и их учет при решении кадровых вопросов, включая преимущественное продвижение по службе лиц, «отмеченных печатью интеллекта». Эти направления относятся к процессу организации текущего управления.
Каждый сотрудник, равно как и руководитель любого уровня управления ПОО, одновременно должны быть субъектом самоформирования, саморазвития и самоактуализации интеллектуального потенциала. Решение этой задачи сегодня все в большей степени связывается с последовательной реализацией системой управления ПОО психологически ориентированного менеджмента (см. Психологический менеджмент), одной из основных целей которого является создание условий, при которых каждый сотрудник стремился бы не только к накоплению, но и постоянному проявлению (и тем самым развитию) своего интеллектуального потенциала.
  (В.И. Черненилов)
Литература: Трубочкин В.П. Активизация профессионального мышления сотрудников ОВД как функция управления / Психология и педагогика управления в органах внутренних дел. Часть 1. - М., 1989, М. С. 86-100.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама