Акты местного самоуправления

Найдено 1 определение
Акты местного самоуправления
(муниципальные правовые акты) — решения по вопросам местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятые населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
М.п.а. входят в правовую систему РФ и являются властными предписаниями населения муниципального образования либо уполномоченных действовать от его имени органов местного самоуправления.
М.п.а. обязательны для исполнения на территории муниципального образования. За неисполнение М.п.а. граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Тем самым государство не только санкционирует возможность принятия органами местного самоуправления общеобязательных правовых актов, признает за актами органов и должностных лиц местного самоуправления правовой, директивно-властный характер, но и устанавливает ответственность за их неисполнение. Данные нормы приданы в развитие конституционных положений о том, что местное самоуправление является властным, государственным институтом, составляющим одну из основ конституционного строя РФ.
Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны отвечать общим требованиям законности, обязательным для всех правовых актов. Они могут издаваться только полномочными органами в пределах их компетенции, в форме и порядке, предусмотренных для принятия таких актов. Правовые акты оформляются в виде документа определенной формы. Такой документ имеет обязательные атрибуты: название акта (решение, постановление, распоряжение и т. п.); наименование органа, принявшего акт (городская Дума, сельский Совет, глава городского округа, администрация муниципального района, ревизионная комиссия и т. п.); номер; дата принятия; подпись.
В зависимости от своих юридических свойств правовые акты подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативно-правовые акты — это акты, изданные в установленном порядке правомочным органом, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы и соответственно меняющие объем прав, обязанностей и ответственности субъектов. Нормы права выступают регулятором типовых общественных отношений, являются правилами общего характера, обладающими общеобязательностью. Поэтому нормативный правовой акт адресуется неопределенному кругу лиц, рассчитан на неоднократное использование и регулирует типовые, повторяющиеся отношения. В отличие от этого индивидуальные правовые акты норм права не содержат. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, рассчитан на одноразовое применение, относится к персонально определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, выделение жилого помещения малоимущему).
Регулирование вопросов деятельности местного самоуправления М.п.а. осуществляется в пределах, установленных законодательством и обеспечивающих самостоятельность решения населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Органы и должностные лица местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают М.п.а. по вопросам местного значения. Каждый из органов и должностных лиц местного самоуправления имеет право принимать М.п.а. только по тем вопросам и в пределах тех прав и обязанностей, которые в уставе муниципального образования закреплены за данным органом или должностным лицом местного самоуправления. При этом порядок и способы решения конкретных вопросов местного значения в муниципальном образовании должны быть также определены М.п.а.
По вопросам осуществления отдельных переданных государственных полномочий М.п.а. могут приниматься только на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и (или) законами субъектов РФ о передаче данных полномочий органам местного самоуправления. Это положение необходимо учитывать при определении прав органов местного самоуправления по изданию правовых актов (органом, исполняющим отдельные государственные полномочия, является местная администрация) и установлении возможности издания М.п.а. по тому или иному вопросу. Вместе с тем Бюджетный кодекс РФ указывает, что расходные обязательства муниципального образования МО по переданным государственным полномочиям возникают на основании принятия соответствующих М.п.а. При передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должны быть приняты правовые акты муниципального образования по осуществлению этих полномочий. Указанные правовые акты могут регулировать лишь чисто организационные вопросы исполнения полномочий местной администрацией (например, распределение функций по исполнению полномочий между должностными лицами или структурными подразделениями, создание специальных структур или введение дополнительных должностных обязанностей муниципальных служащих по исполнению полномочий, установление процедур по подготовке соответствующих позиций в расходной и доходной частях бюджета поселения и т. п.) и не должны регулировать права, обязанности и ответственность иных участников общественных правоотношений по данным полномочиям, если это прямо не указано в законе о передаче полномочий.
Наличие и содержание М.п.а. имеет исключительную важность для решения вопросов местного значения. Возможность финансирования из бюджета тех или иных расходов прямо связана с наличием М.п.а., устанавливающих расходные обязательства муниципального образования, и включением их в реестр расходных обязательств муниципального образования.
С 1 января 2009 г. муниципальные нормативно-правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ.
См. также Система муниципальных правовых актов.
О. Л. Савранская
А. Н. Писарев
Список литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Европейская хартия местного самоуправления // Собр. законодательства РФ. 07.09.1998 г. № 36. Ст. 4466. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г.
№ 55-ФЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.11.2003 г.
№ 131-ФЗ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г.
№ 67-ФЗ.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» от 08.11.2007 г. № 260-ФЗ.
Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
Овчинников И. И., Писарев А. Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: ЭКСМО, 2007.
Савранская О., Зендриков Ю. Организация процесса формирования и ведения реестра расходных обязательств муниципальных образований// Муниципальная экономика. — 2005. — № 4.
Савранская О. Рекомендации по разработке и экспертизе уставов МО: Материалы проекта ТАСИС «Институциональный, правовой и экономический федерализм в РФ».
2005. http://www.federalism.ru.
Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 1997.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. — М., 1996.
Шугрина Е. С. Муниципальное право. — М., 2005.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
116.67 кб

Муниципальные правовые акты как средства правовой политики в сфере местного самоуправления

Корсакова С. В.
В статье раскрывается место и роль муниципальных правовых актов в формировании и осуществлении российской правовой политики в сфере местного самоуправления.
Читать PDF
111.49 кб

Муниципальные правовые акты исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления: сущнос

Герб Римма Валерьевна
Статья посвящена вопросу о сущности и видах муниципальных правовых актов исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления, их соотношению, критериям разграничения в случае, если предмет акта выходит за пределы расп
Читать PDF
431.94 кб

Муниципальные правовые акты, регламентирующие полномочия органов местного самоуправления в сфере стр

Иванова Елена Сергеевна
В публикации автор уточняет федеральную и региональную нормативно-правовую базу, регламентирующую полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства.
Читать PDF
63.11 кб

Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие право на свободу

Рузаева Елена Михайловна
Статья освещает причины нарушения основополагающих трудовых прав работников, живущих с ВИЧ/СПИДом или пострадавших от него, которые выражаются в дискриминации и стигматизации.
Читать PDF
111.49 кб

Муниципальные правовые акты исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления: сущнос

Герб Римма Валерьевна
Статья посвящена вопросу о сущности и видах муниципальных правовых актов исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления, их соотношению, критериям разграничения в случае, если предмет акта выходит за пределы расп
Читать PDF
246.63 кб

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как объек

Агеев А.А.
В статье идет речь о состоянии и тенденциях развития и совершенствования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации как объектов административно-правовой защиты.