АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
вид службы, которую гражданин обязан нести вместо военной службы в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а т.ж. в иных установленных законом случаях. Право граждан РФ на А. г. с. установлено ст. 59 Конституции РФ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Альтернативная гражданская служба
особый вид трудовой деятельности, осуществляемой гражданами России взамен военной службы по призыву. Конституция РФ предоставляет право на а.г.с. гражданам, если: несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию либо они относятся к коренному малочисленному народу, ведут традиционный образ жизни и занимаются традиционными промыслами. В соответствии с принципами трудового права (ст. 2, 4 ТК РФ) не признается принудительным трудом. Направление работающего гражданина на а.г.с. - основание прекращения с ним трудового договора (п. 1 ст. 83 ТК РФ).
Трудовая деятельность граждан, проходящих а.г.с, регулируется ТК РФ (ст. 349) с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" и Положением о порядке ее прохождения.
Проходящие а.г.с. не вправе: занимать руководящие должности, участвовать в забастовках, совмещать данную службу с другой работой, расторгать срочный трудовой договор по своей инициативе. Время прохождения а.г.с. засчитывается в трудовой стаж.

Источник: Большой юридический словарь

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
особый вид трудовой деятельности. Особенность А. г. с. заключается в том, что она осуществляется, во-первых, в интересах общества и государства; вовторых, взамен военной службы по призыву. А. г. с. не является разновидностью государственной, в том числе военной, или муниципальной службы. В то же время, являясь разновидностью службы как социальной деятельности в обществе, она, с одной стороны, обеспечивает др. виды социальной деятельности (напр., государственную, в том числе военную, и муниципальную службу, деятельность в сфере здравоохранения, социального обеспечения граждан и др.), а с др. — реализует конституционное право граждан на возможность отказа от исполнения воинской обязанности в форме прохождения ее по призыву. Право гражданина на замену военной службы по призыву А. г. с. может быть реализовано при соблюдении следующих условий: если несение военной службы противоречит его убеждениям; если несение военной службы противоречит его вероисповеданию; если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

Альтернативная гражданская служба
особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами РФ взамен военной службы по призыву. Право граждан на альтернативную гражданскую службу предусмотрено ст. 59 Конституции РФ. Отношения по поводу прохождения гражданской службы как альтернативы исполнения воинских обязанностей и обязанностей военной службы получили легальное закрепление в Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» (2002 г.). Прохождение альтернативной гражданской службы осуществляется в соответствии Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утверждаемым Правительством РФ, международными договорами Российской Федерации в области альтернативной гражданской службы. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». Закон гарантирует право на альтернативную гражданскую службу гражданам, если несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию, либо они относятся к коренному малочисленному народу, ведут традиционный образ жизни и занимаются традиционными промыслами. В соответствии с принципами российского трудового права прохождение альтернативной гражданской службы не признается принудительным трудом. Направление работающего гражданина на альтернативную гражданскую службу – основание прекращения с ним ранее заключенного трудового договора (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией на основании заявления в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. К месту прохождения службы гражданина направляет военный комиссариат в соответствии с решением призывной комиссии. Срок альтернативной гражданской службы устанавливается федеральным законом и превышает срок военной службы по призыву. Срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном ТК РФ, социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером его трудовой деятельности. Он также имеет право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения; имеет право пользоваться гарантиями и компенсациями, предусмотренными для лиц, совмещающих работу с обучением. Проходящие альтернативную гражданскую службу не вправе: занимать руководящие должности, участвовать в забастовках, совмещать данную службу с другой работой, расторгать срочный трудовой договор по своей инициативе. Они подлежат обязательному государственному социальному страхованию, государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством РФ. Время прохождения альтернативной гражданской службы засчитывается в страховой стаж и в стаж работы по специальности. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ и на военные сборы не призываются.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 1 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).
Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
– несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
– он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования принято соответствующее решение.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
– в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
– в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;
– в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.
Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Источник: Словарь по уголовному праву.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
особый вид деятельности взамен военной службы. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Но в ч. 3 ст. 59 предусмотрено: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. (с изменениями и дополнениями) «Об альтернативной гражданской службе». Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы утверждено постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. (действует с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон определяет (ст. 1), что а.г.с. – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву а.г.с. в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).
На а.г.с. направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву а.г.с., лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву а.г.с. и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией военного комиссариата принято соответствующее решение. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву а.г.с., должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно ст. 5 Закона срок а.г.с. в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет: для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., – 42 месяца; с 1 января по 31 декабря 2007 г. – 31,5 месяца; для граждан, окончивших государственные, муниципальные или аккредитованные негосударственные вузы и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 г. – 21 месяц; для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 21 месяц. Срок а.г.с. для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет: для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г. – 36 месяцев; с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно – 27 месяцев; для граждан, окончивших государственные, муниципальные или аккредитованные негосударственные вузы и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 г. – 18 месяцев; для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 г. – 18 месяцев.
Началом а.г.с. считается день убытия гражданина к месту прохождения а.г.с., указанный в предписании военного комиссариата. Окончанием а.г.с. гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с а.г.с. Сделать это надо в день истечения срока а.г.с.
В срок а.г.с. не засчитываются: прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях; время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Граждане, проходящие а.г.с., обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральным законодательством. Время прохождения гражданином а.г.с. засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности. За гражданином, проходящим а.г.с., сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на а.г.с., В течение трех месяцев после увольнения за ним сохраняется право вернуться на работу в ту же организацию и на ту же должность, откуда он пошел на службу, а при отсутствии работы (должности) – на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации. Если человек был направлен на а.г.с. в период его обучения в образовательном учреждении, за ним сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то же образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на службу. Граждане, проходящие а.г.с., имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных организациях по заочной или очнозаочной форме обучения.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
1.03 мб

Становление альтернативной гражданской службы в России

Пономарев Сергей
The article analyzes the history of alternative civil service institution in Russia and other countries of the world.
Читать PDF
231.93 кб

Особенности трудового договора работников, проходящих альтернативную гражданскую службу

Федянина Е. А.
Читать PDF
469.87 кб

О декриминализации уклонения от военной и гражданской альтернативной службы (ст. 328 УК РФ)

Филиппов П. А.
В статье анализируются основания декриминализации ст.
Читать PDF
83.12 кб

Проблемы правового обеспечения конституционного права граждан на альтернативную гражданскую службу в

Украинцева Виктория Сергеевна
Актуальность выбранной темы обусловлена теоретической и практической значимостью исследования правового обеспечения конституционного права граждан на альтернативную гражданскую службу при осуществлении обязанности по защите Отечес
Читать PDF
145.61 кб

Предоставление конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской

Украинцева Виктория Сергеевна
В статье предпринимается попытка раскрыть наиболее важные стороны проблемы с учетом действующего законодательства об альтернативной гражданской службе и практики его применения.
Читать PDF
396.52 кб

Декриминализация уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ

Филиппов Павел Александрович
В статье на основе изучения доктринальных положений и сложившейся судебной практики анализируются основания декриминализации уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.