АНАРХИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНАРХИЗМ
леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Анархизм
крупное самостоятельное течение общественно-политической мысли, имеющее антиавторитарную и антигосударственную направленность. Его представители (П.-Ж. Прудон, М. Штирнер, М.А. Бакунин и др.) выдвигали концепции, которые ориентируются на упразднение государства, закона и устранение всякой власти, располагающей правом принуждать индивида.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

АНАРХИЗМ
от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом этой теории называют П.-Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж.-Ж. Руссо. В России М.Д. Бакунин и П.А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами теории А. явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающие, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

АНАРХИЗМ
идейное течение и общественное движение, в принципе отрицающее политико-юридическую форму организации социальной жизни и признающее безгосударственное состояние нормой существования всякого человеческого общежития. Первоначальные проявления А. имеют место уже в раннеклассовом обществе. Носителями анархистских взглядов, участниками анархических действий выступают, как правило, представители маргинальных слоев, которые не могут адаптироваться к реально существующим условиям жизни. Элементы А. присутствуют в ряде средневековых религиозных движений. В новое время А. находит питательную социальную почву также в основном среди маргиналов. Как особое направление политической мысли А. сложился к концу 18 в. Одно из первых изложений его ключевых позиций было дано в книге Вильяма Годвина (1756—1836) «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и всеобщее счастье». Наиболее крупные идеологи анархизма в 19 в.: П.-Ж. Прудон (1809-86), М. Штирнер (псевдоним Каспара Шмидта, 1806—56), М.А. Бакунин (1814—1876). Заметная роль в обосновании и пропаганде анархизма сыграна П.А. Кропоткиным (1842—1921). В идеологии современного А. воспроизводятся многие представления традиционных анархистских концепций, с которыми его роднит общий дух политико-правового нигилизма. В рамках А. возникло несколько отличных друг от друга направлений. С точки зрения желаемого принципа социального устройства различают А. индивидуалистический (например, учение М. Штирнера) и коллективистский (учение П.А. Кропоткина и др.). Представители первого направления выступают за общество обособленно живущих и взаимодействующих между собой мелких частных собственников; представители второго направления хотят видеть общество будущего основанным на коллективном, совместном труде кооперированных производителей. С точки зрения путей реализации провозглашаемого идеала А. дифференцируется также на два течения: одно из них ориентируется на путь мирных реформ; другое — на путь революции. В А. мирном ставка делается на агитацию, воспитание, частичное переустройство некоторых существующих экономических институтов (Прудон и прудонисты). Приверженцы революционно- насильственного способа утверждения анархического идеала (М.А. Бакунин, современные анархиствующие ультраэкстремисты) пропагандируют и организуют экспроприации, мятежи, бунты, различные акты разрушения и т.п. Анархисты исходят из той посылки, что существующие в социальном мире противоречия и конфликты, отношения зависимости, всякого рода несправедливости, ущемления интересов людей и др. в решающей степени порождаются феноменом публичной власти, государственностью как таковой со всеми присущими ей атрибутами. Они игнорируют естественно-исторический характер бытия государства, выполнение им абсолютно необходимых для цивилизованного общежития интегративных, организационных, управленческих функций, ведение общесоциальных дел. Отсюда — резкое осуждение и категорическое неприятие анархистами какого бы то ни было государства (независимо от его типа и формы, установившегося в нем режима и т д . ) . Государство неприемлемо для них ни в качестве публично-властной организации общества в целом, политической ассоциации сограждан, н и в качестве аппарата управления обществом. Враждебное отношение анархистов вызывает централизованное построение государственной власти. Они не придают значения тем различиям, которые имеются в формах правления и территориального устройства государства, в методах осуществления государственной власти и т.п. А. отбрасывает, следовательно, не только то, что непосредственно связано с военной и бюрократической машиной и репрессивными учреждениями государства. В большинстве своем анархисты также противники демократических политических и правовых установлений: принципа разделения властей, системы представительства и представительных органов, всеобщего избирательного права, суда, законодательно закрепляемого института прав и свобод человека. Таким образом, анархисты находятся в непримиримой оппозиции к основным достижениям политико-юридической культуры, выработанной на протяжении тысячелетий развития цивилизованного общества. Истинный порядок человеческой жизни, пригодный для того, чтобы быть практически осуществленным в любой момент человеческой истории, представляется анархистам обычно в виде добровольной ассоциации небольших автономных коммун, которые управляются исключительно с помощью средств и процедур прямой демократии, обеспечивая тем самым полную свободу индивида. Друг с другом такие коммуны взаимодействуют лишь с помощью завязывающихся между ними горизонтальных связей. Идеалы анархии свидетельствуют о том, что анархическое сознание является не только антиэтатистским, антигосударст- венническим, но и утопическим. Лит.: Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989; Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. Алматы, 1994. Л.С. Мамут

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
231.78 кб

Анархизм и антиэтатизм в истории политико-правовой мысли

Селюк Сергей Анатольевич
Идеи о полной свободе личности в свободном обществе, о ликвидации гнета государства над гражданами и эксплуатации последних проходят через различные цивилизации и эпохи.
Читать PDF
182.57 кб

"Истребление анархизма": пропаганда английского общества друзей русской свободы и российская проправ

Нечипорук Д. М.
В статье исследуются отклики в российской печати на антиправительственную агитацию английского общества друзей русской свободы (ОДРС) в начале 1890-х гг.
Читать PDF
782.14 кб

Сущность теории анархизма в концепции политико-правового развития

Лыков Андрей Юрьевич
В статье рассматривается теория анархизма и проводится критический анализ ее основных положений применительно к конкретным социальным институтам.
Читать PDF
178.92 кб

Трансформация концепта народовластия в государственно-правовых учениях анархизма Западной Европы, Ро

Сворак С. Д.
В научной статье на основе анализа литературы, оперативно-следственной практики и опроса специалистов в области нанесения татуажа, пирсинга, шрамирования и таврирования рассматриваются следующие проблемы: 1) сущность и виды татуаж
Читать PDF
305.94 кб

Феномен анархизма в революционном процессе России первой четверти ХХ в

Орчакова Л.Г.
В статье рассматриваются политические взгляды и деятельность анархистских организаций в первой четверти XX века, ус-танавливаются причины и факторы, повлиявшие на поражение партий анархистской направленности после Октябрьской рево
Читать PDF
247.06 кб

Проблематика власти, государства и права в трудах отечественных теоретиков анархизма

Селюк Сергей Анатольевич, Борисова Ольга Ивановна
Анархический тип политического сознания, представленный системой политических и правовых идей, концепций, теорий, доктрин различных течений анархизма, формирует политическую и правовую идеологию анархизма иными словами теорию анар
Читать PDF
178.41 кб

Критика марксизма и анархизма Рудольфом Штаммлером

Шавеко Николай Александрович
В статье анализируется и оценивается критика Рудольфом Штаммлером марксизма и анархизма, основанная на выработанных ученым понятиях общества и права, а также на предложенном им разграничении права, произвола и конвенциональных нор
Читать PDF
356.28 кб

Развитие бухгалтерского учета на основе концепции методологического анархизма П. Фейерабенда: pro et

Легенчук Сергей Федорович
Выявлены и проанализированы существующие подходы к дальнейшему развитию бухгалтерского учета в Украине. Рассмотрена возможность использования концепции методологического анархизма П.