то же, что и анкетный опрос.
АНКЕТИРОВАНИЕ
АНКЕТИРОВАНИЕ
Анкетирование
вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету).
Источник: Криминология основные термины и определения. 2017 г.
Анкетирование
1) техническое средство конкретного социального исследования; 2) составление, распространение, изучение анкет. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучения общественного мнения, проведения каких-либо исследований.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Анкетирование
сбор данных с помощью опросных листов; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.
В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты. Обследуемый с помощью анкетного опроса человек именуется респондентом. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.
Виды анкетирования классифицируются по ряду признаков.
1.По уровню стандартизации: полностью стандартизированное; частично стандартизированное. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов. Вопросы разделяются на открытые (ответы на которые могут даваться развернуто и подробно в соответствии с желанием опрашиваемого) и закрытые (ответы на которые респонденты выбирают из ряда возможных, упорядоченных и заранее определенных ответов). Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.
2.По числу респондентов: индивидуальное (один респондент); групповое (несколько респондентов); массовое (от сотни до тысяч респондентов).
3.По полноте охвата: сплошное (опрос всех представителей выборки); выборочное (опрос части выборки).
4.По типу контактов с респондентами: очное (в присутствии исследователя-анкетёра); заочное (анкетёр отсутствует). Заочное анкетирование осуществляется путем: рассылки анкет по почте; публикации анкет в прессе, в интернете; вручения анкет по месту жительства, работы и т. д. В случае заочного анкетирования анкета возвращается респондентом по почте.
По содержанию вопросы анкеты делятся на: объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе) и субъективные (выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям).
С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы (50–100 анкет) для исключения «неработающих» вопросов.
С ростом популярности Интернета все более востребованным способом сбора данных становится он-лайн анкетирование. К факторам дизайна он-лайн опросников, влияющих на результат опроса, относят: качество инструкций опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов дает бесплатную возможность создать он-лайн опросник и собрать данные. Например, сайт http://www.surveymonkey.com, позволяющий пользователям осуществлять сбор данных о 100 респондентах.
Последовательность смысловых разделов анкеты:
1.Введение. В нем указываются: кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, дается гарантия анонимности информации; инструкция по заполнению анкеты и прочие «организационные» моменты.
2.Вступительные вопросы. Вступительные вопросы относятся к контактным. С их помощью у респондентов создается мотивация участия в опросе, осуществляется их подготовка к исследованию. Поэтому контактные вопросы должны быть очень простыми, общими и касаться всех респондентов.
3.Основные вопросы. Основные вопросы должны быть сформированы с учетом следующих правил: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим — анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.
4.Заключительные вопросы. В заключительной части респондентам могут быть заданы вопросы о том, насколько интересным, полезным или своевременным они считают опрос. Некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах. Некоторые исследователи считают необходимым, прежде чем попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах.
5.«Объективка» респондента. В этом разделе указываются социально-демографические сведения опрашиваемого. Отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как недочет в организации контакта с ними.
6.Благодарность за сотрудничество в проведении опроса.
Психология респондента играет важную роль в проведении опроса. Обоснованность и надежность полученных в исследовании результатов зависит не столько от статистических методов обработки ответов, сколько от качества опросного листа как средства опосредованного письменного целенаправленного общения. Поэтому особое внимание при проведении анкетировании уделяется учету особенностей восприятия респондентом текста анкеты, учету специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.
З. А. Алиева
Список литературы
Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.:
Речь, 2002.
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара, 1995.
В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты. Обследуемый с помощью анкетного опроса человек именуется респондентом. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.
Виды анкетирования классифицируются по ряду признаков.
1.По уровню стандартизации: полностью стандартизированное; частично стандартизированное. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов. Вопросы разделяются на открытые (ответы на которые могут даваться развернуто и подробно в соответствии с желанием опрашиваемого) и закрытые (ответы на которые респонденты выбирают из ряда возможных, упорядоченных и заранее определенных ответов). Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.
2.По числу респондентов: индивидуальное (один респондент); групповое (несколько респондентов); массовое (от сотни до тысяч респондентов).
3.По полноте охвата: сплошное (опрос всех представителей выборки); выборочное (опрос части выборки).
4.По типу контактов с респондентами: очное (в присутствии исследователя-анкетёра); заочное (анкетёр отсутствует). Заочное анкетирование осуществляется путем: рассылки анкет по почте; публикации анкет в прессе, в интернете; вручения анкет по месту жительства, работы и т. д. В случае заочного анкетирования анкета возвращается респондентом по почте.
По содержанию вопросы анкеты делятся на: объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе) и субъективные (выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям).
С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы (50–100 анкет) для исключения «неработающих» вопросов.
С ростом популярности Интернета все более востребованным способом сбора данных становится он-лайн анкетирование. К факторам дизайна он-лайн опросников, влияющих на результат опроса, относят: качество инструкций опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов дает бесплатную возможность создать он-лайн опросник и собрать данные. Например, сайт http://www.surveymonkey.com, позволяющий пользователям осуществлять сбор данных о 100 респондентах.
Последовательность смысловых разделов анкеты:
1.Введение. В нем указываются: кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, дается гарантия анонимности информации; инструкция по заполнению анкеты и прочие «организационные» моменты.
2.Вступительные вопросы. Вступительные вопросы относятся к контактным. С их помощью у респондентов создается мотивация участия в опросе, осуществляется их подготовка к исследованию. Поэтому контактные вопросы должны быть очень простыми, общими и касаться всех респондентов.
3.Основные вопросы. Основные вопросы должны быть сформированы с учетом следующих правил: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим — анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.
4.Заключительные вопросы. В заключительной части респондентам могут быть заданы вопросы о том, насколько интересным, полезным или своевременным они считают опрос. Некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах. Некоторые исследователи считают необходимым, прежде чем попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах.
5.«Объективка» респондента. В этом разделе указываются социально-демографические сведения опрашиваемого. Отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как недочет в организации контакта с ними.
6.Благодарность за сотрудничество в проведении опроса.
Психология респондента играет важную роль в проведении опроса. Обоснованность и надежность полученных в исследовании результатов зависит не столько от статистических методов обработки ответов, сколько от качества опросного листа как средства опосредованного письменного целенаправленного общения. Поэтому особое внимание при проведении анкетировании уделяется учету особенностей восприятия респондентом текста анкеты, учету специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.
З. А. Алиева
Список литературы
Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.:
Речь, 2002.
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара, 1995.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия