философский и мировоззренческий принцип, в соответствии с которым в качестве точки отсчета и системы координат в рассмотрении всех философских вопросов, в построении мировоззренческой позиции рассматривается человек. А. представляет собой один из наиболее древних, распространенных и влиятельных подходов в этике к пониманию природы, сущности, происхождения и структуры морали, ее социальных и культурных функций, к решению вопросов профессиональной этики, в т. ч. профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов. Представителями А. в понимании морали являются Конфуций, софисты, Сократ, Г. Гроций, И. Кант, М. Лютер, Ж. Кальвин, Б. Франклин, большинство экзистенциалистов, включая Н. А. Бердяева и Л. Шестова, и др. Несмотря на индивидуальные различия в трактовке морали, представители А. едины в своей исходной установке: моральные явления выражают природу человека и вытекают из этой природы, мораль по своей сути представляет собой личностные качества, нормы и принципы, укорененные в таких родовых качествах людей, как разум, воля или чувства. Моральные нормы и принципы отличают человеческое общество от сообщества животных. В современной отечественной этике А. присутствует как методологический принцип в сочетании с социоцентризмом в решении многих проблем. А. как методологический принцип чрезвычайно плодотворен при постановке и решении проблем профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов, в разработке понятийного аппарата этой науки, в частности, понятия правовой морали.
0.00 байт
Теоцентризм и антропоцентризм в современном экологическом сознании
Статья описывает современную ситуацию в сфере экологического сознания и подходы к оценке биологического разнообразия с позиций антропоцентризма (современная экономическая теория) и теоцентризма (религиозная философия).