АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Архипелажные воды
воды государства-архипелага, расположенные между его островами, и ограниченные от других частей моря архипелажными исходными линиями. Это морское пространство составляет территорию государства-архипелага, и на него, равно как и на его дно и недра дна, согласно Конвенции ООН по морскому праву, распространяется суверенитет государства-архипелага.

Источник: Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ
воды государства-архипелага, расположенные между островами, из которых состоит государство-архипелаг, и отграниченные от др. частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь 3 % их общего числа могут иметь длину в 125 миль при их проведении не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага. Соотношение между площадью воды и площадью суши в пределах этих линий должно составлять от 1:1 до 9:1. Следовательно, не каждое государство, состоящее из островов, вправе считать себя государством-архипелагом и иметь А. в. Эти положения, касающиеся государств-архипелагов и А.в., были установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии с Конвенцией на А.в., а т.ж. на воздушное пространство над ними, на дно и его недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага, но при этом суда всех государств пользуются правом мирного прохода через А.в. с соблюдением определенных правил. Кроме того, по путям, обычно используемым для международного судоходства в пределах А.в., устанавливается право прохода иностранных судов и пролета иностранных летательных аппаратов Конвенция не предусматривает право установления А. в. между островами архипелагов, разобщенных с основной частью государства.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Архипелажные воды
воды государства-архипелага (т. е. островного государства). Архипелагами считают только те островные государства, где соотношение между водной и сухопутной частью территории равно от 1:1 до 9:1. Водная часть территории в государствах-архипелагах по площади превышает сушу. Наиболее выступающие в сторону моря точки островов или обсыхающих рифов соединяют линиями, длина которых составляет не более 100 м. м. 3% всех линий может иметь протяженность 125 м. м. Если длина таких линий больше 125 м. м. или имеет более 3% линий, то данное островное государство не является архипелагом. По этой причине не считаются архипелагами Великобритания и Япония. Пример государства-архипелага – Филиппины, Острова Зеленого Мыса (Республика Кабо-Верде). Основные положения, касающиеся правового режима государств-архипелагов, содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Для непрерывного прохода через водное и воздушное пространство государства-архипелага морским и воздушным судам предоставляется право архипелажного прохода. Архипелажный проход – водный или воздушный коридор в пределах соответствующей части территории государства-архипелага. Ширина А. п. составляет не менее 50 м. м. А. проход устанавливается для непрерывного морского судоходства и воздухоплавания. Правом архипелажного прохода пользуются торговые и пассажирские суда всех государств. Необходимость установления архипелажного прохода возникла в связи с тем, что бывшие в течение длительного времени колониально-зависимыми государства-архипелаги, получив независимость, установили суверенитет надо всей своей территорией. В то же время их водная территория до их деколонизации использовалась свободно для международного морского судоходства. В силу этого государстваархипелаги предоставляют право прохода через свою суверенную территорию морским и воздушным судам иностранных государств.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ
новое явление международного морского права, введенное Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., которая была разработана в ходе III Конференции ООН по морскому праву. А.в. - это воды, расположенные внутри прямых исходных линий, проведенных вокруг островов государства-архипелага как целого (ст. 46 Конвенции).
А.в., воздушное пространство над ними и недра под ними находятся под суверенитетом государства-архипелага. Всем военным кораблям и гражданским судам, а также летательным аппаратам др. государств предоставляется право архипелажного прохода через А.в. Государство-архипелаг вправе установить коридоры или схемы разделения движения транспорта через свои А.в., согласованные с Международной морской организацией; если коридор не установлен, право архипелажного прохода может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства.
Архипелажный проход и пролет регулируются положениями статей Конвенции ООН по морскому праву, которые относятся к судоходству по проливам, используемым для международного судоходства. В остальном статус А.в. не отличается от внутренних морских вод государства. Отмериваемые от архипелажных исходных линий территориальное море, прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона не имеют правовых отличий от таких же пространств, устанавливаемых в других районах Мирового океана. Правовой режим А.в., установленный некоторыми государствами-архипелагами, не в полной мере соответствует Конвенции и оспорен рядом государств, в т.ч. Россией. В частности, Филиппины установили фактически режим внутренних вод, Кабо-Верде и Сан-Томе и Принсипи присвоили себе право регулировать проход военных кораблей.
В уточнении конкретных черт нового института значительную роль играют международные организации (особенно Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная гидрографическая организация).

Источник: Словарь международного права.

АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ
греч. arche - начало, главенство и pelagos - море) - воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Один из наиболее молодых институтов международного морского права, сформировавшийся в ходе работы Третьей конференции ООН по морскому праву 1973-1982гг.
Основное содержание юридического статуса А.в. закреплено в принятой в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г.): распространение суверенитета государств-архипелагов на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов. Второй составной элемент правового положения А.в. - предоставляемое иностранным мореплавателям право мирного прохода через указанные воды, как это имеет место в территориальном море (см. Территориальные воды). Кроме того, они наделяются правом архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемым государствами-архипелагами как в А.в., так и в прилегающем к ним территориальном море (последнее относится и к пролету иностранных летательных аппаратов). Конвенция предусматривает, что морские и воздушные коридоры могут прокладываться через А.в. и территориальные воды, включая все обычные пути прохода, используемые в качестве путей для международного судоходства или пролета над этими водами, а то, что касается судов - включая все обычные судоходные фарватеры при условии, что отсутствует необходимость дублировать одинаково удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода.
А.в. включают в себя расположенные между островами государства-архипелага воды, отграничивающиеся от других частей окружающих морских пространств прямыми исходными (базисными) линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки самых удаленных из островов, географически тяготеющих к архипелагу, и осыхающих рифов. Предусматривается, что длина каждой из таких линий не должна превышать 100 морских миль, с тем, однако, что до 3% от общего числа этих линий, замыкающих архипелаг по периметру, может превышать указанный лимит до максимума, равняющегося 125 морским милям. В общий периметр государства-архипелага могут быть включены главные его острова и район, в котором соотношение между площадью акватории и площадью суши, включая атоллы, находится в пределах от 1:1 до 9:1. Если же часть А.в. государства-архипелага лежит между двумя частями непосредственно прилегающего соседнего государства, то традиционные права и интересы последнего в таких водах сохраняются и уважаются.
- В пределах А. в., где государство-архипелаг не установило морских и воздушных коридоров, за иностранными судами всех флагов сохраняется право архипелажного прохода(пролета) с использованием для этого обычных (существовавших до сих пор) путей. С учетом различий в регулировании к плаванию в А.в. применяются те же конвенционные положения, под действие которых подпадает транзитный проход через указанные проливы. Это означает, что государства-архипелаги не должны препятствовать транзитному проходу либо его приостанавливать. В то же время при установлении морских коридоров они могут предписывать мореплавателям схемы разделения путей для обеспечения безопасного прохода судов по узким фарватерам в таких коридорах А.в. Государства-архипелаги, когда этого требуют обстоятельства и после надлежащего оповещения мореплавателей, могут заменять любые морские коридоры или схемы разделения, установленные в А.в. ранее, другими морскими коридорами или схемами разделения. Непременное условие установления или замены морских коридоров или схем разделения движения - их соответствие общепринятым международным правилам и предварительное (до введения в действие) утверждение соответствующих предложений архипелажного государства компетентной международной организацией.
Обязанности мореплавателей в А.в. состоят в том, чтобы при проходе (пролете) не отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от осевых линий, установленных государством-архипелагом в морских (воздушных) коридорах, и не приближаться к берегам ближе чем на 10% расстояния между ближайшими точками на островах, граничащих с данным морским (воздушным) коридором (см. также Архипелажный проход).
Конвенция 1982 г. не наделяет государства правом устанавливать режим А.в. в отношении морских пространств, отделяющих их основную территорию от далеко отстоящих от нее островов, как это, например, имеет место .в Великобритании. или Японии.
Осуществляя суверенитет в А.в., государство-архипелаг обязано признавать традиционные права на рыболовство и другие виды правомерной деятельности непосредственно прилегающих соседних государств в определенных районах А.в. Порядок и условия реализации таких прав и такой деятельности, включая их характер, объем и районы, по просьбе любого из заинтересованных государств регулируются двусторонними соглашениями между ними. Такие права не могут передаваться третьим государствам или их гражданам либо осуществляться совместно. Суверенитет в отношении своих А.в. не должен наносить ущерба существующим подводным кабелям, которые проложены другими государствами и проходят через эти воды, не подходя к берегу. Поддержание в исправном состоянии и замена таких кабелей производятся заинтересованными государствами с разрешения соответствующего государства-архипелага, выдаваемого по получении им надлежащего уведомления.
Волосов М.Е.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама