АРМЕНИЯ

Найдено 1 определение
АРМЕНИЯ (Республика Армения)
суверенное, демократическое, социальное, правовое государство в соответствии со ст. 1 Конституции А., принятой на референдуме 5 июля 1995 г. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей. Гарантируется верховенство закона. В А. признается многопартийность. Государственный язык А. - армянский. Столица - г. Ереван.
Гражданство А. приобретается и прекращается в соответствии с законом. Армяне приобретают гражданство А- в упрощенном порядке. Гражданин А. одновременно не может являться гражданином другого государства.
В А. признается и защищается право на собственность, государством гарантируются свободное развитие и равная правовая защита всех форм собственности, свобода экономической деятельности, свободная экономическая конкуренция. Конституция А. закрепляет перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан, соответствующий международным стандартам и сходный с аналогичными положениями, например, российской Конституции.
Государственную власть в А. осуществляют Президент, Национальное Собрание, правительство, суды.
Конституция, наделяя Президента сильными полномочиями, не дает определения его статуса: не называет его ни главой государства, ни главой исполнительной власти. Президент А. обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Он является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики (ст. 49 Конституции). Президентом А. может быть избрано любое лицо, достигшее 35 лет, последние 10 лет являющееся гражданином А., постоянно проживающее в А. и обладающее избирательным правом.
Важнейшие полномочия Президента: он обращается с посланиями к народу и Национальному Собранию; подписывает и обнародует принятые Национальным Собранием законы, обладает правом вето; после консультаций с председателем Национального Собрания и премьер-министром может распустить Национальное Собрание, назначить внеочередные выборы; назначает и освобождает премьер-министра, по его представлению назначает и освобождает членов правительства; в случае выражения Национальным Собранием недоверия правительству принимает его отставку; в предусмотренных законом случаях производит назначения на гражданские должности; может формировать консультативные органы; представляет А. в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, подписывает ратифицированные Национальным Собранием международные договоры, ратифицирует межправительственные договоры; по представлению премьер-министра назначает и освобождает Генерального прокурора; назначает четверых членов и Председателя Конституционного Суда; является Главнокомандующим Вооруженными Силами А-, назначает их высший командный состав; принимает решение об использовании Вооруженных Сил в случае вооруженного нападения на республику или наличия непосредственной его угрозы либо в случае объявления Национальным Собранием войны вводит военное положение и может объявить общую или частичную мобилизацию; в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с председателем Национального Собрания и премьер-министром осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу.
Законодательная власть в А. осуществляется Национальным Собранием. Оно состоит из 131 депутата. Срок полномочий Национального Собрания - 4 года.
Правительство после формирования вновь избранного Национального Собрания или своего формирования в двадцатидневный срок представляет на одобрение Национальному Собранию программу своей деятельности, ставя на заседании Национального Собрания вопрос о вотуме доверия. Проект постановления о выражении недоверия правительству может быть представлен не менее чем одной третью от общего числа депутатов в течение 24 часов после постановки вопроса о вотуме доверия. Проект постановления о выражении недоверия правительству ставится на голосование не ранее 48 часов и не позднее 72 часов после его внесения. Решение принимается большинством от общего числа депутатов. В случае невнесения проекта постановления о выражении недоверия правительству или непринятия подобного решения программа его деятельности считается одобренной. В случае принятия решения о выражении недоверия премьер-министр представляет Президенту заявление об отставке правительства.
Национальное Собрание в целях обеспечения программ деятельности правительства может уполномочить его на принятие имеющих силу закона постановлений, которые действуют в течение установленного Национальным Собранием срока и не могут противоречить законам. Эти постановления подписывает Президент А. (ст. 78 Конституции).
К компетенции Национального Собрания относятся: утверждение государственного бюджета по представлению правительства, контроль за исполнением бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций, обсуждение и утверждение годового отчета об исполнении государственного бюджета при наличии заключения Контрольной палаты Национального Собрания; объявление амнистии; ратификация и денонсация международных договоров А., объявление войны. Национальное Собрание по заключению Конституционного Суда республики может прекратить осуществление предпринимаемых Президентом мероприятий по использованию Вооруженных Сил, введению военного положения, общей или частичной мобилизации, защите конституционного строя.
Исполнительную власть в А. осуществляет правительство, состоящее из премьер-министра и министров. Структура и порядок деятельности правительства устанавливаются указом Президента по представлению премьер-министра. Заседания правительства созывает и ведет Президент А. или, по его поручению, - премьер-министр. Постановления правительства подписывает премьер-министр, заверяет - Президент А.
Правосудие в А. осуществляют только суды. Имеется Конституционный Суд. Члены Конституционного
Суда несменяемы и занимают свою должность до 70 лет. Конституционный Суд состоит из 9 членов (пятерых назначает Национальное Собрание, четверых - Президент А.).
Административно-территориальными единицами А. являются области и общины. Области состоят из сельских и городских общин. В общинах осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления - избираемые на трехлетний срок Совет старейшин общины (5-15 членов) и руководитель общины - мэр города, сельский староста.
В областях осуществляется государственное управление. Правительством назначается руководитель области, который реализует региональную политику правительства, координирует деятельность региональных служб республиканских исполнительных органов.
(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
164.80 кб

Классификация судебных экспертиз в Республике Армения

Алексанян Манвел Срапионович
Впервые предпринята попытка объединения проводимых различными судебно-экспертными организациями Республики Армения схожих экспертиз, классификации их по видам и подвидам.
Читать PDF
150.45 кб

Назначение и производство экспертизы в Республике Армения

Алексанян Манвел Срапионович
Рассматривается назначение и производство экспертизы как сложное, комплексное и важное следственное действие, предусмотренное и регламентированное уголовно-процессуальным законодательством Республики Армения.
Читать PDF
275.69 кб

Получение, приобретение гражданства и двойного гражданства Республики Армения

Оганисян М. С.
Статья дает возможность студентам юридического факультета и всем желающим ознакомиться с процедурой получения гражданства и двойного гражданства Республики Армения и сделать выводы о необходимости введения изменений и дополнений в
Читать PDF
132.38 кб

Уголовное преследование по законодательству Республики Армения

Мовсисян В. Р.
Исследуются процессуальные нормы, регламентирующие уголовное преследование по законодательству Республики Армения. Обосновывается вывод о целесообразности теоретического осмысления правового регулирования уголовного преследования.
Читать PDF
144.98 кб

Система преступлений против порядка военной службы по уголовному законодательству Республики Армения

Багратян А. Л.
Читать PDF
489.42 кб

Влияние семейного неблагополучия на молодежную преступность в Республике Армения

Симонян Т. В.
Читать PDF
294.25 кб

Аналогия процессуального закона в Республике Армения

Гамбарян А. С.
В статье обосновывается возможность применения аналогии процессуального закона.
Читать PDF
609.62 кб

Еще раз о муниципальном праве как Об отрасли права (на примере Республики Армения)

Манукян В. М.
Статья посвящена анализу реформирования системы местного самоуправления Республики Армения в контексте современной дискуссии среди российских и армянских ученых о муниципальном праве как о самостоятельной отрасли права.
Читать PDF
298.82 кб

Основные направления предупреждения коррупционных преступлений в Республике Армения

Манукян М. А.
В статье рассматриваются основные направления предупреждения коррупционных преступлений в Республике Армения.
Читать PDF
688.94 кб

Изменение задач милиции (полиции) Республики Армения в ХХ веке

Петросян А. Р.
в настоящей статье автором рассматриваются назначение и задачи милиции (полиции) Республики Армения на различных исторических этапах развития государства
Читать PDF
111.85 кб

2005. 02. 016. Джангирян Ж. Д. Разделение властей в республике Армения: конституционная модель и пра

Коданева С. И.
Читать PDF
137.81 кб

Научно-исследовательские и образовательные центры (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Литва, Мо

Читать PDF
155.42 кб

Административно-правовой статус администрации Президента РФ и Аппарата Президента Республики Армения

Волков Александр Михайлович, Конджакулян Карен Манвелович
В статье рассмотрен административно-правовой статус Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Президента Республики Армения с точки зрения места и роли этих органов в системе публичной администрации.
Читать PDF
0.00 байт

Причины и условия возникновения и распространения коррупции в республике Армения

Егиазарян Аарон Мамиконович
В работе, на основе анализа состояния деятельности по противодействию коррупции, исследуются причины и условия, способствовавшие развитию коррупции в республике Армения, а также имеющиеся в данной сфере проблемы, формулируются пре
Читать PDF
0.00 байт

Развитие законодательства Республики Армения и Российской Федерации предусматривающего уголовную отв

Егиазарян Аарон Мамиконович
В работе рассматривается историческое развитие, а также проводится сравнительный анализ законодательства Республики Армения и Российской Федерации о злоупотреблении должностных полномочий.

Похожие термины:

  • Армения, Республика Армения

    Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юге Закавк