англ. employee rating проведение проверки квалификации и деловых качеств работников путем оценки знаний, опыта, навыков и способностей при выполнении обязанностей по должности. А.р. проводится в порядке, утвержденном администрацией, и по согласованию с профсоюзами. Аттестационная комиссия может вносить рекомендации о поощрении работников, изменении должностных окладов, о понижении в должности, увольнении работника и т.д.
АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ
АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ
Источник: Энциклопедия трудовых отношений
Аттестация работников
комплексное правовое понятие трудового права. Регулируется различными централизованными (едиными федеральными, региональными, муниципальными или отраслевыми) и (или) локальными нормативными актами. Универсальных правил проведения а.р. трудовое право не предусматривает.
А.р. может быть периодической или разовой (единовременной), обязательной и добровольной (проводится по инициативе самого работника или по предложению работодателя с согласия работника), внутренней (проводится работодателем самостоятельно) и внешней (проводится комиссиями в структуре органов государственной власти или местного самоуправления). Может быть связана с общей оценкой деловых качеств работника (определяет соответствие выполняемой работе, занимаемой должности) либо имеет целью присвоение квалификационных разрядов, категорий.
А.р. служит основанием допуска работника к выполнению определенных видов работ, а также является обязательным элементом процедуры увольнения работника вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ст. 81 ТК РФ). Аттестация работников или работ в целях оценки их сложности, присвоения тарифных разрядов и установления ставок оплаты труда именуется "тарификация работников" или "тарификация работ".
А.р. может быть периодической или разовой (единовременной), обязательной и добровольной (проводится по инициативе самого работника или по предложению работодателя с согласия работника), внутренней (проводится работодателем самостоятельно) и внешней (проводится комиссиями в структуре органов государственной власти или местного самоуправления). Может быть связана с общей оценкой деловых качеств работника (определяет соответствие выполняемой работе, занимаемой должности) либо имеет целью присвоение квалификационных разрядов, категорий.
А.р. служит основанием допуска работника к выполнению определенных видов работ, а также является обязательным элементом процедуры увольнения работника вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ст. 81 ТК РФ). Аттестация работников или работ в целях оценки их сложности, присвоения тарифных разрядов и установления ставок оплаты труда именуется "тарификация работников" или "тарификация работ".
Источник: Большой юридический словарь
Аттестация работников
понятие трудового права, объединяющее различные случаи, основания и правила аттестации. Отношения по поводу аттестации работников регулируются централизованными (едиными федеральными, региональными, муниципальными или отраслевыми) и (или) локальными нормативными актами. Универсальных правил проведения аттестации работников, применяемых во всех случаях ее проведения, трудовое право не предусматривает. Аттестация работников может быть:
- систематической или периодической (не реже одного раза в пять лет, один раз в три года, не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года, один раз в три, пять лет и т.п.);
– разовой (единовременной) (при поступлении на работу или в период работы; срок действия аттестационного решения не ограничен);
- обязательной (предполагает обязательное прохождение аттестации по истечении определенного периода работы как условие продолжения работы). Обязательная аттестация проводится и единовременно, например, при приеме или при переводе на определенные должности. Такая аттестация может проводиться в отношении кандидатов на должность. В том числе предварительная аттестация предусмотрена законом в отношении кандидатов на должность ректора государственного или муниципального вуза;
- добровольной (проводится по инициативе работника, по предложению работодателя или уполномоченных органов, но на основании заявления работника). Добровольная аттестация для присвоения квалификационной категории предусмотрена законом для педагогов и медицинских работников. Правовые основания и последствия обязательной, периодической, разовой и добровольной аттестации работников различны, но, как правило, связаны с установлением основного тарифного заработка;
- внутренней (проводится работодателем самостоятельно) и внешней (проводится комиссиями в структуре органов государственной власти, местного самоуправления или иных уполномоченных на то органов, в создании которых работодатель не участвует);
- плановой (очередной) и внеплановой (внеочередной – в связи с необходимостью оперативно оценить деловые качества работника в интересах его повышения или замены другим более квалифицированным специалистом). По целям проведения аттестация может быть связана с общей оценкой профессиональных, квалификационных и иных деловых качеств работника (определяет соответствие выполняемой работе, занимаемой должности, является основанием для карьерного роста) либо имеет целью присвоение квалификационных разрядов, категорий (тарификация работника в соответствии с применяемой системой оплаты труда). В зависимости от процедуры проведения аттестация может проводиться в форме квалификационного экзамена, тестирования и т.п. либо может быть проведена посредством формального анализа и оценки личных данных на основании предоставленных работником документов. Аттестация работника в соответствии с действующими нормами трудового законодательства служит основанием допуска к выполнению определенных видов работ, является обязательным элементом процедуры увольнения работника вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Аттестация может быть проведена и для выявления деловых качеств работников при оценке преимущественного права оставления на работе в соответствии со ст. 179 ТК РФ. Существо принимаемых по результатам аттестации решений и собственно правовые последствия таких решений различаются в зависимости от целей ее проведения. Аттестация работника требует соблюдения материально-правовых и процессуально-правовых правил ее организации, проведения и документального оформления принятых решений. Круг работников, подлежащих аттестации, правила организации (подготовки) и проведения аттестации могут устанавливаться нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. Нормами федерального законодательства о труде, в частности, предусмотрены правила аттестации педагогических работников, спасателей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета, авиационного персонала, руководителей унитарных предприятий, работников опасного производственного объекта, лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств и др. Такие правовые акты либо являются актами прямого действия, либо служат основой для принятия работодателем локального положения об аттестации работников. Локальное положение должно соответствовать типовому, отраслевому или иному централизованному акту об аттестации работников. При отсутствии централизованных правил соответствующее локальное положение, в том числе в целях проведения разовой аттестации конкретного работника или группы работников, разрабатывается работодателем самостоятельно. Наличие локального положения об аттестации – одно из условий законности ее проведения. В локальном положении об аттестации определяются:
- цели и (или) задачи аттестации;
- круг аттестуемых;
- сроки (графики) проведения аттестации (единовременной или периодической);
- лица, не подлежащие очередной аттестации;
- аттестующий орган (аттестационная комиссия), его наименование, создание, полномочия, регламент деятельности;
- правила подготовки к проведению аттестации;
- правила проведения аттестации;
- аттестационные материалы (аттестационные листы, отзывы, характеристики);
- правила принятия и оформления аттестационных решений;
- действия работодателя по результатам аттестации;
- правила обжалования процедуры аттестации и аттестационных решений;
- другие вопросы в зависимости от вида аттестации. Локальные нормативные акты, определяющие порядок проведения аттестации, должны приниматься работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). При проведении аттестации закон требует включать в состав комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, если проведение аттестации может послужить основанием для увольнения работников (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). При отсутствии профсоюзной организации аттестация проводится без участия ее представителя.
- систематической или периодической (не реже одного раза в пять лет, один раз в три года, не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года, один раз в три, пять лет и т.п.);
– разовой (единовременной) (при поступлении на работу или в период работы; срок действия аттестационного решения не ограничен);
- обязательной (предполагает обязательное прохождение аттестации по истечении определенного периода работы как условие продолжения работы). Обязательная аттестация проводится и единовременно, например, при приеме или при переводе на определенные должности. Такая аттестация может проводиться в отношении кандидатов на должность. В том числе предварительная аттестация предусмотрена законом в отношении кандидатов на должность ректора государственного или муниципального вуза;
- добровольной (проводится по инициативе работника, по предложению работодателя или уполномоченных органов, но на основании заявления работника). Добровольная аттестация для присвоения квалификационной категории предусмотрена законом для педагогов и медицинских работников. Правовые основания и последствия обязательной, периодической, разовой и добровольной аттестации работников различны, но, как правило, связаны с установлением основного тарифного заработка;
- внутренней (проводится работодателем самостоятельно) и внешней (проводится комиссиями в структуре органов государственной власти, местного самоуправления или иных уполномоченных на то органов, в создании которых работодатель не участвует);
- плановой (очередной) и внеплановой (внеочередной – в связи с необходимостью оперативно оценить деловые качества работника в интересах его повышения или замены другим более квалифицированным специалистом). По целям проведения аттестация может быть связана с общей оценкой профессиональных, квалификационных и иных деловых качеств работника (определяет соответствие выполняемой работе, занимаемой должности, является основанием для карьерного роста) либо имеет целью присвоение квалификационных разрядов, категорий (тарификация работника в соответствии с применяемой системой оплаты труда). В зависимости от процедуры проведения аттестация может проводиться в форме квалификационного экзамена, тестирования и т.п. либо может быть проведена посредством формального анализа и оценки личных данных на основании предоставленных работником документов. Аттестация работника в соответствии с действующими нормами трудового законодательства служит основанием допуска к выполнению определенных видов работ, является обязательным элементом процедуры увольнения работника вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Аттестация может быть проведена и для выявления деловых качеств работников при оценке преимущественного права оставления на работе в соответствии со ст. 179 ТК РФ. Существо принимаемых по результатам аттестации решений и собственно правовые последствия таких решений различаются в зависимости от целей ее проведения. Аттестация работника требует соблюдения материально-правовых и процессуально-правовых правил ее организации, проведения и документального оформления принятых решений. Круг работников, подлежащих аттестации, правила организации (подготовки) и проведения аттестации могут устанавливаться нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. Нормами федерального законодательства о труде, в частности, предусмотрены правила аттестации педагогических работников, спасателей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета, авиационного персонала, руководителей унитарных предприятий, работников опасного производственного объекта, лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств и др. Такие правовые акты либо являются актами прямого действия, либо служат основой для принятия работодателем локального положения об аттестации работников. Локальное положение должно соответствовать типовому, отраслевому или иному централизованному акту об аттестации работников. При отсутствии централизованных правил соответствующее локальное положение, в том числе в целях проведения разовой аттестации конкретного работника или группы работников, разрабатывается работодателем самостоятельно. Наличие локального положения об аттестации – одно из условий законности ее проведения. В локальном положении об аттестации определяются:
- цели и (или) задачи аттестации;
- круг аттестуемых;
- сроки (графики) проведения аттестации (единовременной или периодической);
- лица, не подлежащие очередной аттестации;
- аттестующий орган (аттестационная комиссия), его наименование, создание, полномочия, регламент деятельности;
- правила подготовки к проведению аттестации;
- правила проведения аттестации;
- аттестационные материалы (аттестационные листы, отзывы, характеристики);
- правила принятия и оформления аттестационных решений;
- действия работодателя по результатам аттестации;
- правила обжалования процедуры аттестации и аттестационных решений;
- другие вопросы в зависимости от вида аттестации. Локальные нормативные акты, определяющие порядок проведения аттестации, должны приниматься работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). При проведении аттестации закон требует включать в состав комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, если проведение аттестации может послужить основанием для увольнения работников (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). При отсутствии профсоюзной организации аттестация проводится без участия ее представителя.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.