АВЕСТА

Найдено 1 определение
АВЕСТА
главная священная книга зороастризма у древних иранцев и современных парсов (Индия). В устной форме древнейшие тексты, прежде всего «Гаты» (лаконичные стихотворные резюме проповедей), приписываемые Заратуштре, и затем «Яшты» — гимны отдельным божествам, относят иногда к 12— 10 вв. По другим данным религиозный реформатор Заратуштра жил на рубеже VII—VI вв. и был, таким образом, современником афинского государственного деятеля Солона. В основе мировоззрения зороастрийцев лежало учение о противоборстве двух взаимоисключающих сил. Всеобщий моральный закон мироздания Арта, овеществленный в свете и огне, противостоял воплощению лжи, мрака, ритуальной скверны — Другу. Эти образы близки ведийским представлениям о космическом законе — рта и восходят к общим индоевропейским прототипам. Для индоевропейских традиций характерен резкий дуализм добра и зла, добрых духов ахур во главе с Ахура-Маздой (отсюда название древнеиранской религии — маздеизм) и дэвов (монстров) во главе с Ангро-Манью, принесшим в сотворенный Ахура-Маздой мир прегрешения, болезни, смерть и стремящимися уничтожить добро, которое, однако, неуничтожимо и в конечном итоге одержит триумфальную победу над злом. Дуализм был присущ также всему остальному миру — он подразделялся на земную (телесную) и духовную (потустороннюю) сферы, где также происходила борьба добрых и злых сил. В Гатах есть мольба Заратуштры «о поддержке в двух мирах» — телесном и духовном. Известны две редакции А. В первой она предстает сборником молитв на т.н. священном авестийском языке и алфавите. Эти молитвы до сего времени в Индии читаются парсийскими священниками при богослужении. Сборник имеет одноименное с его основной частью название «Вендидад-садэ» (чистый Вендидад), т.е. не сопровождаемый переводами и комментариями. В него входят еще две части — «Висперед» и «Ясна». Вторая редакция включает те же части, но в ином расположении — не для чтения, а для систематического изучения — «Авеста и зенд» (Зендавеста — текст и толкование). Она состоит из 5 частей: Вендидад (искажен. «Кодекс против дэвов»), Висперед («Гении благих существ»), 24 главы (Ясна от «почитать, поклоняться ») — молитвы, восхваления и литургич. обращения, 72 главы), Яшты (22 песнопения), Малая А. или Хорда А. (краткие молитвенные тексты, жреческий и ритуальный кодексы). Время создания А. относится к периоду перехода древнеиранских племен к оседлому образу жизни, а также к их обособлению от индийских, скифо-сарматских и др. индоевропейских народов. Еще до раздела индийских и иранских ариев сложился культ Митры (божества договора), сложилось понятие истинного порядка (авест. — аша, древнеперсидская — арта, древнеиндийское — рта), система обрядов (характерно, что римское понятие шз имеет индоевропейские корни и означает не только «связь», но также «обряд, ритуал»). В Авестийском писании нашли выражение идеи необходимости обеспечивать мирные условия для оседлого скотоводства и земледелия под началом сильной власти и путем решительной борьбы с соседями-кочевниками, а также проповедь единобожия, необходимости и святости постоянной борьбы с врагами, борьбы добра со злом, правды с ложью. Общинный земледельческий быт породил расслоение на владельцев движимого и недвижимого имущества, имущественный обмен дал жизнь договорным формам — устным, ритуальным (с рукопожатием) и др. За неисполнение договора полагалбсь телесное наказание ударами шипом — за обман в устном соглашении в два раза меньше, чем в договоре с рукопожатием. Обязательства подкреплялись клятвой, договоренность почиталась высоко — она обязывала к верности, которая признавалась одинаково не только для праведника, подчиняющегося религиозному закону, но даже для злодея. Среди преступлений различались виновники в приобщении верующего к другой вере, в причинении вреда побоями и поранениями, в мужеложстве, в действиях против собаки, охраняющей стада и дом. Особое почтительное отношение проявлялось к огню, воде и земле — полагалось оберегать их чистоту больше, чем чистоту собственного тела. В брак вступали по договору с 15 лет, возможен был также «брак внутри родни», т.е. кровосмесительный. Судебное разбирательство было прерогативой общины. Особую роль выполняли при этом учителя Закона (жрецы), «судьи закона». Процедура разбирательства начиналась с произнесения формулы, которой признавалась существующая в законе обязывающая и справедливая сила предписаний. Разбирательство сопровождалось чтением молитв, произносимых в определенном порядке в следующих случаях — по делам лиц, подлежащих прощению; по делам лиц, подлежащих смертной казни; молитвенная формула при очищении оскверненного. Вендидад содержит 5 глав о грехах и наказаниях и завершается мыслью о том, что «есть лишь один путь, это путь праведности — все остальное — беспутье». В Гатах мудрец (Заратуштра) спрашивает духа мудрости (Ахура-Мазду): «Кто является наихудшим из правителей, вождей, друзей, родственников, жен и детей? Какую страну можно назвать наихудшей?» Дух мудрости отвечал так: «Из правителей наихудший тот, кто не может оградить страну от тревог, а народ от волнений. Из вождей наихудший тот, кому недостает способностей, кто неблагодарен посреднику и не является помощником и заступником своему слуге. Из друзей наихудший тот, на кого нельзя положиться. Из родственников хуже всего тот, кто не помогает в болезни. Их жен наихудшая та, с кем невозможно жить в удовольствие. Из детей наихудший тот, кто не приносит доброй славы. Из стран наихудшая та, которая не дает прочного счастья и безопасности». И еще одно суждение в ответ на вопрос, какое дело самое доброе и выше всех других: «Быть благодарным в этом мире и каждому желать счастья, мира и процветания». Зороастризм оказал влияние на христианство, буддизм, ислам, на Демокрита, его упоминают Платон и Аристотель. Заратуштра именовался греками Зороастром (Золотая звезда), отсюда название «зороастризм ». Они же именовали Ормуздом Ахура-Мазду и Ариманом Ангро-Манью. Обычное название религии зороастризма — «добрая вера почитателей Мазды (Мудрейшего)». Название «огнепоклонники» им дали мусульмане, а греки называли их магами. В современном Иране община зороастрийцев имеет гарантированное представительство в парламенте (меджлисе) наравне с другими религиозными меньшинствами. Лит.: Мифы народов мира. М., 1988. Т. 1; Ганбаров СТ. Политические и правовые идеи в Авесте. Баку, 1992; П е р е в о д ы : Авеста в русских переводах (1861 — 1996) / Сост. И.В.Рака. СПб., 1997. В. Г. Графский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Общая характеристика Авесты как источника зороастрийского права

Халиков Абдурахим Гаффорович
Авеста как древняя религиозная книга зороастрийцев, источник поведения людей, очаг благомыслия, благославия и благодействия древних народов Средней Азии и Ирана, бесспорно была единым моральным, правовым и религиозным кодексом.