Автономное учреждение

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Автономное учреждение
некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 04.11.2014).

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Автономное учреждение
это некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а также автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономных или бюджетных учреждений к категории особо ценного движимого имущества»).
При определении перечня особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежит включению в его состав: 1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает для автономных учреждений, которые созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя; 2) недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Автономное учреждение может быть создано либо путем его учреждения, либо путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.
Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.
Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни.
Учредителями автономного учреждения являются:
1)РФ в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2)субъект РФ в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
3)муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.
Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения (в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью) и осуществляет финансовое обеспечение его выполнения.
Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Учредитель автономного учреждения рассматривает и одобряет предложения руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств; реорганизует и ликвидирует автономное учреждение, а также изменяет его тип; утверждает передаточный акт или разделительный баланс; назначает ликвидационную комиссию и утверждает промежуточный и окончательный ликвидационный баланс; назначает руководителя автономного учреждения и прекращает его полномочия.
Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем. Устав определяет структуру, компетенцию, порядок формирования, сроки полномочий и порядок деятельности органов автономного учреждения.
Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).
Наблюдательный совет создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.
Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.
Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения.
Деятельность членов наблюдательного совета является безвозмездной, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.
Наблюдательный совет автономного учреждения, в частности, рассматривает следующие вопросы: предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения; предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств; предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления; предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок; предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Руководителем автономного учреждения может быть директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и др. К его компетенции относятся вопросы текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
С. Г. Иванов
Список литературы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая).
Федеральный закон от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изм.).
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм).
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
Глушко Е. К. Комментарий постатейный к Федеральному Закону «Об автономных учреждениях»/ Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 3. — М: АНО «Центр публично-правовых исследований», 2008.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
57.45 кб

Автономные учреждения в здравоохранении

Кадыров Ф. Н., Хайрулина И. С.
Автономные учреждения в здравоохранении
Читать PDF
189.40 кб

Механизм создания автономных учреждений

Макашина Ольга Владиленовна
Рассмотрены вопросы создания автономных учреждений предложения и решения о создании, типы создаваемых автономных учреждений, органы управления, их компетенции и полномочия.
Читать PDF
974.26 кб

Автономное учреждение: понятие и признаки

Кванина В. В.
Читать PDF
3.60 мб

Автономное «Плавание» учреждений культуры

Чижиков Виктор Михайлович
В статье рассматриваются проблемы, связанные с реформами бюджетной сферы культуры, новый статус учреждений культуры, а также субсидирование заказа на услуги сферы культуры.
Читать PDF
409.42 кб

К вопросу о создании автономных учреждений

Панюкова Валентина Анатольевна
В статье дан краткий анализ Закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», проведено исследование целесообразности создания автономных образовательных учреждений.
Читать PDF
680.81 кб

Порядок закупки товаров автономным учреждением

Горшкова Л. Л.
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Читать PDF
155.51 кб

Новое юридическое лицо (автономное учреждение)

Залесский Виктор Васильевич
Читать PDF
147.25 кб

Проблемы правоспособности автономных учреждений

Сумина М. Н.
Проблематика правоспособности организаций, участвующих в гражданском обороте, является одной из наиболее сложных в отечественном праве.
Читать PDF
2.22 мб

Создание автономного учреждения: плюсы и минусы

Потапова Т. Н.
Восьмого января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», с принятием которого в законодательстве появилось два типа государственных (муниципальных) учреждений.
Читать PDF
475.87 кб

Требования к руководителю автономного учреждения

Булярская С. А., Зимкина Т. Н.
Следствием развития бюджетной реформы станет переход ряда государственных учрежде3 ний в автономные. При этом деятельность руководителя такого учреждения существенно услож3 няется.
Читать PDF
389.02 кб

Управление автономным образовательным учреждением

Фёклин Сергей Иванович
Читать PDF
315.73 кб

Учетная политика автономного учреждения на 2012 год

Семенихин В. В.
В статье рассмотрены основные элементы учетной и налоговой политики автономного учреждения.
Читать PDF
291.55 кб

Определение имущественных прав автономного учреждения

Кулакова О. В.
Рассматриваются проблемы определения имущественных прав автономного учреждения. Установлено существование особого вида имущественного права автономного учреждения.
Читать PDF
63.88 кб

Компетенция органов управления автономным учреждением

Семенихин В. В.
В данной статье рассмотрены полномочия органов управления автономным учреждением и особенности их реализации.
Читать PDF
341.75 кб

Формирование учетной политики в автономных учреждениях

Ягудина Г. Г.
В статье рассмотрены особенности формирования учетной политики в автономных учреждениях, которые создают условия для получения достоверных данных финансовой отчетности.