Азартные игры осужденных

Найдено 1 определение
Азартные игры осужденных
Формы досуговой активности осужденных - игры в карты, "кости", при "прописке" и пр., при которой ее участники должны действовать по специфичным для мест лишения свободы правилам, но, играя, часто доходят до неадекватных состояний и приобретают в случае проигрыша особые последствия. Описание АИ, существовавших в дореволюционный период в тюрьме (каторге), дано в публикациях А.И. Свирского (1898, 1929), П.Ф. Якубовича.(1907); В.Я. Набокова (1908); М.Н. Гернета (1930) и др. Учитывая, что "проигрыш в карты" и неспособность расплатиться деньгами часто ведет к эксцессам среди заключенных, то уже в ХYII в предписано было тюремному персоналу не дозволять арестантам "зернью и карты играть" (Н.Д. Сергиевский, 1887).
Академик Д.С. Лихачев (1935), отбывавший наказание в конце 1920-х гг. в Соловецком лагере особого назначения, считает, что у воров, например, игра в карты "носит характер своеобразного примитивного культа". Тюремные способности осужденных проявляются в изготовлении карт удивительных по кропотливости и тщательности художественной разрисовки, что порождает специфичную "колонийскую индустрию" (П.И. Карпов, 1929). Именно такие карты принадлежат "катранщикам" – элите шулеров, наделенной, по неписаным законам, особыми полномочиями. Игра ведется на "катранах" - в местах, надежно скрытых от глаз администрации ИУ. Проигравшие в карты лица, естественно, должны возвращать долги, которые зачастую приходится платить и противоправными действиями в пользу преступного сообщества: например, сообщать нужную информацию, доставать те или иные запрещенные продукты и т.п. За "катранщиками" в негласной иерархии осужденных - игроков в карты следуют "гусары". Эти систематически играют в карты на деньги, но, обыгрывав, продолжают рисковать и играть между собой до последнего рубля. Согласно В.Ф. Пирожкову (1998), игра в карты побуждается не одним, а целой группой мотивов: 1) "убить время"; 2) пообщаться с другими и избежать одиночества; 3) самоутвердиться путем демонстрации своего искусства игры; 4) "попытать счастья", поживившись за счет других; 5) испытать состояние азарта, увлеченности риска; 6) подчинить себе проигравшего, закабалив и эксплуатируя должника.
На "зоне" играют в карты и организованными группами, где роли распределены заранее, а приемы втягивания в игру и обыгрывание "новичков" доведены до автоматизма (так называемые "игра на заманку" или "игра на характер"). Один из группы ищет жертву и сначала втягивает ее в простую игру - "подкидного". Другие, двое или трое, присоединяются. Далее следует предложение сыграть в "буру", "чечево", "сингапурскую триаду", "олимпийку", "московского дурачка", "копеечку" и др. Условия игр, на первый взгляд, просты и даже наивны. Человеку ничего не угрожает, ведь ставить на кон нужно "по копеечке", но разрешается, правда, перекрывать на любую сумму. Во время игры один из мошенников - "сгонщик" - просто увеличивает ставки и каждый раз проигрывает. Он создает мнение о себе как человеке по поводу и без повода рискующем. В это время выигрывает будущая жертва даже при небольших набранных очках. И вот наступает главный момент: мошенник - "ковщик" - усиленно тасует колоду, подбирая соответствующим образом карты. Будущая жертва, например, в "буру" набирает 30 очков - сумму, дающую почти наивысший шанс выиграть. Ставки наращиваются. И когда потерпевший выставит на кон последние деньги, вскрывают карты, и оказывается, что у того, кто "банковал", 31 очко. Если "лох" настырный и доказывает, что ему не на что жить, то в таких случаях иногда ему возвращают небольшую сумму денег, лишь бы он не заявлял администрации. В случае же, если проигрывающий пытается отыграться и берет взаймы из "общего котла" ("зоновской общей кассы"), при невозврате последнего начинается трагедия: ему "включается счетчик (например, ежесуточное удвоение долга), а далее возможны коллективная "правилка" должника, постановка на лицо особого знака-татуировки или "отвержение насильственным путем" на низшую статусную ступень в иерархии лиц, отбывающих наказание.
Весьма специфичны игры осужденных, проводящиеся в рамках ритуала "прописка" (см. также Прописка тюремная). Так, если игра "Проверка зрения" (предоставлении новичку возможности смотреть на предметы через вытянутый рукав пиджака, а в итоге - окат водой) или близкая ей "Самосвал" (ставится на постель или подвешивается над ней кружка с водой, которая во время сна проливается) являются преимущественно "развлечением от скуки", то игра "Чмок" (новичок с завязанными глазами должен определять внешние предметы, где в итоге на ощупь ему подсовывают "некоторые части тела") или "Посчитай звезды" (тоже завязывают глаза, но ставят на табурет, заставляя делать разные движения, и, неожиданно выбив опору, у упавшего спрашивают количество увиденных звезд после падения) предстают лично значимыми для определения дальнейшего статуса испытуемого.
А.И. Ушатиков, В.М. Поздняков
Литература: Мельшин Л. (Якубович П.Ф.). В мире отверженных: записки бывшего картежника. - СПб, 1907; Набоков В.Я. Тюремные досуги // Право, 1908; Свирский А.И. Тюрьма. - М., 1929; Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. - Харьков, 1930; Чалидзе В. Уголовная Россия. - М., 1990. С. 106-110; Анисимков В.М. Криминальная субкультура. – Уфа. 1998. С. 83-86; Ушатиков А.И., Пономарев С.Н., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. - Рязань, 2001.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама