БЕККАРИА Чезаре

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Беккариа Чезаре
(1738 – 1794 гг.) итальянский просветитель, представитель просветительско-гуманистического направления в науке уголовного права. Происходил из знатного аристократического рода. Жизнь и деятельность Бекариа связана с Миланом. Окончил принадлежавшую иезуитам аристократическую школу в Парме, а затем юридический факультет университета в Павии. В двадцатилетнем возрасте Бекариа возвратился в Милан, где стал участником кружка молодых миланцев, которые увлекались трудами французских просветителей и критически относились к феодальной действительности. В 1768 г. становится профессором «Дворцовой школы» в Милане. Начиная с 1771 г. занимал различные правительственные должности в Ломбардии. В 1789 г. назначен начальником департамента юстиции, полиции и административного управления. С 1791 г. входил в состав комиссии по подготовке реформы уголовного законодательства и деятельности полиции. Знаменит главным образом благодаря своей книге «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.), сыгравшей существенную роль в формировании буржуазно-демократических принципов уголовного права европейских государств XVIII – XIX вв., в развитии так называемой классической школы уголовного права. Многие криминалисты XIX – XX вв., рассматривая творчество Бекариа исключительно с правовой точки зрения, притупляли тем самым его политическое значение. Между тем, как это видно из приведённых ниже текстов, Бекариа в своём труде отразил и глубокие социальные противоречия, несправедливости общества, в котором он жил.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

БЕККАРИА Чезаре
1738—94) — один из крупнейших итальянских правоведов, автор всемирно известного труда «О преступлениях и наказаниях» (1764). Этот труд содержал многие прогрессивные социально-философские, политико-правовые и этические идеи европейского Просвещения, его значение выходит далеко за пределы проблем уголовного права и процесса, хотя они занимают в нем центральное место. Б. критиковал суровость современных ему систем уголовно-правовых норм и процедур уголовного судопроизводства. Он категорически выступал против широко применявшихся в ту пору пыток, которым подвергался человек, еще не признанный по суду виновным. Б. выступал также за открытость, публичность судебных разбирательств. Наказание, по Б., следует определять строго соразмерно тяжести содеянного. Для всех без исключения людей (независимо от их сословной принадлежности, имущественного положения и т.д.) должно иметь место равенства наказаний. В числе первых Б. обосновал принцип: нужные обществу результаты применения наказания достигаются не за счет ужесточения последнего, а за счет обеспечения его неотвратимости; помимо прочих негативных последствий жестокость наказания влечет за собой и огрубление общественных нравов. Особенно велика роль Б. в борьбе за отмену смертной казни. Вопреки мнению Г. Грация, С. Пуфендорфа, Ж-Ж. Руссо, Б. считал смертную казнь не просто мерой бесчеловечной, но и социально нецелесообразной («Если я докажу, что смертная казнь ни полезна, ни необходима, я выиграю дело человечества»). При рассмотрении вопросов отправления правосудия Б. руководствовался принципом разделения властей, предложенным Ш. Монтескье. Б. — просветитель- реформатор. У него мало общего с теми, кто так или иначе участвовал в создании идеологии революционной переделки мира. Для искоренения разных социальных зол, предотвращения преступлений и оздоровления общества он не предлагает радикального переустройства жизни на совершенно новых началах. Нужны восседающие на престолах Европы просвещенные самодержцы, отцы своих народов, покровительствующие добродетелям, благодетельствующие наукам и искусствам. Надо устранять нищету и постепенно уравнивать всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах, доставляемых обществом. Б. — за всеобщее просвещение и хорошее воспитание, за простые, мудрые законы и равенство перед ними всех людей, за точное соблюдение обязательных гарантий прав личности. Выявление Б. неразумности феодальной системы, талантливая пропаганда им таких универсальных политико-юридических ценностей, как свобода, честь и достоинство человека, общественный порядок, обеспечиваемый справедливым законодательством и высокой культурой индивидов, были весомым вкладом в разработку просветителями общей концепции правового государства, теоретических устоев либерализма. Прогрессивные взгляды Б. получили широкое распространение в Европе; его идеи послужили обоснованию реформы уголовного права в Швеции, Англии, Дании, Австрии, Тоскане. Целый ряд положений из книги Беккариа воспроизвела русская императрица Екатерина II в своем «Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения» (1767). Лит.: Решетников Ф.М. Беккариа. М., 1987. Л.С. Мамут

Источник: Юридическая энциклопедия

БЕККАРИА (Beccaria) Чезаре
1738-1794) - выдающийся итальянский юрист, гуманист и просветитель; родился и жил в Милане. После окончания юридического факультета занялся литературной деятельностью. В возрасте всего 25 лет, не будучи ни профессиональным юристом, ни университетским ученым-правоведом, Б. за 4 месяца написал книгу-памфлет «О преступлениях и наказаниях» (1764), которая и определила его место в истории политических учении, уголовного права и законодательства.
В своей книге Б. не только обличал, но и доказывал нерациональность жестокости, несправедливости и произвола феодального правосудия, убедительно раскрывал бессистемность и противоречивость законодательства современных ему государств Европы. Особое внимание он обращал на законы в области преступлений, наказаний и судебной процедуры. Книга Б. содержала страстный призыв к искоренению феодальных судебных порядков, при которых «царицей доказательств» объявлялось признание обвиняемого, полученное под пытками. При этом Б. доказывал, что жестокие и несправедливые формы феодального судопроизводства неэффективны, поскольку пытками легче вырвать «признание» у невиновного, чем у закоренелого преступника.
В противовес этому Б. изложил принципы, на которых следовало бы основывать гуманное, справедливое и в то же время рациональное и эффективное уголовное законодательство. Б. призывал к установлению равенства всех граждан перед законом, прежде всего путем отмены привилегий дворянства и духовенства (сам Б. принадлежал к аристократическому обществу, носил титул маркиза). Б. настаивал на том, что только закон может определять круг преступных деяний и что виновный может быть приговорен только к тому наказанию, которое ранее было установлено законом. При этом закон должен соразмерять тяжесть преступления и наказания, а число деяний, влекущих за собой уголовную репрессию, должно быть сокращено до «разумного минимума» прежде всего путем отмены наказаний за ересь, колдовство и т.п. Наказанию следует подвергать только действия, а не слова или мысли людей: тяжесть наказания определяется тем вредом, который причинен «общественному благу».
Б. призывал к постепенному смягчению наказаний, но с тем, чтобы оно неотвратимо следовало за преступлением. В своей книге Б.привел ряд аргументов в пользу отмены смертной казни, которые используются и поныне: как показывает «опыт веков», она не останавливает преступников, уступает как средство устрашения зрелищу пожизненного рабства, ожесточает нравы, подавая людям пример жестокости, и т.п. (В конце своей жизни, будучи членом комиссии по реформе Уголовного кодекса в Ломбардии, Б. в одном из документов привел еще один аргумент против смертной казни - невозможность исправить судебную ошибку.) Хотя в своей книге Б. не потребовал немедленной и полной отмены смертной казни и даже допускал возможность ее применения при чрезвычайных обстоятельствах, в сознании и его современников, и последующих поколений его книга по справедливости расценена как первое исторически значимое выступление против смертной казни, положившее начало движению аболиционистов - сторонников ее отмены.
В книге Б. вопросы уголовного права и процесса рассматриваются в тесной связи: он делал последовательные выводы из презумпции невиновности, высказывал интереснейшие мысли о правах обвиняемого, о достоверности показаний свидетелей и т.п. При этом он доказывал, что соблюдение законов при расследовании и судебном разбирательстве содействует установлению истины и наказанию виновного. .
Особое внимание Б. уделял проблеме предупреждения преступлений, исходя из сформулированного им принципа:
«Лучше предупреждать преступления. чем наказывать за них». В этих целях он считал сугубо важным просветительство и воспитание уважения к закону.
Помимо содержательной стороны книги Б. необходимо отметить и ее форму. Небольшая по размеру книга написана стилем, не уступающим лучшим образцам европейской прозы XVIII в., - лаконичным и образным, рассчитанным на то, чтобы оказать максимальное воздействие и на разум, и на чувства читателя. Под ее непосредственным влиянием (в XIX в. она была переведена более чем на 25 языков) в ряде государств тогдашней Европы были отменены либо ограничены в применении пытки подозреваемых и смертная казнь, в особенности в ее наиболее жестоких формах. Книга Б. наряду с трудами Монтескье, Вольтера, энциклопедистов вошла важной составной частью в основной идеологический фонд Просвещения XVIII в., подготовившего общественное сознание к необходимости ликвидации феодальных порядков, к эпохе революций конца XVIII в. Влияние книги Б., прямое или опосредованное, остается неизменным на протяжении уже более двух веков: история уголовного права и правосудия, да, пожалуй, и других правовых наук, не знает труда, по силе и длительности своего воздействия равного книге «О преступлениях и наказаниях».
В истории уголовного права Б. нередко рассматривается как один из первых представителей или основоположников «классической» школы в уголовном праве. В действительности наряду с Монтескье и другими просветителями и гуманистами XVIII в. он был лишь предшественником «классической» школы: его место в истории уголовного права радикально отличалось от его последователей-классиков». Б. придавал решающее значение проблеме причин преступности, а не абстрагировался от нее; он выступал с критикой существующего законодательства и системы правосудия, а не с апологией их; он не видел необходимости в доктринальном изучении и комментировании отдельных правовых норм и институтов, чем десятилетиями занимались «классики». Вместе с тем многие принципы уголовного права, сформулированные Б., были восприняты «классической» школой уголовного права, хотя и в излишне юридизированной форме.
Книга Б. оказала значительное влияние на развитие науки уголовного права и судопроизводства в России. В «Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения» русской императрицы Екатерины II (составлен в 1766-1767 гг., т.е. спустя 2-3 года после первой публикации книги Б.) содержалось 114 статей, переписанных из книги Б. Правда, ни переписанные мысли Б., ни содержание «Наказа» в целом не оказали существенного влияния на развитие российского законодательства, если не считать постепенной отмены пыток подозреваемых. В то же время книга «О преступлениях и наказаниях» послужила полезнейшим наставлением при подготовке Судебной реформы 1864 г. О неизменном интересе русской юридической общественности к книге Б. свидетельствует то, что новые ее переводы, часто сопровождаемые подробными комментариями, выходили в свет 6 раз: впервые в 1803 г. и в последний раз - в 1939 г. Один из этих переводов принадлежал С.И. Зарудному - видному деятелю Судебной реформы 1864 г.
Лит.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях /Пер. М.М. Исаева. М., 1939; Решетников Ф.М. Беккариа. Из истории политической и правовой мысли. М.,1987.
Решетников Ф.М.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
130.51 кб

Уголовно-правовые воззрения Чезаре Беккариа и Иеремиа Бентама

Герасимова Д. А.
В статье дан сравнительный обзор уголовно-правовых взглядов мыслителей XVIII–XIX вв. Чезаре Беккариа и Иеремиа Бентама.