БЕЛЬГИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бельгия
Кодекс (Закон) о МЧП от 16 июля 2004 г. является первым кодифицированным актом Бельгии в области МЧП. Кодекс подразделяется на несколько глав (общие положения; физические лица; брак и иски из брачно-семейных отношений; сожительство; установление и оспаривание родства; обязательство по выплате содержания (алиментов); наследование; вещи; обязательства; и др.).

Источник: Международное частное право. Словарь терминов.

БЕЛЬГИЯ (Королевство Бельгия)
государство в Западной Европе. Образовано в 1830 г. Член-учредитель Общего рынка и Европейского Сообщества (ныне - Европейского Союза). Столица - г. Брюссель. По новой редакции (1990, 1993 гг.) Конституции Б. от 7 февраля 1831 г. - федеративное государство. По Эгмонтскому пакту 1977 г. страна разделена на три культурно-лингвистических сообщества - фламандско-говорящее; французско-говорящее; гарантированы также права 1% немецко-говорящего населения; а также на 3 региона: Фландрию, Валлонию и Брюссель. Сохранено прежнее административное деление страны: 10 провинций.
По форме правления Б. - конституционная наследственная монархия." Без согласия парламента король не вправе назначить себе преемника в случае отсутствия мужского потомства. С 9 августа 1993 г. "Король бельгийцев" (официальный титул) - Альберт II, сменивший скончавшегося Бодуэна I. Конституция 1831 г. провозглашает принцип разделения властей, причем законодательная власть осуществляется Королем и парламентом, исполнительная - Королем и правительством, судебная - судами.
Парламент Б. - двухпалатный. Срок полномочий обеих палат - 4 года. Согласно поправкам 1994 г. к Конституции, верхняя палата - Сенат - состоит из 71 сенатора (вместо прежних 184), из которых 40 избираются всеобщим голосованием, по 10 сенаторов из состава Фламандского совета и Совета Французского сообщества, 1 - из Совета Германоязычного сообщества, 6 кооптируются избранными сенаторами-фламандцами, 4 - сенаторами-валлонцами. Кроме того, в состав Сената могут по праву входить члены королевской семьи. Палата представителей состоит из 150 депутатов (вместо прежних 212), избираемых всеобщим прямым голосованием по пропорциональной системе. Правом законодательной инициативы обладают депутаты обеих палат и правительство. Спецификой законодательного процесса является необходимость одобрения законопроекта, особенно относящегося к сфере национальных или языковых проблем, "специальным большинством" (не менее двух третей) присутствующих от каждой лингвистической группы, французской и фламандской. Правительство - Совет Министров, включая премьер-министра - назначается Королем. Он же отправляет отдельных министров или все правительство в отставку. Однако Конституция требует, чтобы правительство пользовалось доверием парламента (если программа вновь образованного правительства не получает одобрения хотя бы одной из палат, оно должно уйти в отставку). Помимо этого, при формировании правительства требуется соблюдение пропорций между представителями фламандской и валлонской частей.
Хотя Король и назначает министров, ни один королевский акт не имеет силы без контрассигнации несущего ответственность за исполнение этого акта министра. Решения, подготовленные правительством, принимают форму королевского указа или министерских декретов; Конституция дает правительству широкие законодательные полномочия, причем представляемые правительством законопроекты принимаются в парламенте по упрощенной процедуре.
Роль верховной судебной инстанции отводится Кассационному суду, состоящему из 25 судей. В пяти крупнейших городах действуют апелляционные суды, рассматривающие жалобы на постановления трибуналов первой инстанции по гражданским, уголовным делам и на решения коммерческих трибуналов, а также апелляционные суды по трудовым спорам, рассматривающие жалобы на решения трибуналов первой инстанции по трудовым спорам. Трибуналы первой инстанции функционируют в каждом из 26 судебных округов.
В 1988 г. Арбитражный суд получил функции Конституционного суда, осуществляющего контроль за соблюдением конституционных прав как отдельных граждан, так и национально-лингвистических сообществ и меньшинств.
Назначение на все судейские должности производится Королем по представлению Министерства юстиции из числа дипломированных юристов не моложе 30 лет.
(А. К.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

БЕЛЬГИЯ (Королевство Бельгия)
государство в Западной Европе. Б. - федеративное государство. Основное население ее составляют фламандцы и валлоны. В связи с возникшими в последние десятилетия конфликтами между ними в Б., которая прежде была унитарным государством, начался процесс поэтапной «федерализации». Наиболее важные изменения в Конституцию были внесены в 1988-1993 гг. При этом было зафиксировано существование двух основных культурно-лингвистических сообществ: фламандскоязычного и французоязычного населения, а затем образованы три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель (последний официально объявлен двуязычным). В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы власти. Гарантированы права и немецкоязычного населения (оно составляет менее 1%). Одновременно Б. в административно-территориальном отношении делится на 9 провинций. Во главе провинций стоят назначаемые губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами.
По форме правления Б. - конституционная монархия. Конституция 1831 г. закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется королем и парламентом, исполнительная - королем и правительством, судебная - судами.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Общая характеристика. С момента образования самостоятельного Бельгийского государства (1830) основу его законодательства составили 5 французских кодексов: Гражданский кодекс (ГК; так называемый Кодекс Наполеона), Торговый кодекс. Уголовный кодекс (УК), Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), которые были изданы в 1804-1810гг. (см. Фракция), когда территория Б. находилась под властью Наполеона. Все эти кодексы оказали решающее воздействие на развитие бельгийского права, а ГК действует и поныне. Правда, при сохранении общей структуры текст его весьма существенно отличается от редакции 1804 г.: заменены целые разделы, включены новые положения, изменились формулировки большинства статей. В частности, в результате реформ 1958 г. и особенно 1976 г. подверглись значительной переработке положения, относящиеся к правам и взаимным обязанностям супругов(заметно расширилась имущественная самостоятельность женщин, хотя юридическое неравенство полов сохраняется и поныне). В то же время статьи, регулирующие право собственности и обязательственное право, не подверглись принципиальным изменениям.
Торговый кодекс Б. 1872 г. включил в себя несколько разделов ранее действовавшего французского Торгового кодекса 1807 г. Он подвергался реформам, важнейшие из которых были проведены в 1935, 1956 и 1975гг.
Трудовые отношения в Б. во многом определяются Пактом о социальной солидарности, заключенным представителями профсоюзов и предпринимателей в 1944 г. (в подполье, в условиях нацистской оккупации). В соответствии с ним участие в управлении производством принимают делегации персонала; на уровне отраслей созданы паритетные комиссии из представителей профсоюзов и предпринимателей; на общегосударственном уровне функционируют Национальный совет труда, Центральный совет экономики и другие органы. Действует развитая система трудового законодательства, включающая акты, которые регулируют общие условия труда (Закон о труде 1971 г.) и конкретные вопросы найма и увольнения, техники безопасности и др.В соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях 1968 г. большинство вопросов трудовых отношений регулируется в коллективных договорах (при их заключении представители рабочих нередко берут обязательство не прибегать к забастовкам, если предприниматели не нарушат условий договора). В коллективных договорах, чаще всего на отраслевом уровне, определяются вопросы заработной платы, возраст ухода на пенсию, санитарные нормы и др. Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны в Б.с 1974 г.
В стране функционирует развитая система социального обеспечения. Законодательство в этой области в основном представляет собой реализацию постановлений ЕС; оно предусматривает условия и порядок назначения пенсий по старости и инвалидности, страхования от безработицы, болезней и др.(например. Закон 1971 г. и Королевское постановление 1987 г. о пособиях при несчастных случаях на производстве).
Законодательство об охране природы включает в себя акты как достаточно общего характера, так и весьма конкретные по содержанию. Один из актов общего характера - Закон о сохранении природы 1971 г.. предусматривающий защиту флоры, фауны, лесов, создание национальных парков. В 60-х гг. были изданы законы о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962), о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха (1964), королевский декрет о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965), и др. В 1975 г. принят Закон о защите животных, установивший уголовные санкции за жестокое обращение с ними. В 1988 г. изданы королевские постановления о мерах против загрязнения воздуха автомобильными выхлопами и о мерах по сохранению рыбных запасов.
УПК 1878 г. с момента его принятия и по настоящее время включает в себя целые разделы из УПК Франции 1808 г. В 1967 г. был принят Судебный кодекс, который регулирует «организацию судов и трибуналов, их компетенцию и процедуру деятельности». С его принятием был отменен ранее действовавший ГПК, а регулируемым им вопросам ныне посвящен раздел IV Судебного кодекса («О гражданской процедуре»).
Наряду с указанными основными кодексами действует ряд консолидированных актов, которые нередко также (официально или в частных публикациях законов) называются кодексами: Избирательный, Лесной, Сельскохозяйственный. Налоговый и др.
Научные исследования в области права сосредоточены на юридических факультетах Свободного университета в Брюсселе, Католического - в Лувене, а также университетов в Генте и Льеже.
Уголовное право. Действующий УК 1867 г. составлен под влиянием французского УК 1810 г., однако существенно отличается от него, в том числе в трактовке ряда институтов Общей части (покушение, соучастие и др.), в стремлении к большей индивидуализации наказания в духе буржуазно-либеральных идей. С 1976 г. ведутся работы по подготовке нового УК. Смертная казнь, хотя и предусматривалась УК 1867 г., фактически была отменена за общеуголовные преступления с 1863 г. После казни нацистских преступников и коллаборационистов в 1944-1950гг. смертные приговоры в исполнение не приводились. В 1996 г. смертная казнь за все преступления была отменена парламентом Б.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Высшее звено бельгийской судебной системы, подвергшейся основательной реформе в 1967 г., - Кассационный суд (Брюссель); состоит из 25 судей во главе с первым председателем, которые рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на приговоры и решения любых судов, но только по вопросам права, а не факта. Его решения выносятся всегда только по конкретным делам, но оказывают существенное влияние на судебную практику в целом. В стране действуют 5 апелляционных судов (в Антверпене, Брюсселе, Генте, Льеже и Монсе), которые рассматривают жалобы на постановления трибуналов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также на решения коммерческого трибунала, и 5 апелляционных судов по трудовым спорам (в тех же городах), которые рассматривают жалобы на решения соответствующих трибуналов. (В Б., как и в ряде других стран, термин «трибунал» нередко используется для обозначения судебных органов с ограниченной компетенцией либо низших инстанций.) В каждой из 9 провинций Б. раз в квартал собираются сессии суда присяжных, рассматривающего дела о наиболее серьезных преступлениях. Он состоит из 3 профессиональных судей и 12 присяжных. Приговоры суда присяжных не могут быть обжалованы в апелляционные инстанции, и лишь Кассационный суд вправе отменить их.
Основное звено бельгийской судебной системы - трибуналы первой инстанции: по трудовым спорам и коммерческие. Эти трибуналы функционируют в каждом из 26 судебных округов. Они состоят из 1 или 3 профессиональных судей и рассматривают основную массу гражданских дел, а также уголовные дела обо всех преступлениях, за которые может быть назначено свыше 7 суток ареста, за исключением отнесенных к компетенции суда присяжных (при разбирательстве уголовных дел они называются исправительными трибуналами). Кроме того, они рассматривают жалобы на постановления мировых судей по гражданским и уголовным делам.
Трибуналы по трудовым спорам состоят из профессионального судьи и представителей (по одному) от предпринимателей и наемных работников. Они рассматривают конфликты, связанные с увольнением, споры о компенсации по поводу несчастных случаев на производстве, о пенсионном обеспечении и т.п.
В состав каждого коммерческого. трибунала наряду с профессиональным судьей входят по 2 представителя деловых кругов - торговцев, предпринимателей и т.п. Они рассматривают дела по первой инстанции, главным образом споры, возникающие в сфере торговых отношений, а также жалобы на соответствующие решения мировых судей.
Низовое звено судебной системы - мировые суды, в которых судьи единолично рассматривают дела о малозначительных преступлениях (в этом качестве они называются «полицейскими судами»), споры по гражданским и торговым делам с небольшой суммой иска, а также некоторые споры неимущественного характера (семейные и т.п.). При разбирательстве гражданских дел обязательна предварительная процедура, цель которой - примирение сторон. Имеются также суды по делам несовершеннолетних.
В начале 80-х гг. в системе бельгийских судебных учреждений начал функционировать Арбитражный суд. Он был наделен правом признавать недействительными законодательные акты или их отдельные положения, подзаконные акты, а также постановления местных органов самоуправления в случае их противоречия Конституции и правам человека. В 1988 г. он преобразован в Конституционный суд. В Законе, определившем компетенцию последнего, подчеркивается, что он осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств.
Назначение на все судейские должности производится монархом по представлению министерства юстиции из дипломированных юристов в возрасте как минимум 30 лет (для вышестоящих инстанций возрастной ценз повышается).
Прокуратура функционирует под эгидой Министерства юстиции. При Кассационном суде действуют первый генеральный прокурор и несколько его помощников - генеральных адвокатов, которые дают заключения по правовым вопросам, возникающим перед этим судом. В апелляционных судах выступают генеральные прокуроры при соответствующих судах, генеральные аудиторы, генеральные адвокаты и другие чиновники; в трибуналах первой инстанции и коммерческих трибуналах - королевские прокуроры или их заместители, которые поддерживают обвинение по уголовным делам либо дают заключения по некоторым категориям гражданских дел (разводы, банкротства и др.); в трибуналах по трудовым спорам выступают аудиторы по трудовым спорам или их заместители.
Правовой статус адвокатов определяется Судебным кодексом 1967 г. В соответствии с ним функции адвоката может выполнять лишь тот, кто является бельгийским подданным либо гражданином одной из стран ЕС, имеет диплом доктора права, принес присягу и зачислен решением совета «Ордена адвокатов» в состав адвокатской корпорации либо в список стажеров. Как правило, для получения правомочий адвоката необходима 3-летняя стажировка. В Кассационном суде могут выступать по гражданским делам лишь адвокаты, назначенные королем в «Орден адвокатов при Кассационном суде» по рекомендации этого суда и министра юстиции из опытных адвокатов с 10-летним стажем по конкурсу.
Решетников Ф.М.

Источник: Энциклопедия юриста

Бельгия
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Западной Европе. Территория - 30,5 тыс. кв. км. Столица - г.Брюссель. Население - 10,2 млн. чел. (1998 г.), в том числе фламандцы 51%, валлоны - 41%. Немецкоговорящее меньшинство составляет менее 1%. Официальные языки - французский, нидерландский (фламандский) и немецкий. Религия - подавляющее большинство верующих - католики. Государственное устройство По форме государственно-территориального устройства Бельгия федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы - по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями - фламандцами и франкоязычными валлонами. В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии). Действует Конституция 1831 г. По форме правления Бельгия - конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная - Королем и Правительством, судебная - судами. Политический режим - демократический. Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами. Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 человек, из которых 1 - наследник короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам. Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии "специального большинства" (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 "специального большинства". Помимо основной функции - принятия законов Парламент обладает рядом других полномочий: утверждает бюджет, торговые договоры или соглашения, которые налагают на государство какие-то обязательства, ежегодно решает вопрос о численности вооруженных сил, предоставляет натурализацию, назначает членов Верховного суда. Без согласия Парламента Король не может назначить себе преемника при отсутствии мужского потомства, не может стать главой другого государства. Что касается контрольных функций Парламента, то, по существу, они исчерпываются интерпелляциями (запросами) и вопросами. В Конституции нет определения Правительства, хотя специальный раздел посвящен министрам. Действующие под руководством Премьер-министра, они образуют Совет министров - Правительство Бельгии. Статья 96 Конституции устанавливает, что его члены назначаются и увольняются Королем, однако Король должен образовать такое Правительство, которое пользовалось бы доверием Парламента. В соответствии со ст.99 при формировании правительства учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным. Сразу же после образования Правительства на рассмотрение высшего законодательного органа вносится правительственная программа (декларация). Если программу не одобряет хотя бы одна палата, а Правительство не получает вотума доверия, оно вынуждено уйти в отставку. Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 г. о создании службы общего управления и Регентском указе 1946 г.). Глава Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку дня, высказывает мнения, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных проблемах, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, излагает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции. Решения Правительства облекаются в форму королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему Парламентом. Государственный совет - правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполнявших судебные функции или преподававших право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций - законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная - о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция. Во главе провинции стоят назначаемые Королем губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами и постоянными депутациями (исполнительный орган). Правовая система Общая характеристика С момента образования самостоятельного бельгийского государства (1830 г.) основу его законодательства составили пять французских кодексов: Гражданский ("Кодекс Наполеона"), Торговый, Уголовный, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный, которые были изданы в 1804-1910 гг. (см. раздел "Франция"), когда территория Бельгии находилась под властью Наполеона. Все они оказали решающее воздействие на развитие бельгийского права, а Гражданский кодекс действует и поныне. Правда, при сохранении общей структуры заменены целые разделы, включены новые положения, изменились формулировки большинства статей. В частности, в результате реформ 1958 г. и особенно 1976 г. подверглись значительной переработке положения, относящиеся к правам и взаимным обязанностям супругов (заметно расширилась имущественная самостоятельность женщин, хотя юридическое неравенство полов сохраняется). В то же время статьи, регулирующие право собственности и обязательственное право, не подверглись принципиальным изменениям. Торговый кодекс Бельгии, принятый в 1872 г., включил несколько разделов ранее действовавшего французского Торгового кодекса 1807 г. Он подвергался неоднократным реформам, важнейшие из которых были проведены в 1935, 1956 и 1975 гг. Так, в 1935 г. в него как самостоятельный раздел был включен Закон о компаниях (впоследствии также не раз подвергавшийся изменениям - например, в 1986 г. был издан Закон об индивидуальных товариществах с ограниченной ответственностью единственного участника). Трудовые отношения в Бельгии во многом определяются Пактом о социальной солидарности, заключенным представителями профсоюзов и предпринимателей в 1944 г. в подполье во время нацистской оккупации. В соответствии с ним участие в управлении производством на предприятиях принимают делегации персонала; на уровне отраслей созданы паритетные комиссии из представителей профсоюзов и предпринимателей; на общегосударственном уровне функционируют Национальный совет труда, Центральный совет экономики и другие органы. Имеется развитая система трудового законодательства, включающая акты, которые регулируют общие условия труда (Закон о труде 1971 г.) и конкретные вопросы найма и увольнения, техники безопасности и др. В частности, Закон о договорах найма 1978 г. ввел понятие "справедливого увольнения", применяемого к конкретному работнику. В соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях 1968 г. большинство вопросов трудовых отношений регулируется в коллективных договорах (при их заключении представители рабочих нередко берут обязательство не прибегать к забастовкам, если предприниматели не нарушат условий договора). В коллективных договорах (чаще всего отраслевых) определяются уровни заработной платы, возраст ухода на пенсию, санитарные нормы и др. Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны в Бельгии с 1974 г. В стране имеется развитая система социального обеспечения. Законодательство в этой области в основном представляет собой реализацию постановлений Европейского союза (ЕС) и предусматривает условия и порядок назначения пенсий по старости и инвалидности, страхования от безработицы, болезней и др. (например, Закон 1971 г. и Королевское постановление 1987 г. о пособиях при несчастных случаях на производстве). Законодательство об охране природы включает и акты общего характера, и весьма конкретные. Один из общих актов - Закон о сохранении природы 1971 г., предусматривающий защиту флоры, фауны, лесов, создание национальных парков. В 1960-х гг. были изданы законы о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962), о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха (1964), Королевский декрет о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965) и др. В 1975 г. издан Закон о защите животных, установивший уголовные санкции за жестокое обращение с ними. В 1988 г. - королевские постановления о мерах против загрязнения воздуха автомобильными выхлопами и о мерах по сохранению рыбных запасов. Действующий Уголовный кодекс 1867 г. составлен под влиянием французского УК 1810 г., однако существенно отличается от него, в том числе в трактовке ряда институтов Общей части (покушение, соучастие и др.), в стремлении к большей индивидуализации наказания в духе буржуазно-либеральных уголовно-правовых идей. С 1976 г. после создания соответствующей комиссии ведутся работы по подготовке нового уголовного кодекса. Смертная казнь, хотя и предусматривалась УК 1867 г., фактически была отменена за общеуголовные преступления с 1863 г. После казни нацистских преступников и коллаборационистов в 1944-1950 гг. смертные приговоры в исполнение не приводились. В 1996 г. Парламент Бельгии отменил смертную казнь за все преступления. Уголовно-процессуальный кодекс 1878 г. с момента его принятия и по настоящее время включает целые разделы из УПК Франции 1808 г. В 1967 г. был принят Судебный кодекс, который регулирует "организацию судов и трибуналов, их компетенцию и процедуру деятельности" (ст.1). Сего принятием был отменен ранее действовавший Гражданский процессуальный кодекс, а регулируемым им прежде вопросам ныне посвящен раздел IV Судебного кодекса ("О гражданской процедуре"). Наряду с указанными основными кодексами действует ряд консолидированных актов, которые нередко (официально или в частных публикациях) также называются кодексами: Избирательный, Лесной, Сельскохозяйственный, Налоговый и др. Начиная с 1960-х гг. в Бельгии работает комиссия по подготовке к изданию на нидерландском языке (на нем говорит около 55% населения) текстов Конституции, кодексов и других важнейших законов. В результате официально изданы пользующиеся одинаковой силой с французским оригиналом нидерландские тексты Конституции, Гражданского и Уголовного кодексов и других актов. Научные исследования в области права сосредоточены на юридических факультетах Свободного университета в Брюсселе, Католического в Лувене, а также университетов в Генте и Льеже. Судебная система. Органы контроля Высшее звено бельгийской судебной системы, подвергшейся основательной реформе в 1967 г., - Кассационный суд (Брюссель). Он состоит из 25 судей во главе с первым председателем, которые рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на приговоры и решения любых судов, но только по вопросам права, а не факта. Его решения выносятся всегда только по конкретным делам, но оказывают существенное влияние на судебную практику в целом. В стране имеется 5 апелляционных судов (в Антверпене, Брюсселе, Генте, Льеже и Монсе), которые рассматривают жалобы на постановления трибуналов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также на решения коммерческого трибунала, и 5 апелляционных судов по трудовым спорам (в тех же городах), которые рассматривают жалобы на решения соответствующих трибуналов (в Бельгии, как и в ряде других стран, термин "трибунал" нередко используется для обозначения судебных органов с ограниченной компетенцией либо низших инстанций). В каждой из 9 провинций Бельгии раз в квартал собираются сессии суда присяжных, рассматривающего дела о наиболее серьезных преступлениях. Он состоит из 3 профессиональных судей и 12 присяжных заседателей. Приговоры суда присяжных не могут быть обжалованы в апелляционные инстанции, и лишь Кассационный суд вправе отменить их. Основное звено бельгийской судебной системы - трибуналы первой инстанции, по трудовым спорам и коммерческие. Эти трибуналы функционируют в каждом из 26 судебных округов. Трибуналы первой инстанции состоят из 1 или 3 профессиональных судей и рассматривают основную массу гражданских дел, а также уголовные дела о всех преступлениях, за которые может быть назначено свыше 7 суток ареста, за исключением отнесенных к компетенции суда присяжных (при разбирательстве уголовных дел они называются "исправительными трибуналами"). Они рассматривают также жалобы на постановления мировых судей по гражданским и уголовным делам. Трибуналы по трудовым спорам состоят из одного профессионального судьи и представителей (по одному) от предпринимателей и наемных работников. Они рассматривают конфликты, связанные с увольнением, споры о компенсации по поводу несчастных случаев на производстве, о пенсионном обеспечении и т.п. В состав каждого коммерческого трибунала входят наряду с профессиональным судьей по 2 представителя деловых кругов - торговцев, предпринимателей и т.п. Они рассматривают дела по первой инстанции, главным образом споры, возникающие в сфере торговых отношений, а также жалобы на соответствующие решения мировых судей. Низовое звено системы - мировые суды, в которых судьи единолично рассматривают дела о малозначительных преступлениях (в этом качестве они называются "полицейскими судами"), споры по гражданским и торговым делам с небольшой суммой иска, а также некоторые споры неимущественного характера (семейные и т.п.). При разбирательстве гражданских дел обязательна предварительная процедура, цель которой - примирение сторон. Имеются также суды по делам несовершеннолетних. В начале 1980-х гг. в системе бельгийских судебных учреждений появился Арбитражный суд. Он рассматривал жалобы на нарушения прав "нации и гражданина" и мог признавать недействительными - в силу противоречия Конституции и правам человека - законодательные акты или их отдельные положения, подзаконные акты, а также постановления местных органов самоуправления. В 1988 г. он был преобразован в Конституционный суд. В законе, определившем его компетенцию, подчеркивается, что он контролирует соблюдение конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств. В соответствии с поправками к Конституции от 20 ноября 1998 г. в Бельгии учрежден Высший совет правосудия, состоящий из равного числа магистратов судейского корпуса и прокуратуры, с одной стороны, и назначаемых Сенатом представителей гражданского общества - с другой. Этот орган самоуправления судейским сообществом выдвигает кандидатов для назначения на должности судей и прокуроров (производится монархом), отвечает за подготовку судей и прокуроров, готовит предложения по организации и деятельности судебной системы, осуществляет общий надзор за функционированием последней. Судьи назначаются пожизненно. Они уходят в отставку по достижении установленного законом возраста. Прокуратура функционирует под эгидой Министерства юстиции. При Кассационном суде действуют первый генеральный прокурор и несколько его помощников - генеральных адвокатов, которые дают заключения по правовым вопросам. В апелляционных судах, а также в апелляционных судах по трудовым спорам выступают генеральные прокуроры, генеральные аудиторы, генеральные адвокаты и другие чиновники; в трибуналах первой инстанции и коммерческих трибуналах - королевские прокуроры или их заместители, которые поддерживают обвинение по уголовным делам либо дают заключения по некоторым категориям гражданских дел (разводы, банкротства и др.). В трибуналах по трудовым спорам в качестве представителей прокуратуры выступают аудиторы по трудовым спорам или их заместители. Правовой статус адвокатов определяется Судебным кодексом 1967 г. В соответствии с ним функции адвоката может выполнять лишь тот, кто является бельгийским подданным либо гражданином одной из стран ЕС, имеет диплом доктора права, принес присягу и зачислен решением совета "Орден адвокатов" в состав адвокатской корпорации либо в список стажеров. Как правило, для получения правомочий адвоката необходима 3-летняя стажировка. В Кассационном суде могут выступать по гражданским делам лишь адвокаты, назначенные Королем в "Орден адвокатов при Кассационном суде" по рекомендации этого суда и министра юстиции из опытных адвокатов с 10-летним стажем. Высшим органом финансового контроля является Счетная палата, члены которой назначаются Палатой представителей. На Счетную палату возложена обязанность по рассмотрению и упорядочиванию счетов общего управления и всех тех, кто подотчетен государственному казначейству. Она следит за соблюдением бюджетной дисциплины, осуществляет общий контроль за операциями, связанными с установлением и взиманием налогов, утверждает счета различных государственных административных органов и обязана собирать с этой целью любые сведения и необходимые отчетные документы. Общий государственный финансовый отчет предоставляется Палате представителей с замечаниями Счетной палаты. Литература Limpens J. Belgium // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P. B11-25. Robertson C. D. Introduction to the Belgian Legal System // Juridical Review. 1983. December. P. 224-256.

Источник: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
140.22 кб

РФ заинтересована в углублении инвестиционного сотрудничества с Бельгией

Читать PDF
92.98 кб

Международные связи регионов Бельгии и России: сравнительный анализ

Ливанова Ирина Владимировна
Новые развитые федерации, такие как Россия и Бельгия, осуществляя международные отношения, выработали особые механизмы международного сотрудничества регионов. Международные связи регионов России и Бельгии имеют свою специфику.
Читать PDF
103.67 кб

Модель и специфика международного сотрудничества сообществ и регионов Бельгии

Ливанова Ирина Владимировна
Международные связи сообществ и регионов Бельгии можно представить как уникальную модель, имеющую свою специфику по ряду параметров.
Читать PDF
105.38 кб

Социальное обеспечение в Бельгии: вопросы сравнительного права

Чебунина Жанна Викторовна
В статье проводится правовой анализ системы социального обеспечения Бельгии, деятельности ее органов, сравнительный анализ некоторых элементов системы социального обеспечения и социального страхования Бельгии и Российской Федераци
Читать PDF
413.49 кб

98. 04. 056-058. Научно-техническая политика Бельгии: проблемы и перспективы. (сводный реферат)

Жилина И. Ю.
Читать PDF
515.49 кб

96. 03 043 линкенс а "Протон" - первый Электронный кошелек в Бельгии. Lindens A. proton: le porte-mo

Зубченко Л. А.
Читать PDF
118.94 кб

Ульяновская область: состоялся визит Бельгийско-люксембургской торговой палаты

Читать PDF
120.39 кб

2004. 04. 013. Годефриди Д. Применение принципа равенства арбитражным судом Бельгии и Верховным судо

Лужина А. Н.
Читать PDF
167.04 кб

Эволюция семейно брачного права Бельгии (до принятия гражданского кодекса Наполеона)

Дородонова Наталия Васильевна
Статья посвящена эволюции семейно-брачного права Бельгии с античности и до обретения независимости Бельгии в 1830 г.
Читать PDF
234.85 кб

Правовое регулирование тюремного заключения во Франции и Бельгии в XVI-XVII веках

Нарышкина Наталья Игоревна
в статье анализируются правовые и организационные аспекты деятельности французских и бельгийских тюрем в XVI-XVII вв., рассматривается правовое положение заключенных и персонала.
Читать PDF
301.47 кб

Физическое лицо как налоговый резидент в законодательстве Бельгии и Франции

Аллалыев Руслан Мурадович
Основу системы налогов любого государства составляет один из двух принципов налогообложения: резидентства или территориальности.
Читать PDF
208.97 кб

Административная реформа полиции Люксембурга, Бельгии, Нидерландов в период Второй мировой войны и р

Кислухин Владимир Александрович
В работе представлены малоизвестные факты борьбы полицейских служащих Люксембурга, Бельгии, Нидерландов против нацификации органов правопорядка в период Второй мировой войны; исследуются причины, методы организации и результаты ад
Читать PDF
854.47 кб

Некоторые аспекты охраны прав на сорта растений в Бельгии

Линчак Н.Б.
Проанализирован опыт гармонизации национального законодательства Бельгии с требованиями Международной Конвенции по охране новых сортов растений. Раскрыта суть вновь принятого Акта в сравнении с Актом 1975 г.
Читать PDF
0.00 байт

Производства в суде присяжных Бельгии и России (сравнительно-правовое исследование)

Насонов Сергей Александрович
Статья посвящена особенностям производства в суде присяжных по Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) Бельгии 1878 г. (с изменениями на 2016 г.) как разновидности европейской модели указанного производства.
Читать PDF
3.42 мб

Правовые основы противодействия терроризму в Бельгии

Романовский Георгий Борисович, Романовская Ольга Валентиновна
В статье анализируется законодательство Бельгии, устанавливающее основные полномочия спецслужб по ограничению прав человека в целях противодействия терроризму.