БЕЖЕНЕЦ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Беженец (мандатный)
Лицо, отвечающее критериям Устава Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и имеющее право на защиту ООН. Такая защита предоставляется Верховным Комиссаром, независимо от того, находится он/она или нет в стране, подписавшей Конвенцию о статусе беженцев 1951 г. или Протокол, 1967 г., а также признаны ли он/она принимающей страной беженцем в соответствии с каким-либо из этих документов. см. также беженец (признанный)

Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов

Беженец (признанный)
Человек, который «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой» (Конвенция о статусе беженцев, 1951г., ст. 1 А (2) с поправками в Протоколе, 1967г.) см. также лицо, ищущее убежища, беженцы де факто, лица, перемещенные за пределы своей страны, беженец, беженцы в движении, транзитные беженцы

Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов

Беженец
лицо, не являющееся гражданином Кыргызской Республики и ходатайствующее перед Кыргызской Республикой о признании себя беженцем, которое вынуждено покинуть место своего постоянного проживания на территории другого государства в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, религии, национальности, политических убеждений, принадлежности к конкретной социальной группе, а также реальной опасности подвергнуться преследованию в вооруженных и межнациональных конфликтах и которое не может, в силу таких опасений, или не желает воспользоваться защитой своей страны.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

БЕЖЕНЕЦ
по российскому законодательству прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства (на территории другого государства) вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку: расовой или национальной принадлежности; вероисповедания; языка; принадлежности к определенной социальной группе;политических убеждений (Закон РФ "О беженцах" от 19 февраля 1993 г.).

Источник: Большой юридический словарь

Беженец

Любой человек, находящийся за пределами страны, гражданином которой он является (или лицо без гражданства за пределами страны, где он/она обычно проживает), который не может или не желает воспользоваться защитой этой страны вследствие преследования или обоснованной угрозы преследования по мотивам расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических взглядов. Люди, которые переместились в другую часть страны из-за гражданской войны, хотя иногда называются беженцами, не являются таковыми в соответствии с международным правом. Для таких лиц используется термин "перемещенные лица".

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

Беженец
это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Федеральный закон от 28.06.97 N 95-ФЗ, ст.1

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

Беженец
лицо, которое не является гражданином Республики
Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных
опасений стать жертвой преследований в государстве своей
гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства,
национальности, принадлежности к определенной социальной группе
или политических убеждений и которое не может либо не желает
вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства;
или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на
территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств,
не может или не желает вернуться в государство своего прежнего
обычного местожительства в силу таких опасений.
(Ст. 2 Закона Республики Беларусь "О беженцах" в редакции Закона
от 16 июня 1999 г. N 268-З)

Источник: Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

БЕЖЕНЕЦ
лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие подобных опасений; не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Решение о признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, либо его территориальным органом в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ. Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей.

Источник: Энциклопедия трудовых отношений

БЕЖЕНЕЦ
лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Административно-правовой статус беженцев определен Законом РФ "О беженцах". Не могут быть признаны беженцами лица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

БЕЖЕНЕЦ
лицо, не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ и при этом вынужденное или намеревающееся покинуть постоянное место жительства на территории др. государства из-за совершения в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иной форме либо из-за реальной опасности подвергнуться такому насилию. Б. не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ. Правовой статус Б. регулируется Конвенцией о беженцах 1951 г. Лицу, признанному Б. и достигшему 18 лет, выдается удостоверение установленного образца — документ, удостоверяющий личность Б. (прибывших с ним членов семьи) в РФ и дающий ему (им) право находиться на территории РФ на законном основании. При этом, лицо признается Б. на срок до трех лет. Лицо, признанное Б., пользуется всеми правами гражданина РФ; на Б. распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемые для вынужденных переселенцев. Им предоставляется возможность в 3-месячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники, при условии их согласия. На Б. распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. Законом предусмотрены гарантии прав Б.: он не может быть возвращен против его воли в страну, которую покинул; решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющие права Б., могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд. Лицо утрачивает статус Б., если оно приобрело гражданство РФ или др. государства; выехало на постоянное место жительства за пределы РФ; умышленно сообщило о себе ложные сведения, послужившие основанием для признания его Б., однако члены семьи, не знавшие о ложных сведениях, не могут быть лишены статуса Б. Правам Б. корреспондируют его обязанности, за неисполнение которых установлена административноправовая ответственность. Так, неисполнение Б. при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе миграционной службы или встать на учет по новому месту пребывания или жительства, несообщение им об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства РФ или иного государства влечет за собой применение мер административного взыскания.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

БЕЖЕНЕЦ
лицо, покинувшее страну, в которой оно постоянно проживало (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие "Б " проникает после первой мировой войны. Проблема Б. нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН имеется Управление Верховного комиссара по делам беженцев. В 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о правовом статусе Б., а в 1967 г. принят протокол к этой Конвенции Особую категорию образуют т.н. политические Б., т.е. лица, подвергавшиеся преследованиям по политическим мотивам в стране своего постоянного проживания. Их нередко называют лицами без гражданства defacfo. поскольку практически статус таких Б. ничем не отличается от статуса лиц без гражданства. Принадлежность к политическим Б. может рассматриваться как основание претендовать на получение политического убежища. Однако в конечном счете решение этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся политические Б. Проблема Б не может решаться по единому образцу. На ее решение влияют различные факторы (социальный и национальный состав Б., причины, побудившие их покинуть родину, и т.д.). По российскому законодательству Б. признается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а т.ж. принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ "О беженцах" от 19 февраля 1993 г.). Б. не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
Решение о признании лица Б. принимается соответствующим органом миграционной службы субъекта РФ, а по ходатайству, поступившему через дипломатическое или консульское представительстю РФ, - Федеральной миграционной службой России в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства о признании лица беженцем. Лицу, признанному Б., выдается удостоверение установленного образца. При отказе в признании лица Б. ему в пятидневный срок со дня принятия решения об этом вручается или, если указанное лицо находится за пределами РФ, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения. Решение об отказе в признании лица Б может быть обжаловано в Федеральную миграционную службу России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления Гражданство РФ приобретается Б. в соответствии с Законом РСФСР "О гражданстве РСФСР".

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Беженец
(англ. refugee) — человек, который в силу чрезвычайных обстоятельств вынужден оставить свое прежнее место жительства и искать убежище за пределами своей страны, чаще всего находящийся в состоянии стресса и нуждающийся в помощи.
В международной практике сложилось и действует универсальное определение понятия «беженцы», принятое Конвенцией ООН 1951 г. и Протоколом ООН 1967 г. В соответствии с Женевской конвенцией беженцами признаются те люди, которые обладают четырьмя особенностями: 1) находятся вне страны происхождения; 2) не могут и не желают пользоваться защитой этой страны или возвратиться туда; 3) такая неспособность или нежелание связано со вполне обоснованным опасением подвергнуться преследованиям; 4) преследования, которых они опасаются, основываются на признаках расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Под данное определение, однако, не попадают беженцы, покидающие место жительства по экономическим и экологическим причинам, жертвы природных катастроф. Согласно подсчетам по методологии ООН, к середине 90-х гг. прошлого века общая численность беженцев и других категорий вынужденных мигрантов в мире достигла 27,4 млн. человек. По некоторым данным, количество лиц, перемещенных внутри или за пределы своих стран, приближается к 50 млн. Согласно методике, учитывающей лиц, покинувших места своего проживания вследствие экологических и промышленных катастроф или в соответствии с государственными программами переселения, численность перемещенных лиц к концу XX в. достигла 90 млн. человек. Среди наиболее тревожных симптомов социальных недугов, поражающих весь мир, недобровольная миграция по экономическим причинам и в поисках политического убежища занимает третье место, уступая лишь таким факторам, как этническая дискриминация и неравенство возможностей расовых групп, а также религиозная нетерпимость и гражданские войны.
В Европе новый шквал вынужденной миграции связан с окончанием «холодной войны», ликвидацией военно-политического блока Варшавского договора и последовавшими за этим попытками пересмотра сложившихся границ. Мощный импульс этим процессам придал распад СССР, в результате чего за пределами своих национальных республик оказались от 54 до 65 млн. граждан бывшего Союза, из них за рубежами Российской Федерации около 30 млн. человек, в том числе 25,3 млн. только русских, из которых 11,4 млн. — на Украине, 9,2 млн. — в новых независимых государствах Центральной Азии. Помощь беженцам, особенно в зонах конфликтов, оказывают международные организации ООН, ОБСЕ, Международная организация по миграции (MOM), Международный Комитет Красного Креста (МККК), неправительственные организации и др.
В современных условиях возрастает необходимость в усилении регионализации их деятельности, решении проблем беженцев с учетом региональной и национальной специфики. В системе ООН действует Управление верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН). Представительства данного управления созданы и действуют в большинстве стран СНГ. Основным документом, регулирующим права беженцев и вынужденных переселенцев в государствах Содружества, является Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. В нем дается более широкое толкование понятия «беженец» по сравнению с Международной конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г.; принимается во внимание специфика постсоветского пространства. Такой подход в принципе позволяет оказывать помощь и поддержку вынужденным мигрантам
в СНГ даже в тех областях, которые не предусмотрены другими международно-правовыми актами.
Для регулирования потоков беженцев в России создана соответствующая нормативно-правовая база, принят Федеральный закон «О беженцах» (1997). В соответствии с ним беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В соответствии с российским законодательством беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по указанным выше обстоятельствам.
Положение Федерального закона «О беженцах» не распространяется на лицо, в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление против человечества, тяжкое преступление неполитического характера, которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН. Закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемий или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
З. М. Зотова
Список литературы Федеральный закон «О беженцах» от
19.02.1993 г. № 4528–1.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031. Положение беженцев в странах мира. — М., 1996. Вынужденные миграции в государствах СНГ. — М., 1996.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

БЕЖЕНЕЦ
лицо, не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ и при этом вынужденное или намеревающееся покинуть постоянное место жительства на территории другого государства из-за совершения в отношении него насилия или преследования в иной форме либо из-за реальной опасности подвергнуться такому насилию. Б. не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ. Правовой статус Б. в РФ регулируется принятым вследствие присоединения России к Конвенции о беженцах 1951 г. Федеральным законом "О беженцах" (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г. с изм. и доп.).
Процесс признания лица Б. включает в себя следующие этапы: 1) обращение с ходатайством о признании Б.; 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства, о рассмотрении ходатайства по существу либо от отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании Б. либо об отказе в признании Б.; 7) выдача удостоверения Б. либо уведомления об отказе в признании Б.
Лицо с ходатайством о признании Б. обращается: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) при условии, что данное лицо еще не прибыло на территорию РФ; 2) в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии - в орган пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ при правомерном пересечении данным лицом Государственной границы РФ; 3) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы. При этом обращение должно последовать в течение суток со дня пересечения Государственной границы РФ; 4) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ. Соответственно предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется: 1) в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, - дипломатическим представительством в течение 1 месяца со дня поступления ходатайства; 2) в отношении лица, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу РФ или на территории РФ, - территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства.
На основании предварительного рассмотрения ходатайства лицу выдается свидетельство - документ, удостоверяющий личность лица, ходатайствующего о признании Б. Свидетельство является основанием для: а) регистрации данного лица и рассмотрения ходатайства по существу; б) получения данным лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения. При наличии предусмотренных законом оснований лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу. В частности, основаниями отказа являются: возбуждение в отношении ходатайствующего лица уголовного дела за совершение преступления на территории РФ; прибытие лица из иностранного государства, на территории которого оно имело возможность быть признанным Б.; в случае, если лицо отказывается сообщить сведения о себе; если лицо состоит в браке с гражданином (гражданкой) РФ и в соответствии с российским законодательством может получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ и др. При отсутствии таких оснований ходатайство лица рассматривается по существу в следующем порядке: 1) в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, - федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе в течение 2 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; 2) в отношении лица, находящегося в центре временного размещения, - территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. В необходимых случаях срок рассмотрения ходатайства может быть продлен, но не более чем на 3 месяца. Лицу, признанному Б. и достигшему 18 лет, выдается удостоверение установленного образца - документ, удостоверяющий личность Б. (прибывших с ним членов семьи) в РФ и дающий ему (им) право находиться на территории РФ на законном основании. При этом лицо признается Б. на срок до 3 лет.
Лицо, признанное Б., пользуется всеми правами гражданина РФ; на Б. распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемые для вынужденных переселенцев. Им предоставляется возможность в 3-месячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия. На Б. распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. Законом предусмотрены гарантии прав Б.: он не может быть возвращен против его воли в страну, которую покинул; решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющие права Б., могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд. Лицо утрачивает статус Б., если оно приобрело гражданство РФ или другого государства; выехало на постоянное место жительства за пределы РФ; умышленно сообщило о себе ложные сведения, послужившие основанием для признания его Б.
Правам Б. корреспондируют его обязанности, за неисполнение которых установлена административно-правовая ответственность. В частности, неисполнение Б. (это требование касается и вынужденных переселенцев) при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе миграционной службы, а равно встать на учет по новому месту пребывания или жительства либо несообщение им об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства РФ или иного государства влечет за собой применение мер административного взыскания - предупреждение или штраф в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда (ст. 18.12 КоАП РФ).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

БЕЖЕНЕЦ
категория международного права, а с определенного времени - и внутригосударственного права РФ. Имеются международная Конвенция о статусе Б. 1951 г., Протокол 1967 г., касающийся статуса Б. и распространивший Конвенцию на лиц, ставших беженцами в результате событий, имевших место после 19э1 г. Создано Управление Верховного Комиссара ООН по делам Б., действующее в соответствии с Уставом, принятым резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г.
В России действует Федеральный закон "О беженцах" от 19 февраля 1993 г. в редакции от 23 мая 1997 г. Согласно Закону, Б. - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности. принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений либо не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Таким образом, категория "беженец" применяется по отношению к иностранцам и лицам без гражданства. К сожалению, межнациональные и внутринациональные столкновения на территории ряда бывших республик СССР, республик в составе РФ, а также военные действия в отдельных регионах России привели к тому, что места своего постоянного проживания вынуждены покидать лица, являющиеся гражданами РФ. Для того чтобы их отличать от Б., в российском законодательстве появилась категория "вынужденный переселенец". Принят Закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г., действует в редакции Федерального закона от 22 ноября 1995 г.
Б. в России становится не любое лицо, а ходатайствующее о признании его Б. и получившее такой статус по решению компетентных властей государства. Исходя из этого Закон выделяет следующие категории лиц, ходатайствующих в России о признании их Б.: иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ; лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ; иностранные граждане и (или) лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законном основании.
Лицо, заявившее о желании быть признанным Б. и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию РФ; 2) в пост иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы, а при его отсутствии в орган пограничного контроля Федеральной пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу РФ при пересечении данным лицом границы РФ; 3) в орган пограничного контроля, в территориальный орган внутренних дел или в территориальный орган Федеральной миграционной службы при вынужденном незаконном пересечении границы РФ; 4) в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ. В свое ходатайство лицо вносит сведения о себе, а также о прибывших с ним членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.
Ходатайство, поданное в орган пограничного контроля, передается данным органом в пост иммиграционного контроля, а ходатайство от лица, незаконно пересекшего границу и подавшего ходатайство в орган пограничного контроля или орган внутренних дел, - в пост иммиграционного контроля или в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется: по лицам, находящимся вне пределов территории РФ, - дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства; по лицам, находящимся в пункте пропуска через границу РФ или на территории РФ - постом иммиграционного контроля или территориальным органом Федеральной миграционной службы в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства. Названные органы принимают решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо от отказе от такого рассмотрения. Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение пяти рабочих дней направляются в Федеральную миграционную службу для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу. Если в выдаче свидетельства отказано в пункте пересечения границы РФ, лицо и члены его семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе обязаны покинуть пределы РФ. Если лицо находилось на территории РФ, при отказе оно обязано покинуть пределы РФ в течение одного месяца.
При принятии решения о выдаче свидетельства пост иммиграционного контроля или орган Федеральной миграционной службы оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение одних суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании его Б. В свидетельство заносятся данные о членах семьи, не достигших 18 лет. Каждый достигший 18 лет член семьи получает отдельное свидетельство. Лицу, ходатайствующему о признании его Б., не достигшему 18 лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, также вручается свидетельство.
Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании его Б., и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел на срок рассмотрения ходатайства по существу. Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения, единовременного денежного пособия, питания и медицинской помощи, содействия в профессиональном обучении или трудоустройстве и др. Указанные лица обязаны соблюдать российские законы, порядок проживания, проходить обязательное медицинское освидетельствование. Они также обязаны сообщать в орган Федеральной миграционной службы достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц Б.
Рассмотрение ходатайства о признании Б. по существу осуществляют: Федеральная миграционная служба непосредственно - в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; территориальный орган Федеральной миграционной службы- в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ, в течение трех месяцев. Решение о признании Б. вручается или направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
Решение о признании Б. является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных как Федеральным законом о беженцах, так и нормативными правовыми актами. Лицу, признанному Б. и достигшему возраста восемнадцати лет, выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение действительно на всей территории РФ. Оно является основанием для регистрации лица, признанного Б., и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел.
Лицо признается Б. на срок до трех лет с возможностью дальнейшего продления на каждый последующий год. Отказ в признании Б. предполагает, что лицо и члены его семьи обязаны в течение одного месяца покинуть территорию РФ.
Лицо, признанное Б., и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на: получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации, касающейся их; получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне пределов территории РФ; получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания; охрану представителями территориального органа внутренних дел в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения; медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ; получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ; работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ: социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ; получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами РФ; содействие Федеральной миграционной службы в получении сведений о родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности Б. (его прежнего обычного местожительства); обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ; участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ; добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства); выезд на место жительства в иностранное государство и др.
Лицо утрачивает статус Б.: после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ; если оно снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно прибрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло; если обстоятельств, из-за которых оно покинуло страну, более не существует.
Кроме того, Закон предусматривает такую санкцию, как лишение статуса Б. по решению Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, если лицо: осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания Б., либо допустило иное нарушение положений Федерального закона о беженцах.
Лицо, утратившее статус Б. или лишенное этого статуса и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано покинуть РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса Б. или о лишении статуса Б.
Федеральный закон о беженцах предусматривает определенные гарантии для Б. В частности, лицо, ходатайствующее о признании Б. или признанное Б., либо утратившее статус Б. или лишенное статуса Б., не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, из-за которых лицо покинуло территорию. Кроме того, решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. До принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права, гарантированные Законом о Б.
Федеральный закон о Б. предусмотрел и такую возможность, как предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища, если они: имеют основания для признания Б., но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ; не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным данным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы. Закон не устанавливает конкретных сроков и определяет, что лицо утрачивает временное убежище в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для его предоставления, при получении права на постоянное проживание на территории РФ, при приобретении гражданства РФ или другого государства и при выезде за пределы РФ. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

БЕЖЕНЕЦ
категория международного права, а с определенного времени – и внутригосударственного права РФ. Имеются международная Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол 1967 г., касающийся статуса б. и распространивший Конвенцию на лиц, ставших б. в результате событий, имевших место после 1951 г. Создано Управление Верховного Комиссара ООН по делам б., действующее в соответствии с Уставом, принятым резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г.
В России действует Закон от 19 февраля 1993 г. (с изменениями и дополнениями) «О беженцах». Согласно Закону (ст. 1) б. – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Таким образом, категория б. применяется по отношению к иностранцам и лицам без гражданства. К сожалению, межнациональные и внутринациональные столкновения на территории ряда бывших республик СССР, республик в составе РФ, а также военные действия в отдельных регионах России привели к тому, что места своего постоянного проживания вынуждены покидать лица, являющиеся гражданами РФ. Для того чтобы их отличать от беженцев, в российском законодательстве появилась категория «вынужденный переселенец». Принят Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. о вынужденных переселенцах (с изменениями и дополнениями). См. Вынужденный переселенец.
Б. по российскому законодательству может стать только иностранец, ходатайствующий о признании его б. и получивший такой статус по решению компетентных властей государства. Исходя из этого Закон выделяет такие категории лиц, ходатайствующих в России о признании их б.: иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ; лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ; иностранные граждане и (или) лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законном основании.
Однако не любой лицо из названных групп имеет шансы получить статус б. Положения названного Закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества; 2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и до того, как оно было допущено на территорию РФ в качестве лица, ходатайствующего о признании б.; 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам б. Закон также не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 2).
Лицо, заявившее о желании быть признанным б. и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию РФ; 2) в орган пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ при пересечении границы; 3) в орган пограничного контроля, или в территориальный орган МВД, или в территориальный миграционный орган, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы РФ в течение суток со дня пересечения границы; 4) в территориальный миграционный орган по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ. В свое ходатайство лицо вносит сведения о себе, а также о прибывших с ним членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.
Ходатайство, поданное в орган пограничного контроля или орган МВД, передается в миграционный орган в течение трех дней.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется: по лицам, находящимся вне пределов территории РФ, – дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства; по лицам, находящимся в пункте пропуска через границу РФ или на территории РФ – территориальным миграционным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства. Названные учреждения, органы принимают решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе от такого рассмотрения.
Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение пяти рабочих дней направляются в Федеральную миграционную службу (ФМС) для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу. Решение о выдаче свидетельства является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных Законом о б. При принятии решения о выдаче свидетельства территориальный миграционный орган оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем.
Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании б., и членов его семьи в территориальном миграционном органе на срок рассмотрения ходатайства по существу. Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения, единовременного денежного пособия, питания и медицинской помощи, содействия в профессиональном обучении или трудоустройстве и др.
Естественно, что указанные лица обязаны соблюдать российские законы, порядок проживания, проходить обязательное медицинское освидетельствование. Они также обязаны сообщать в миграционный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц б.
Рассмотрение ходатайства по существу и принятие решения о признании либо об отказе в признании б. осуществляют: ФМС – в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; территориальный миграционный орган – в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ, в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства.
Решение о признании б. является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных как Законом о беженцах, так и другими нормативными правовыми актами. Лицу, признанному б. и достигшему возраста восемнадцати лет, выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение действительно на всей территории РФ, является основанием для регистрации лица и членов его семьи в территориальном миграционном органе.
По начальной редакции Закона лицо признавалось беженцем на срок до трех лет, с возможностью дальнейшего продления на каждый последующий год по решению полномочного органа исполнительной власти – п. 9 ст. 7. Изменениями, внесенными 12 ноября 2012 г., указанный пункт утратил силу с 1 января 2013 г., таким образом, теперь признание лица б. не обусловливается конкретным сроком. Отказ в признании б. предполагает, что лицо и члены его семьи обязаны в течение месяца покинуть территорию РФ.
Лицо, признанное б., и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на: получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации, касающейся их; получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне пределов территории РФ; получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения, до убытия к новому месту пребывания; охрану представителями территориального органа внутренних дел в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения; медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ; получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ; работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ; социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ; получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами РФ; содействие ФМС в получении сведений о родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности б. (его прежнего обычного местожительства); обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ; участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ; добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства); выезд на место жительства в иностранное государство и др.
Вместе с тем лицо, признанное б., и прибывшие с ним члены его семьи обязаны: соблюдать Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты; своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное ФМС либо его территориальным органом; соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарногигиенических норм проживания в центре временного размещения; сообщать о себе необходимые сведения в территориальный миграционный орган, проходить в нем ежегодный переучет и др.
Лицо утрачивает статус б. (ст. 9 Закона): после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ; если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло; если обстоятельства, изза которых оно покинуло страну, более не существуют.
Кроме того, Закон предусматривает такую санкцию, как лишение статуса б. по решению ФМС или ее территориального органа, если лицо: осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания б.; привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Лицо, утратившее статус б. или лишенное этого статуса, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано покинуть РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса б. или о лишении статуса б.
Закон предусматривает определенные гарантии для б. В частности, лицо, ходатайствующее о признании б. или признанное б., либо утратившее статус б. или лишенное статуса б., не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, изза которых лицо покинуло территорию. Кроме того, решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. До принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права, предусмотренные Законом о б.
В РФ предусмотрена и такая возможность, как предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища, если они: имеют основания для признания б., но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ; не имеют оснований для признания б. по обстоятельствам, предусмотренным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным миграционным органом. См. Временное убежище.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
266.79 кб

Соотношение понятий «Беженец» в российском и международном праве

Школяренко Е. А.
Статья посвящена исследованию содержания нормативного закрепления понятия «беженец» в источниках российского и международного права.
Читать PDF
574.39 кб

Понятие «Беженец» в законодательстве Российской Федерации и странах Западной Европы: проблема универ

Денисов В. В.
Статья посвящена сравнительному анализу понятия «беженец», закрепленному в международно-правовых документах, законодательстве РФ, а также ряда ведущих европейских государств.
Читать PDF
800.94 кб

О необходимости совершенствования понятия «Беженец»» в российском законодательстве

Щеголева Н. А., Волков А. В.
В статье рассматриваются некоторые проблемы предоставления статуса беженца в Российской Федерации.
Читать PDF
222.59 кб

Юридического содержания понятий «Беженец» и «Вынужденный переселенец»

Иванов Виталий Алексеевич, Крюкова Ксения Ивановна
На основании исследования отмечено отсутствие в научной литературе точного и единообразного определения понятий беженец и вынужденный переселенец.