включает две основные составляющие: экономическую и общественную безопасность.
Экономическая безопасность (Э.б.) — состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
Оценка э.б. базируется на следующих подходах:
— качественное определение состояния экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развивать;
— возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства;
— способность страны самодостаточно воспроизводить и обеспечивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;
— способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.
Обеспечение э. б. определяется:
— степенью открытости экономики и интегрированностью ее в мирохозяйственные связи;
— мерой экспансионистских притязаний других стран на экономическую или политическую независимость данной страны и завоевание ее национальной экономики;
— наличием потенциальных ресурсов для обеспечения защищенности;
— степенью влияния на развитие «теневой экономики».
Показатели э. б.: рост ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, криминализация экономики, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.
Общественная безопасность — состояние защищенности личности и общества, их прав, свобод и законных интересов от общественно опасных деяний и социальных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, эпидемиями, пожарами, техногенными катастрофами.
В систему общественной безопасности муниципального образования входят следующие направления деятельности:
— поддержание общественного порядка;
— безопасность дорожного движения;
— безопасность на водах;
— пожарная безопасность;
— первичная медицинская безопасность (скорая помощь);
— санитарно-эпидемиологическая
безопасность;
— экологическая безопасность;
— гражданская оборона и безопасность при чрезвычайных ситуациях.
Основным субъектом обеспечения о. б. на муниципальных территориях является государство, осуществляющее свои функции в данной области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. На органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-
ФЗ возложены участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях, организация охраны общественного порядка на территориях силами муниципальной милиции (которая пока не создана), организация скорой медицинской помощи. На поселения возложены участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в его границах и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
В то же время органы местного самоуправления имеют возможность оказывать влияние на состояние о. б. и правопорядка на подведомственной территории в соответствии со ст. 132 Конституции РФ и Законом РФ «О полиции».
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131ФЗ возлагает на органы местного самоуправления поселений и городских округов функцию обеспечения первичных мер противопожарной безопасности. Полномочия органов местного самоуправления в данной области определены Федеральным законом «О пожарной безопасности».
Контроль над состоянием природной среды осуществляют государственные органы Минприроды. Лишь некоторые экологически неблагополучные города имеют муниципальные экологические органы.
Контроль за санитарно-эпидемиологической безопасностью осуществляют государственные органы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора. Как правило, они работают во взаимодействии с муниципальными органами, регулирующими деятельность предприятий торговли и общественного питания. В ведении органов местного самоуправления поселений находится первичная медицинская помощь.
В большинстве зарубежных стран функционируют муниципальная полиция, организационно обособленная от государственной криминальной полиции, и муниципальная пожарная служба. В некоторых странах имеется единая служба типа «911», включающая муниципальную полицию, пожарную охрану и скорую медицинскую помощь. Создание аналогичных муниципальных служб в России является одной из актуальных задач обеспечения о. б.
О. С. Семкина
Список литературы
Система муниципального управления/ под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд. испр. и доп., — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 717 с.
511.11 кб
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения страны
В статье говорится об основных причинах аварий и несчастных случаев, о ситуации с профессиональной заболеваемостью и о ее причинах.