БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА (Республика Босния и Герцеговина)
бывшая республика в составе Югославии. Независимость признана 5 апреля 1992 г., после чего государственность фактически была разрушена войной. Столица - г. Сараево. По Конституции, разработанной в ноябре 1995 г. в Дейтоне (США) на переговорах по мирному урегулированию на Балканах и по Парижским мирным соглашениям от 14 декабря 1995 г., Б. и Г. состоит из двух "общностей": мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины, провозглашенной 18 марта 1994 г., и Республики Сербской, созданной 7 апреля 1992 г. Сохраняется гражданство каждой из общностей, равно как и общее гражданство Б. и Г. Ограниченный круг полномочий центрального правительства (международные отношения, внешняя торговля, таможенная политика, денежная эмиссия, финансирование центральных институтов власти и международных обязательств), реально весьма слабо обеспеченных, дает основание характеризовать Б. и Г. как конфедеративное, близкое к унии, государственное образование. По "дейтонской" Конституции 1995 г. высшим коллегиальным органом власти является Президиум - Президентский совет из трех членов (босниец, хорват и серб), избираемых прямым голосованием от каждой национальной общины на два года на первый, переходный, период, а в дальнейшем - на четыре года. Фактический с декабря 1990 г. Президент Б. и. Г. Илия Изетбегович стал главой Президиума. Президиум назначает Совет Министров (состоящий из министра иностранных дел, министра внешней торговли и ряда других министров), ответственный перед парламентом. Состав Президиума и Совета Министров должен быть сбалансирован по национальному принципу.
Парламент страны - Парламентское собрание - задуман как двухпалатный. Палата народов состоит из 15 "делегатов" (две трети от Федерации и одна треть от Республики Сербской), избираемых депутатами парламентов обеих общностей. Палата представителей состоит из 42 депутатов: две трети избираются от территории Федерации, одна треть - от Республики Сербской прямыми всеобщими выборами. Полномочия Парламентского собрания ограничены принятием законов по узкому кругу компетенции Б. и Г., утверждением решений Президиума, голосованием бюджета Б. и Г. в рамках, определенных Конституцией, ратификацией международных соглашений и договоров республики. Важная роль отводится Конституционному Суду Б. и Г.: рассмотрение споров по толкованию Конституции между общностями, между центральными институтами власти; оценка конституционности решений, вытекающих из конституционного права каждой из двух общностей устанавливать параллельные привилегированные отношения" с соседними странами; проверка соответствия Конституции Б. и Г. конституций и законов каждой общности и т. д. Состав Конституционного Суда по "дейтонской" Конституции не имеет аналогов в мировой практике: четыре судьи назначаются Палатой представителей Федерации, два - Собранием Республики Сербской, три других - Председателем Европейского суда по правам человека по согласованию с Президентским советом, причем эти трое судей не могут быть гражданами ни Б. и Г., ни соседних государств. Судьи назначаются вначале на 5 лет, при этом они могут быть смещены до истечения срока их полномочий с общего согласия других судей. В дальнейшем этот срок может быть продлен. "Дейтонские" соглашения предусматривают также создание большого числа международных и смешанных комиссий (комитетов) по проведению выборов, по гражданским правам, по беженцам и т. д., что несомненно ограничивает суверенитет, каковым должна обладать Республика Б. и Г.
(А. К.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Босния и Герцеговина
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове. Территория - 51 тыс. кв. км, в том числе территория Республики Сербской - 25 тыс. кв. км. Столица - г.Сараево. Столица Республики Сербской - г.Баня-Лука. Население - 4,36 млн. чел. (1991 г.); мусульмане (славяне, принявшие ислам, именуются также босняками) - 49%, сербы - 31,4%, хорваты - 17,3%. Население Республики Сербской по местным данным оценивалось в 1997 г. в 1391 тыс. чел. Официальные языки - боснийский, сербский и хорватский. Религия - ислам, православие и католицизм. С VII по XIV в. на территории современной Боснии и Герцеговины (БиГ) существовали славянские феодальные государства, в XV в. страна была завоевана турками, в 1878 г. оккупирована Австро-Венгрией. В 1918 г. БиГ вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Королевство Югославии). После Второй мировой войны входила в состав Федеративной Социалистической Республики Югославия в качестве одной из ее 6 республик. В 1991 г. в период кризиса югославской федерации БиГ раскололась на части по этническому и религиозному признаку. Боснийские сербы провозгласили (в декабре 1991 г.) на своей территории Республику Сербскую. В феврале 1992 г. свой плебисцит о независимости провели боснийские мусульмане и хорваты, в результате которого в апреле 1992 г. БиГ провозглашена независимым государством, получившим международное признание. Обострение межобщинных противоречий привело к кровопролитной войне, завершившейся лишь в сентябре 1995 г. В ноябре 1995 г. в Дейтоне (США) состоялись переговоры, в ходе которых был парафирован пакет мирных соглашений по урегулированию боснийского конфликта (подписаны в Париже в декабре 1995 г.). В этот пакет было включено Приложение 4, содержащее текст Конституции БиГ (вступила в силу 14 декабря 1995 г.). Государственное устройство Конституция 1995 г. закрепила особую форму государственно-территориального устройства, в соответствии с которым БиГ представляет собой "мягкую федерацию", состоящую из двух Образований: Федерации БиГ (мусульмане и хорваты) и Республики Сербской. Оба Образования обладают высокой степенью самостоятельности в политической, экономической, военной и других сферах. Напротив, полномочия собственных институтов БиГ в соответствии с Конституцией (ст.III.1) сильно ограничены. Компетенция центрального правительства распространяется на внешнюю политику (хотя каждый субъект может вступать в особые параллельные отношения с соседними странами), внешнюю торговлю, таможенную, денежную политику, иммиграцию и предоставление статуса беженца, соблюдение норм международного и межнационального уголовного права, внутреннюю и международную связь, а также контроль над воздушными перевозками и деятельностью транспорта на всей территории страны. Кроме того, Конституция дает право органам центральной власти принимать меры, необходимые для сохранения суверенитета страны, ее территориальной целостности, политической независимости и международного значения. К совместным полномочиям центрального правительства и органов власти каждого субъекта Конституция относит предоставление гражданства (ст.I.7) и защиты прав человека, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также других международных документах. Высший законодательный орган БиГ - Парламентская ассамблея БиГ, состоящая из двух палат: Палаты народов и Палаты представителей. В Палату народов входят 15 делегатов, избираемых парламентами двух Образований: 10 от Федерации БиГ (5 мусульман и 5 хорватов) и 5 от Республики Сербской. Палата представителей включает 42 избранных прямыми выборами депутата: 28 от Федерации БиГ и 14 от Республики Сербской. Для принятия любого закона требуется согласие обеих палат. Все законодательные акты палаты принимают простым большинством при условии, что против не проголосовало 2/3 или более депутатов любого из Образований. Помимо этого любая из трех национальных делегаций Палаты народов может объявить большинством своих избранных членов, что предложенное решение нарушает "жизненно важные интересы" соответствующего народа. В этом случае для принятия решения Парламентской ассамблеей требуется большинство голосов присутствующих и голосующих членов каждой из делегаций. Палата народов может быть распущена по решению Президиума (см. ниже) или самой Палаты при условии, что такое решение одобрено большинством делегатов, включая большинство членов не менее двух делегаций из трех. Роль главы государства играет Президиум БиГ, в состав которого входят три человека: один серб, выбранный всенародным голосованием в Сербской Республике, один хорват и один мусульманин, избранные всенародным голосованием в Федерации БиГ. Срок полномочий членов Президиума - 4 года. Члены Президиума назначают (из своего состава) его председателя. В компетенцию Президиума входят вопросы внешней политики, координация деятельности двух Образований, гражданское командование вооруженными силами каждого из субъектов через Постоянный комитет по военным вопросам, назначение главы совместного правительства, представление предложений по бюджету и др. Президиум также назначает 5 членов правления Центрального банка. Исполнительная власть осуществляется Президиумом и Советом министров. Согласно Конституции 1995 г. кандидатуру на пост Председателя Совета министров предлагает Президиум и утверждает Палата представителей. В виду невозможности прийти к соглашению относительно единой кандидатуры главы правительства Парламентская ассамблея в 1997 г. приняла закон, по которому пост Председателя Совета министров делился между тремя представителями - мусульманином, хорватом и сербом. Однако в 1999 г. Конституционный суд своим решением упразднил такую систему сопредседательства как не соответствующую Конституции. В феврале 2000 г. парламент утвердил новый закон, предусматривающий, что возглавлять Совет министров будет 1 человек (а не 3), который должен сменяться каждые 8 месяцев представителем другой "основной национальности". Кандидата на пост главы правительства выдвигает член Президиума соответствующей национальности. После одобрения двумя другими членами Президиума он представляется на рассмотрение Палаты представителей. Если последняя одобряет представленную кандидатуру, новый Председатель Совета министров предлагает на утверждение парламента состав своего правительства. Не более 2/3 членов Совета министров вправе быть представителями Федерации БиГ. Парламентская ассамблея может в любое время выразить правительству вотум недоверия, что влечет его отставку. Принцип этнического представительства также жестко проведен в государственном устройстве Федерации БиГ, Конституция которой вступила в силу 30 марта 1994 г. В соответствии с ней территория Федерации БиГ разделена на 10 кантонов, в 5 из которых большинство составляют мусульмане, в 3 - хорваты, в 2 - смешанное мусульманско-хорватское население. К полномочиям федеральных органов относятся экономическая политика, межкантональная преступность и финансовая политика. В то же время полномочия в области здравоохранения, социального обеспечения, туризма, защиты окружающей среды и использования природных ресурсов поделены между органами Федерации и кантонами. Все остальное принадлежит к полномочиям кантонов и включает, главным образом, вопросы деятельности полиции, системы образования и культуры, сферу коммунальных услуг, предпринимательство местного значения, жилищное строительство и использование земельных ресурсов, а также деятельность местных органов социального обеспечения и коммунальных услуг. По форме правления Федерация БиГ представляет собой парламентскую республику. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. В Палату представителей входит 140 человек, которые выбираются на 4-летний срок путем прямого голосования по пропорциональной системе вне зависимости от их национальности. Верхняя Палата народов состоит из 30 мусульман и 30 хорватов, которые назначаются ассамблеями кантонов, а также 12 представителей "других национальностей", главным образом сербов. Их количество в Палате народов пропорционально их количественному составу относительно двух "основных" этнических групп в каждом кантоне. Однако только депутаты-мусульмане и хорваты обладают правом накладывать вето на любое законодательство, которое они сочтут ущемляющим "жизненно важные интересы" представляемых ими народов. Главой государства в Федерации БиГ является Президент, для избрания которого Конституцией установлена особая процедура. Собрания делегатов босняков и хорватов в Палате народов выдвигают по одному кандидату на посты Президента и Вице-президента. Эта связка подлежит последовательному утверждению нижней и верхней палатами парламента, причем за нее должно проголосовать большинство как боснякских, так и хорватских делегатов в Палате народов. Избранные таким образом лица в течение 4-летнего срока полномочий ежегодно чередуются на посту, соответственно, Президента и Вице-президента. Президент является главнокомандующим вооруженными силами Федерации, а также, с согласия Вице-президента и одобрения Палаты представителей, назначает на должности Премьер-министра и других членов Кабинета. Президент может с согласия Вице-президента распустить одну или обе палаты парламента, если решит, что последний не способен принять необходимое законодательство. Президент должен распустить парламент, когда тот не в состоянии принять бюджет Федерации перед началом бюджетного периода. Всей полнотой исполнительной власти обладает правительство (Кабинет), в которое входят Премьер-министр, заместитель Премьер-министра и министры, у каждого из которых имеется заместитель, представляющий другую "основную" национальность. Внутренняя структура исполнительной власти предполагает обязательное разделение полномочий, в соответствии с которым, по крайней мере, 1/3 министерских портфелей принадлежит хорватам. Кроме того, 1/3 министров-мусульман или 1/3 министров-хорватов обладает правом вето по поводу наиболее важных решений. Кабинет может быть смещен Президентом с согласия Вице-президента или вотумом недоверия, принятым большинством в каждой палате парламента. Президент освобождает от должности министров и заместителей министра по предложению Премьер-министра. Все кантоны Федерации БиГ имеют парламентскую форму правления. В двух кантонах со "смешанным" населением действует особый режим, характеризующийся ротацией по этническому принципу в органе самоуправления кантона и правом накладывать вето на решения ассамблеи кантона в случае, если затронуты "жизненно важные интересы". В Сербской Республике действует Конституция, принятая 14 сентября 1992 г. По форме правления Сербская Республика является полупрезидентской. Законодательная власть принадлежит состоящей из 83 депутатов Народной скупщине, избираемой всеми гражданами Республики путем прямого голосования на пропорциональной основе. Глава государства - Президент, избираемый населением вместе с вице-президентами на 5-летний срок. Никто не может быть избран Президентом или Вице-президентом больше, чем два раза подряд. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и наделен широкими полномочиями в области обороны и безопасности. Он обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принятых Народной скупщиной, а также правом роспуска Скупщины в случае правительственного кризиса. Исполнительная власть принадлежит Президенту и Правительству. Кандидат на пост Премьер-министра, назначаемый Президентом, представляет парламенту программу Правительства и список министров. Правительство считается избранным, если за него проголосовало большинство общего числа депутатов Скупщины. Правительство и его члены ответственны перед Народной скупщиной. Последняя может выразить Правительству вотум недоверия. Правовая система Общая характеристика Правовая система БиГ входит в романо-германскую правовую семью и имеет общие черты с правовыми системами других бывших союзных республик Югославии. В период турецкого господства значительная часть населения на территории нынешней БиГ приняла ислам, соответственно здесь получило распространение мусульманское право, применявшееся в мусульманской общине вплоть до начала социалистического периода. В христианской общине на протяжении владычества турок действовало обычное и церковное (каноническое), а отчасти и византийское право. После оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878 г.) последняя распространила на территорию области ряд своих законов. В частности, в 1879 г. был издан Уголовный кодекс, представлявший копию австрийского УК 1852 г. До принятия новой Югославской конституции 1974 г., расширившей компетенцию союзных республик, основные отрасли права находились в ведении Федерации (см. раздел "Югославия"). Со второй половины 1970-х гг. в БиГ, как и других югославских республиках, стало приниматься собственное гражданское и уголовное законодательство в рамках основ законодательства, установленных Федерацией. После 1991 г. правовое развитие на территории БиГ пошло уже в рамках новых государственных образований. В настоящее время Федерация БиГ и Сербская Республика имеют практически самостоятельные правовые системы, в которых проходят во многом параллельные процессы обновления и постепенной замены прежнего югославского законодательства. Гражданское и смежные с ним отрасли права В социалистический период гражданское право БиГ, как и всех других югославских республик, не было кодифицировано. Таковым оно остается и по сей день. Действует ряд крупных законов, охватывающих отдельные институты гражданского права (см. более подробно раздел "Югославия"). Действующие основные законы обоих Образований в составе БиГ закрепили новые принципы гражданско-правовых и хозяйственных отношений, ознаменовавшие переход от югославского "рыночного социализма" к регулируемой рыночной экономике. Согласно Конституции Республики Сербской (ст.50) экономический и социальный порядок должен быть основан на равенстве всех форм собственности и свободе предпринимательства. В 1990-е гг. в Федерации БиГ и Республике Сербской был принят пакет новых законов о предпринимательстве. В частности, в Федерации БиГ приняты: Закон о внешней торговле ("Sluzbene novine Federacije BiH" N 2/95-94), Закон об иностранных инвестициях ("Sluzbene novine Federacije BiH" N 2/95-42), Закон о банках ("Sluzbene novine Federacije BiH" N 2/95и 9/96-308), Торговый закон ("Sluzbene novine Federacije BiH" N 2/95 - и 19/96-575), Закон о предприятиях ("Sluzbene novine Federacije BiH" N 2/95-85 и 8/96-219), Закон об имущественном и личном страховании ("Sluzbene novine Federacije BiH" N 2/95-76), Закон о приватизации предприятий ("Sluzbene novine Federacije BiH" N 27/97), Закон о ценных бумагах ("Sluzbene novine Federacije BiH" N 39/98), Закон о компаниях открытого типа ("Sluzbene novine Federacije BiH" N 23/99). Конституция Федерации БиГ отнесла к ведению федеральных властей регулирование торговли, включая таможенное дело, международную торговлю и финансы, торговлю в пределах Федерации, прав промышленной собственности, стандартов, ценных бумаг и коммуникаций. По другим вопросам гражданского, торгового и хозяйственного права собственные законы принимаются кантонами Федерации БиГ. В Республике Сербской в 1990-е гг. также приняты новые законы о предприятиях, о приватизации государственного капитала в предприятиях, о государственных предприятиях, о ценных бумагах. Гражданское судопроизводство по-прежнему регулирует ГПК Югославии 1977 г. Конституция Республики Сербской (ст.41, 42) закрепляет право на труд, свободный выбор занятия, материальную помощь в течение временной безработицы, свободное объединение в профсоюзы и на забастовку. Аналогичные права трудящихся закреплены в законодательстве Федерации БиГ. 25 октября 1999 г. здесь принят новый Закон о труде, регулирующий отношения между частным работодателем и работником, который заменил закон, унаследованный от Югославии. Уголовное право и процесс С 1929 г. на территории БиГ действовало общее югославское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (см. раздел "Югославия"). В соответствии с Конституцией Югославии 1974 г. компетенция в области уголовного права была разделена между Федерацией (общая часть УК и ответственность за общефедеральные преступления) и республиками (особая часть), а уголовно-процессуальное законодательство осталось в исключительном ведении Федерации. В 1977 г. были приняты новые союзные УК и УПК Югославии. В том же году Босния, как и другие югославские республики, приняла собственный УК (особенная часть), который сохранил силу и после 1991 г. В Федерации БиГ в ноябре 1998 г. вступил в силу обновленный вариант Уголовного кодекса. С 1997 г. отменена смертная казнь за общеуголовные преступления. Существенные изменения также внесены в УПК 1977 г., в частности, право санкционировать заключение под стражу передано следственным судьям. Кроме того, необходимо отметить, что в новом мусульманско-хорватском государстве законодательные полномочия в области процессуальных отношений были разделены между Федерацией и кантонами. Согласно Конституции Федерации БиГ 1994 г. федеральные власти могут принимать процессуальные законы, необходимые для обеспечения единообразия и основных принципов справедливого судопроизводства. Кантональный законодательный орган может принимать любые дополнительные правила, регулирующие деятельность кантонального и муниципальных судов. В Республике Сербской продолжают действовать союзные УК и УПК и республиканский УК 1977 г. В соответствии с Конституцией 1992 г. (ст.15) решение о содержании под стражей принимается судом. Судебная система. Органы контроля Высшим судебным органом БиГ является Конституционный суд БиГ, в состав которого входят 9 человек, но в настоящее время только 6 из них назначаются властными структурами страны: 2 - Скупщиной (парламентом) Республики Сербской и 4 - Палатой представителей парламента Федерации БиГ. Остальные 3 члена назначаются председателем Европейского суда по правам человека после консультации с Президиумом БиГ; эти члены не должны быть гражданами БиГ или любого соседнего государства. Срок полномочий первоначально назначенных членов Конституционного суда составляет 5 лет, и они не могут избираться на эту должность повторно. Судьи, назначенные после истечения срока полномочий членов Конституционного суда первого состава, служат до достижения 70 лет. Конституционный суд БиГ обладает исключительной юрисдикцией в отношении любого спора, который возникает по толкованию Конституции БиГ между Федерацией БиГ и Республикой Сербской, включая вопросы о конституционности установления особых параллельных отношений с иностранным государством и о соответствии Конституции БиГ конституций и законов Образований. Помимо этого Конституционный суд БиГ обладает апелляционной юрисдикцией по вопросам соответствия Конституции БиГ решений любого другого суда БиГ. Наконец, он вправе выносить решение о соответствии закона, подлежащего применению в любом суде в БиГ, Конституции БиГ и Европейской конвенции о правах человека. Приложение 6 к Общему рамочному соглашению о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г. предусматривает создание Комиссии по правам человека в БиГ. В ее состав входят: омбудсман, не являющийся гражданином БиГ, и Палата по правам человека, большинство членов которой также иностранцы. Омбудсмана назначает ОБСЕ, а членов Палаты по правам человека - Комитет министров Совета Европы. Палата схожа с Европейским судом по правам человека в Страсбурге и является высшим судебным органом по делам, затрагивающим эти права. Судебная система Федерации БиГ состоит, согласно Конституции 1994 г., из Конституционного и Верховного судов, а также Суда по правам человека (последний к 2001 г. не создан). В каждом суде Федерации должно быть равное число судей босняков и хорватов, а также адекватное число представителей других национальностей. Из 9 членов Конституционного суда 3 должны быть мусульмане, 3 - хорваты и 3 представители других национальностей. Аналогично, из 3 членов Суда по правам человека 1 должен быть босняком, 1 хорватом и 1 - представлять иную национальность. Судьи всех судов Федерации назначаются Президентом с согласия Вице-президента и должны быть утверждены Палатой народов. Они занимают свои должности до достижения возраста 70 лет. Конституционный суд рассматривает конфликты, возникающие между органами власти по вертикали и горизонтали, определяет соответствие Конституции Федерации БиГ законов Федерации, а также конституций и законов кантонов. Верховный суд рассматривает апелляции, поступившие из судов кантонов, и вопросы, изначально подпадающие под его юрисдикцию согласно законодательству. Компетенция Суда по правам человека должна простираться на любой вопрос, касающийся конституционного или другого правового положения, касающегося основных прав и свобод человека. Помимо вышеуказанных судов, в Федерации БиГ вся судебная власть организована на уровне кантонов. В состав судов кантонов судьи назначаются, если за них проголосовали большинство членов ассамблеи кантона, а их кандидатуры предлагаются правительством кантона. Эти судьи отвечают за формирование состава муниципальных судов. Контроль за соблюдением прав человека в Федерации БиГ осуществляет служба омбудсманов из 3 лиц (босняк, хорват и представитель другой национальности), избираемых парламентом. Судебная система Республики Сербской включает Верховный суд, окружные и муниципальные суды, а также Конституционный суд. Судьи и прокуроры Республики Сербской назначаются парламентом и имеют пожизненный срок полномочий. Конституционный суд Республики Сербской состоит из 7 судей, избираемых на 8-летний срок Народной скупщиной по предложению Президента Республики. Конституционный суд рассматривает вопросы соответствия принятых законов Конституции Республики Сербской, а подзаконных актов законам Республики Сербской. Всего юрисдикции также находятся споры о компетенции между органами государственной власти. В 2000 г. парламент Республики Сербской принял Закон об учреждении службы омбудсманов в составе 3 лиц.

Источник: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
193.04 кб

К вопросу о статусе судьи Конституционного суда Боснии и Герцеговины

Половченко Константин Анатольевич
С принятием Конституции 1963 года Социалистическая Федеративная Республика Югославия стала первым социалистическим государством, имплементировавшим европейскую модель конституционного контроля в свою конституционную систему.
Читать PDF
346.42 кб

Территориальная структура ключевых отраслей хозяйства Боснии и Герцеговины

Алексенко Ф. А.
Территориальная структура ключевых отраслей хозяйства Боснии и Герцеговины, с. 48 В статье представлен анализ территориальной структуры ключевых отраслей хозяйства Боснии и Герцеговины.