БУДДИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БУДДИЗМ
одна из мировых религий. Возник в VI–V вв. до н. э. в Индии, распространился в странах Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. В России в настоящее время Б. в форме ламаизма исповедуют буряты, калмыки и тувинцы. Легендарным основателем Б. считается Будда – царевич Сиддхартха Гаутама. В своей основе Б. представляет собой религиозно-этическое учение, главные положения которого, открытые Буддой, сводятся к «четырем благородным истинам» и «восьмеричному пути Будды». Четыре благородные истины морального учения Б.: 1. Жизнь в любом ее проявлении несет человеку страдания. 2. Источником страдания являются желания человека. 3. Избавиться от страданий можно преодолев свои желания. 4. Путь к преодолению желаний и достижению нирваны указал Будда в своем «восьмеричном» или «серединном» пути, по которому может пойти каждый. «Восьмеричный» или «серединный» путь Будды представляет собой свод нравственных норм, соблюдение которых для верующих буддистов обязательно. Считается, что, соблюдая эти нормы, человек постепенно сам становится Буддой, т. е. «просветленным». В число обязательных нравственных норм Б. входят: истинная вера, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие, истинное памятование и истинное сосредоточение. Моральное учение Б. в настоящее время широко распространено, оно является составной частью культуры стран и народов, исповедующих Б.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Буддизм
религиозное учение основанное Буддой (наст. имя Сиддхартха Гаутама (556 – 476 гг. до н. э.)). Согласно легенде Гаутама являлся сыном царя индийского племени шакья, расположенного в среднем течении Ганга (отсюда часто встречающееся в буддистской литературе имя – Шакья Муни, что дословно означает «отшельник из племени Шакья»). Гаутама, как об этом свидетельствует легенда, жил в прекрасном дворце, среди цветов и драгоценностей, его окружали танцовщицы и музыканты. Он думал, что повсюду жизнь также прекрасна… Но однажды, выйдя за пределы дворца, он встретил беззубого, дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником… Семь лет принц провел в дороге, голодал, изнурял свое тело лишениями. В один из дней, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубоким размышлениям о смысле жизни, он обрел мудрость. С тех пор его стали называть Буддой, что в переводе с санскритского означает Просветленный. Своё учение Будда проповедовал в Бенаресе, городе на реке Ганг. Суть раннего Буддизма заключается в учении о «страданиях», известном под именем четырех благородных истин. Страданием Будда провозглашает все, что связано с практической повседневной жизнью, саму жизнь, начиная с момента рождения и кончая смертью. Выдвигая на первый план те из «страданий» жизни, которые в силу самой их биологической природы носят неотвратимый характер (болезнь, старость, смерть), а также указывая на социальную неустроенность жизни, чреватую всевозможными несчастьями и мучениями. Буддизм абсолютизирует их, распространяет на все существующее и возводит их в ранг всеобщего закона бытия. Прекращение страданий наступает тогда, когда человек избавляется от слепой привязанности к земной жизни, вовлекающей его в свой вечный поток непрерывно следующих друг за другом и порождающих друг друга событий. Это состояние угасания, остывания страстей и желаний называется в буддизме нирваной. Главное внимание в буддизме уделяется «восьмеричному пути», следуя которому можно достигнуть нирваны. В политико-правовом отношении буддизм представлял собой одну из первых попыток десакрализации того, что можно было бы назвать политическим сознанием. Отвергая в этой связи брахманистскую веру в священный характер Вед и в бога-творца, он отрицал святость сословно-кастовых установлений и объяснял происхождение Варн функциональным разделением туда в обществе. Кроме того, буддизм привлекал внимание к республиканским формам организации власти. Самым авторитетным источником раннего буддизма является «Типитака».

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.29 мб

Буддизм, государство и право в России: развитие современной модели государственно-конфессиональных о

Бадмацыренов Тимур Баторович, Бадмацыренова Елизавета Леонидовна
Статья направлена на изучение современной модели отношений российского государства и буддийских сообществ.
Читать PDF
337.32 кб

Буддизм и право в калмыцком ханстве (XVII-XVIII вв. )

Уланов Мерген Санджиевич, Бадмаев Валерий Николаевич
В статье отмечается, что буддийское каноническое право оказало существенное влияние на законодательные акты калмыков в XVII-XVIII веках.
Читать PDF
115.94 кб

БУДДИЗМ И ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИК

Уланов М.С., Уланова Г.В.
Статья посвящена исследованию этико-философских основ развития современных экономик, в частности, этическим ценностям буддийской религии и культуры.
Читать PDF
112.75 кб

Российский буддизм в оправе гражданского общества

Островскаямл Елена Александровна
Буддийские неправительственные организации являются неотъемлемой частью российского гражданского общества.
Читать PDF
156.51 кб

Буддизм в Интернете: методология изучения виртуальных религиозных сообществ

Актамов Иннокентий Галималаевич, Бадмацыренов Тимур Баторович, Доржиева Ирина Цыдыпжаповна
Статья посвящена проблемам методологии социологического изучения религии в Интернете. В современном обществе усиление влияния религии в сети привлекает все большее внимание исследователей.
Читать PDF
149.92 кб

Российский буддизм в интернет-измерении

Актамов Иннокентий Галималаевич, Бадмацыренов Тимур Баторович, Цыремпилов Николай Владимирович
В статье исследуются способы и формы представления российского буддизма в сети Интернет. Авторы рассматривают теоретико-методологические проблемы изучения религии в интернет-пространстве.
Читать PDF
158.11 кб

"национальная" религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии

Варнавский Павел
В начале XXI века перед бурятским буддизмом возникает новый вызов, связанный с усилением процессов глобализации, медленно, но верно втягивающих в свою орбиту все более обширные территории России.
Читать PDF
159.44 кб

Современный буддизм в КНР: общественно-политический аспект

Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич
В статье на основе статистических и социологических данных, материалов российских, китайских и западных интернет-СМИ излагаются и анализируются основные сведения и исторические события, связанные с современным буддийским сообществ
Читать PDF
345.04 кб

Социокультурная глобализация и «Глобализирующийся буддизм»

Аякова Жаргал Аюшиевна
Буддизм показал, что способен успешно адаптироваться к новым вызовам третьего тысячелетия, плодотворно выстраивать отношения с государственными и общественными институтами, вести диалог с представителями иных убеждений.
Читать PDF
391.62 кб

Тибетский буддизм в России и Монголии в начале XXI в

Сабиров Рустам Тагирович
В статье предпринята попытка сравнить развитие буддийских сангх в Монголии и России в последние 20 лет.
Читать PDF
273.41 кб

Буддизм и современный бизнес

Уланов Мерген Санджиевич
Статья посвящена проблеме влияния буддизма на современный бизнес. Автор отмечает, что буддийские методы и подходы универсальны и могут быть применимы к разным ситуациям и обстоятельствам современной жизни.
Читать PDF
377.30 кб

Письменные тексты буддизма в религиозно-философской традиции Китая и Тибета

Янгутов Леонид Евграфович
Анализируются письменные тексты буддизма, получившие распространение в религиозной и философской традиции Китая и Тибета.
Читать PDF
77.32 кб

Состояние и тенденции развития буддизма в Республике Калмыкия

Лиджи-горяева Байра
Можно уверенно говорить, что изучение и философское осмысление буддийской религиозной традиции остаются чрезвычайно актуальными.
Читать PDF
463.80 кб

Молодёжная политика организаций буддизма в Российской Федерации

Елишев Сергей Олегович
Институционализация конфессиональной общественной молодёжной политики организаций буддизма является одним из важных теоретико-методологических и практических аспектов полноценного процесса становления и развития молодёжной политик
Читать PDF
0.00 байт

Современное состояние буддизма в этнической Бурятии

Манзанов Георгий Евгеньевич
В статье на основе трех социологических исследований, проведенных в рамках проекта «Религиозные представления бурятского народа», отражается современное состояние буддизма на территории этнической Бурятии.