одна из мировых религий. Возник в VI–V вв. до н. э. в Индии, распространился в странах Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. В России в настоящее время Б. в форме ламаизма исповедуют буряты, калмыки и тувинцы. Легендарным основателем Б. считается Будда – царевич Сиддхартха Гаутама. В своей основе Б. представляет собой религиозно-этическое учение, главные положения которого, открытые Буддой, сводятся к «четырем благородным истинам» и «восьмеричному пути Будды». Четыре благородные истины морального учения Б.: 1. Жизнь в любом ее проявлении несет человеку страдания. 2. Источником страдания являются желания человека. 3. Избавиться от страданий можно преодолев свои желания. 4. Путь к преодолению желаний и достижению нирваны указал Будда в своем «восьмеричном» или «серединном» пути, по которому может пойти каждый. «Восьмеричный» или «серединный» путь Будды представляет собой свод нравственных норм, соблюдение которых для верующих буддистов обязательно. Считается, что, соблюдая эти нормы, человек постепенно сам становится Буддой, т. е. «просветленным». В число обязательных нравственных норм Б. входят: истинная вера, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие, истинное памятование и истинное сосредоточение. Моральное учение Б. в настоящее время широко распространено, оно является составной частью культуры стран и народов, исповедующих Б.
БУДДИЗМ
БУДДИЗМ
Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
Буддизм
религиозное учение основанное Буддой (наст. имя Сиддхартха Гаутама (556 – 476 гг. до н. э.)). Согласно легенде Гаутама являлся сыном царя индийского племени шакья, расположенного в среднем течении Ганга (отсюда часто встречающееся в буддистской литературе имя – Шакья Муни, что дословно означает «отшельник из племени Шакья»). Гаутама, как об этом свидетельствует легенда, жил в прекрасном дворце, среди цветов и драгоценностей, его окружали танцовщицы и музыканты. Он думал, что повсюду жизнь также прекрасна… Но однажды, выйдя за пределы дворца, он встретил беззубого, дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником… Семь лет принц провел в дороге, голодал, изнурял свое тело лишениями. В один из дней, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубоким размышлениям о смысле жизни, он обрел мудрость. С тех пор его стали называть Буддой, что в переводе с санскритского означает Просветленный. Своё учение Будда проповедовал в Бенаресе, городе на реке Ганг. Суть раннего Буддизма заключается в учении о «страданиях», известном под именем четырех благородных истин. Страданием Будда провозглашает все, что связано с практической повседневной жизнью, саму жизнь, начиная с момента рождения и кончая смертью. Выдвигая на первый план те из «страданий» жизни, которые в силу самой их биологической природы носят неотвратимый характер (болезнь, старость, смерть), а также указывая на социальную неустроенность жизни, чреватую всевозможными несчастьями и мучениями. Буддизм абсолютизирует их, распространяет на все существующее и возводит их в ранг всеобщего закона бытия. Прекращение страданий наступает тогда, когда человек избавляется от слепой привязанности к земной жизни, вовлекающей его в свой вечный поток непрерывно следующих друг за другом и порождающих друг друга событий. Это состояние угасания, остывания страстей и желаний называется в буддизме нирваной. Главное внимание в буддизме уделяется «восьмеричному пути», следуя которому можно достигнуть нирваны. В политико-правовом отношении буддизм представлял собой одну из первых попыток десакрализации того, что можно было бы назвать политическим сознанием. Отвергая в этой связи брахманистскую веру в священный характер Вед и в бога-творца, он отрицал святость сословно-кастовых установлений и объяснял происхождение Варн функциональным разделением туда в обществе. Кроме того, буддизм привлекал внимание к республиканским формам организации власти. Самым авторитетным источником раннего буддизма является «Типитака».
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.