БУРЯТИЯ

Найдено 1 определение
БУРЯТИЯ (Республика Бурятия)
согласно ст. 1 Конституции Б., принятой Верховным Советом Б. 22 февраля 1994 г., суверенное демократическое правовое государство в составе РФ. В ст. 60 Конституции говорится, что Б., образованная в результате реализации права бурятской нации на самоопределение, защищает интересы всего многонационального народа республики. Отношения между органами государственной власти Б. и РФ являются конституционно-договорными (ст. 60). Государственно-правовой статус и территория Б. не могут быть изменены без ее согласия. Такое изменение осуществляется путем референдума; при этом решение считается принятым, если за него проголосовали более половины граждан республики, в том числе более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании. Государственными языками Б. являются бурятский и русский языки. Столица - г. Улан-Удэ.
Главой Б., ее исполнительной власти и Председателем Правительства Б. является Президент Б. Им может быть избран путем всеобщих выборов на 4 года и не более чем на два срока подряд гражданин Б., проживающий на территории Б. не менее 10 лет, в том числе на день выборов не менее 3 лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Б. Возрастной ценз для Президента в Конституции Б. не установлен.
Президент Б. - гарант ее Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Б. в ее отношениях с федеральными органами государственной власти, субъектами РФ, а также с иностранными государствами; осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Б.; обращается с посланиями к народу и к Народному Хуралу - парламенту Б., представляет Народному Хуралу ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики государства; обладает правом законодательной инициативы, вправе участвовать в работе Народного Хурала, подписывает и обнародует законы Б., обладает правом вето; руководит деятельностью Правительства Б., назначает членов Правительства с согласия Народного Хурала, ставит перед Народным Хуралом вопрос об отставке членов Правительства; представляет Народному Хуралу предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Б.; вправе отменять незаконные акты министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Б.; представляет Народному Хуралу кандидатуры на должности Председателей Национального банка Б., Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Б., назначает судей районных, аймачных, городских народных судов; объявляет чрезвычайное положение на территории Б. или в отдельных ее местностях с одновременным внесением принятого решения на утверждение Народного Хурала; ведет переговоры, подписывает международные и межрегиональные договоры и соглашения; назначает республиканские референдумы и др. Ряд перечисленных полномочий противоречит федеральному законодательству.
Народный Хурал - парламент Б. - является представительным и законодательным органом Б. Народный Хурал избирается гражданами Б. сроком на 4 года и состоит из 65 депутатов, избираемых с учетом территориального и национального представительства (ст. 80 Конституции Б.).
К ведению Народного Хурала относятся: внесение изменений и дополнений в Конституцию Б.; разработка и принятие законов республики; определение совместно с Президентом Б. внутренней и внешней политики Б.; утверждение государственных программ экономического и социального развития Б.; рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением республиканского бюджета; установление республиканских налогов, платежей и сборов, учреждение республиканских фондов и контроль за их деятельностью, контроль за расходованием займов, кредитов, экономической и иной помощи; решение вопросов административно-территориального устройства Б.; назначение судей высших судов Б., ряда высших должностных лиц Б. либо дача согласия Президенту Б. на их назначение; решение вопроса о доверии отдельным членам Правительства Б., отрешение от должности Президента Б.; осуществление контрольных функций в пределах и формах, установленных республиканскими законами, и др.
Правительство Б. осуществляет исполнительную власть в Б. Вновь образованное Правительство представляет на рассмотрение Народного Хурала программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий. Не реже одного раза в год Правительство отчитывается о своей деятельности перед Народным Хуралом. Полномочия Правительства определяются в Конституции Б., в основном, как органа, отвечающего за руководство экономическими и социальными процессами.
Правосудие в Б. представлено Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом и нижестоящими народными судами. Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности законов Б., постановлений и иных актов Народного Хурала, актов Президента, Правительства, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, межреспубликанских и межрегиональных договоров, а также не вступивших в силу международных договоров Б.; споры о компетенции; проверяет конституционность законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов; дает толкование Конституции Б.
В городских и сельских поселениях и на других территориях Б. осуществляется местное самоуправление населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
72.03 кб

Оценка деятельности государственных служащих как инструмент кадровой работы в республике Бурятия

Батуев Цыденжап Бимбаевич
Современное понимание сущности государственной службы было сформулировано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»1, согласно которому под госслужбой понимается «профессиональная деятельность п
Читать PDF
110.35 кб

Деятельность Народного Хурала Республики Бурятия по реализации федерального закона о местном самоупр

Батуев Цыденжап Бимбаевич
В статье рассмотрена законодательная деятельность Народного Хурала Республики Бурятия по реализации Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Читать PDF
209.83 кб

Преступность женщин в Республике Бурятия: характеристика состояния и структуры

Иванова Светлана Викторовна, Синьков Дмитрий Владимирович
Дается анализ количественных и качественных характеристик женской преступности, выявлены тенденции ее развития в Республике Бурятия.
Читать PDF
7.17 мб

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Брюханова В. Б., Лыгденова Н. С.
Читать PDF
234.22 кб

Развитие туризма в Республике Бурятия и проблемы природопользования

Е. Е. Дамбуева, Г. И. Широков, В. В. Хахипов
Читать PDF
238.79 кб

Бурятия, Калмыкия, Тува: этническая реальность глазами экспертов

Романова Марина Станиславовна
Читать PDF
381.53 кб

Анализ качества жизни населения республики Бурятия

Кокорина Анна Андреевна
Рассмотрены методики оценки качества жизни населения.
Читать PDF
147.14 кб

Сравнительный историко-правовой анализ «Монгол цааз бичиг» (Республика Бурятия)

Дугарова Сержена Жигмытовна
В настоящей статье на основе сравнительно-сопоставительной методики выявления сходных и различных черт правовых актов исследуются закономерности развития законодательства средневековой Монголии
Читать PDF
364.36 кб

Анализ судебной практики по делам о защите деловой репутации юридических лиц в Республике Бурятия

Игнатьева Екатерина Васильевна
Данная статья посвящена анализу обращений юридических лиц за защитой деловой репутации в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Читать PDF
309.64 кб

Развитие законодательства. О деятельности мировых судей в Республике Бурятия

Будаев Капитон Аюрзанаевич, Зарбаева Вероника Александровна
Статья посвящена деятельности мировых судей в Республике Бурятия, на их примере предлагается ряд мер по совершенствованию федерального и республиканского законодательств.
Читать PDF
329.97 кб

Рассмотрение судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных правонарушений в области

Семенов Баир Станиславович
Статья посвящена изучению практики рассмотрения судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных правонарушений в области миграции в 2013 и 2014 годах.
Читать PDF
125.50 кб

Организационно-экономические основы формирования и развития агрохолдингов в АПК Республики Бурятия

Петрушков М. А.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема подготовки юридических кадров в республике Бурятия

Хышиктуев Олег Валентинович, Орлов Максим Сергеевич
Важность качественного юридического образования в современной России трудно переоценить.
Читать PDF
0.00 байт

ВЛИЯНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА НАЛОГОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РФ (на примере Республик Бурятия и Татар

Майстат Максим Александрович
Данная статья посвящена особенностям федерализма, включая вопросы разграничения полномочий между субъектами Федерации и федеральным Центром, в Российской Федерации в целом и налогового федерализма в частности, и показывает особенн
Читать PDF
191.49 кб

Казус конституционного cуда Республики Бурятия: постановка проблемы с точки зрения конституционной т

Хамнуев Юлий Григорьевич, Эрдынеев Алдар Эдуардович
Статья посвящена анализу ситуации, сложившейся в результате приостановления действия Закона Республики Бурятия «О Конституционном Суде Республики Бурятия» от 25 октября 1994 г. № 42-I.

Похожие термины: