форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Бюджет муниципального образования
Бюджет муниципального образования (местный бюджет)
Источник: Большой юридический словарь
Бюджет муниципального образования (местный бюджет)
форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджет любого муниципального образования состоит из доходной и расходной части, но в отличие от городского, сельского поселения и внутригородского района городского округа доходная и расходная части муниципальных образований второго уровня (муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением) в свою очередь также делятся на две части. Доходная часть состоит из: 1) доходов, формируемых за счет местных налогов, сборов и других собственных источников (в том числе за счет доходов от деятельности муниципальных предприятий и учреждений); 2) доходов из государственных субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий. Расходная часть также состоит из двух частей: 1) расходов на реализацию вопросов местного значения; 2) расходов на осуществление отдельных государственных полномочий.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Бюджет муниципального образования
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) местные бюджеты разрабатываются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципального образования.
Согласно положениям статьи 10 БК РФ предусматривается разделение местных бюджетов на: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.
Помимо местного бюджета использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (статья 15 БК РФ). Таким образом, полностью исключается возможность создания органами местного самоуправления различного рода внебюджетных фондов для осуществления возложенных на них полномочий и зачисление в эти фонды каких-либо источников доходов местных бюджетов.
Статья 15 БК РФ и статья 52 Федерального закона № 131-ФЗ исключают возможность осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований своих полномочий на основе сметы доходов и расходов, формируемой в составе бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 81 БК РФ в расходной части местных бюджетов предусматривается создание резервных фондов местных администраций. Их размер устанавливается решениями представительных органов муниципальных образований о соответствующих местных бюджетах. При этом размер данных фондов не может превышать 3 процента утвержденного указанными решениям общего объема расходов местных бюджетов. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Бюджетные ассигнования из указанного фонда используются по решению местной администрации муниципального образования и в установленном ею порядке.
Согласно части 5 статьи 174.4 БК РФ решением представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено создание муниципального дорожного фонда, а также порядок его формирования и использования (часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов). Создание муниципальных дорожных фондов в муниципальных образованиях не является обязательным. Образование муниципального дорожного фонда возможно только в случае, если соответствующее решение будет принято представительным органом муниципального образования.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района (статья 6 БК РФ). Данное понятие следует отличать от понятия «местный бюджет». Консолидированный бюджет муниципального района не утверждается представительным органом муниципального района и представляет собой свод обобщенных бюджетных показателей по расходам и доходам бюджета муниципального района и бюджетов поселений, входящих в его состав.
В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов: отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями (то есть не имеющих статуса муниципального образования); другой территории (например, объединяющей два и более населенных пункта), не являющейся муниципальным образованием (статья 6 БК РФ). Органы местного самоуправления поселений самостоятельно определяют порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет.
Смета доходов и расходов отдельных населенных пунктов, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, представляет утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (на другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации.
Положения Федерального закона № 131ФЗ и БК РФ не предусматривается возможность утверждения сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и другой территории, не являющейся муниципальным образованием, в составе бюджета муниципального района.
В соответствии со статьей 28 БК РФ требование о сбалансированности бюджетов является одним из основных принципов бюджетного процесса (см. Принцип сбалансированности бюджета).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится только выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Кроме того, к вопросам местного значения муниципальных районов относится выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.
Органы местного самоуправления обязаны также обеспечить соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Согласно положениям БК РФ:
— дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
— предельный объем заимствований муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета;
— предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
— предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году, утвержденный решением представительного органа муниципального образования о соответствующем местном бюджете, не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут быть переданы полностью или частично для осуществления местной администрацией муниципального района. При этом передача указанных полномочий должна осуществляться исключительно на основе договора, заключенного между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района и не должна являться основанием для упразднения бюджетов указанных поселений или включение их в качестве сметы доходов и расходов в состав бюджетов указанных муниципальных районов.
Формирование, утверждение, исполнение всех местных бюджетов и контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления данных муниципальных образований самостоятельно (см. Местный бюджет).
Составление проекта местного бюджета и его исполнение обеспечивается местной администрацией, а рассмотрение и утверждение осуществляется исключительно представительным органом муниципального образования. Подготовку проектов местных бюджетов производят финансовые органы муниципального образования. Исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. При этом организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Основой составления местного бюджета являются: Бюджетное послание Президента РФ; прогноз социально-экономического развития; основные направления бюджетной и налоговой политики.
Прогноз социально-экономического развития муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет, а прогноз социально-экономического развития поселений — на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период. В целях своевременного и качественного составления проекта бюджета органы местного самоуправления имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Важной новаций, предусмотренной в статье 169 БК РФ, является установление положений о том, что проекты местных бюджетов могут составляться и утверждаться сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением решения о бюджете.
В случае, если проекты бюджетов муниципального района и городского округа составляется и утверждается на очередной финансовый год местная администрация муниципального района, городского округа обязаны разработать и утвердить среднесрочный финансовый план соответственно муниципального района, городского округа. В то же время в случае, если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год разработка и утверждение среднесрочного финансового плана поселения не является обязательным. В данном случае разработка и утверждение этого плана могут быть предусмотрены муниципальным правовым актом представительного органа поселения.
Согласно статье 174 БК РФ под среднесрочным финансовым планом муниципального образования понимается документ, содержащий основные параметры местного бюджета, который утверждается местной администрацией муниципального образования.
В проекте решения о местном бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит или профицит бюджета) и ряд других показателей, предусмотренных БК РФ. В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект решения о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.
Местная администрация вносит проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно с проектом бюджета представительному органу муниципального образования предоставляются документы и материалы, определенные статьей 1842 БК РФ
В статье 2641 БК РФ вводится понятие «бюджетной отчетности», которая включает отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности и о движении денежных средств, а также пояснительную записку. Порядок составления и предоставления бюджетной отчетности определен в статьях 2642 и 2643 БК РФ. При этом отчет об исполнении бюджета должен содержать данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает, что финансовые органы поселений и городских округов представляют бюджетную отчетность соответственно в финансовый орган муниципального района и в финансовый орган субъекта Российской Федерации. При этом финансовый орган муниципального района представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета муниципального района в финансовый орган субъекта Российской Федерации. При этом отчет об исполнении бюджета готовит финансовый орган муниципального образования на основании сводной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Утверждение готового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется представительным органом муниципального образования, а отчетов об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года — местной администрацией. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.
Положения статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ и БК РФ устанавливают разные принципы установления и исполнения расходных обязательств органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также разный порядок их финансирования из местных бюджетов. Так, в местных бюджетах должны раздельно предусматриваться доходы и расходы, направленные на решение вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные органами государственной власти для выполнения отдельных государственных полномочий.
Обязательно опубликование сведений и документов финансового характера. К ним относится проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении. Кроме того, официальному опубликованию подлежат ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. В случае невозможности опубликования указанных сведений и документов органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с ними.
Указанные требования позволяет обеспечить принцип прозрачности (открытости), закрепленный в статье 36 БК РФ (см. Принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации).
Формирование расходов местных бюджетов должно осуществляться в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми органами местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ и БК РФ.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
— принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
— принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
— заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования возникающие по вопросам местного значения, иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также в результате заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов местных бюджетов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
В результате принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов при осуществлении ими отдельных государственных полномочий у муниципальных образований возникают вмененные расходные обязательства, которые должны будут исполняться за счет субвенций из бюджета другого уровня бюджетной системы. Для этих целей в составе федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации формируются соответственно федеральный и региональные фонды компенсаций (статья 63 Федерального закона № 131-ФЗ и статья 140 БК РФ).
Согласно положениям статьи 47 БК РФ, к собственным доходам местных бюджетов относятся:
— налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
— неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
— доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций.
К собственным доходам местных бюджетов также отнесены дотации и субсидии из бюджетов других уровней.
В настоящее время согласно статье 41 БК РФ доходы местных бюджетов подразделяются также на налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
К неналоговым доходам местных бюджетов относят:
— доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
— доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
— доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; — средства самообложения граждан; — иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
— дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
— субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
— иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
В. В. Волков
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
Комментарий к Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под редакцией В. С. Мокрого. —
ЗАО «МЦФЭР», 2007
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л. Л. Арзуманова, Н. М. Артемов, Е. М. Ашмарина и др.; под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2009. 576 с.
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). Борисов А. Н. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. 776 с.
В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) местные бюджеты разрабатываются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципального образования.
Согласно положениям статьи 10 БК РФ предусматривается разделение местных бюджетов на: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.
Помимо местного бюджета использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (статья 15 БК РФ). Таким образом, полностью исключается возможность создания органами местного самоуправления различного рода внебюджетных фондов для осуществления возложенных на них полномочий и зачисление в эти фонды каких-либо источников доходов местных бюджетов.
Статья 15 БК РФ и статья 52 Федерального закона № 131-ФЗ исключают возможность осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований своих полномочий на основе сметы доходов и расходов, формируемой в составе бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 81 БК РФ в расходной части местных бюджетов предусматривается создание резервных фондов местных администраций. Их размер устанавливается решениями представительных органов муниципальных образований о соответствующих местных бюджетах. При этом размер данных фондов не может превышать 3 процента утвержденного указанными решениям общего объема расходов местных бюджетов. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Бюджетные ассигнования из указанного фонда используются по решению местной администрации муниципального образования и в установленном ею порядке.
Согласно части 5 статьи 174.4 БК РФ решением представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено создание муниципального дорожного фонда, а также порядок его формирования и использования (часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов). Создание муниципальных дорожных фондов в муниципальных образованиях не является обязательным. Образование муниципального дорожного фонда возможно только в случае, если соответствующее решение будет принято представительным органом муниципального образования.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района (статья 6 БК РФ). Данное понятие следует отличать от понятия «местный бюджет». Консолидированный бюджет муниципального района не утверждается представительным органом муниципального района и представляет собой свод обобщенных бюджетных показателей по расходам и доходам бюджета муниципального района и бюджетов поселений, входящих в его состав.
В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов: отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями (то есть не имеющих статуса муниципального образования); другой территории (например, объединяющей два и более населенных пункта), не являющейся муниципальным образованием (статья 6 БК РФ). Органы местного самоуправления поселений самостоятельно определяют порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет.
Смета доходов и расходов отдельных населенных пунктов, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, представляет утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (на другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации.
Положения Федерального закона № 131ФЗ и БК РФ не предусматривается возможность утверждения сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и другой территории, не являющейся муниципальным образованием, в составе бюджета муниципального района.
В соответствии со статьей 28 БК РФ требование о сбалансированности бюджетов является одним из основных принципов бюджетного процесса (см. Принцип сбалансированности бюджета).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится только выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Кроме того, к вопросам местного значения муниципальных районов относится выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.
Органы местного самоуправления обязаны также обеспечить соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Согласно положениям БК РФ:
— дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
— предельный объем заимствований муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета;
— предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
— предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году, утвержденный решением представительного органа муниципального образования о соответствующем местном бюджете, не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут быть переданы полностью или частично для осуществления местной администрацией муниципального района. При этом передача указанных полномочий должна осуществляться исключительно на основе договора, заключенного между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района и не должна являться основанием для упразднения бюджетов указанных поселений или включение их в качестве сметы доходов и расходов в состав бюджетов указанных муниципальных районов.
Формирование, утверждение, исполнение всех местных бюджетов и контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления данных муниципальных образований самостоятельно (см. Местный бюджет).
Составление проекта местного бюджета и его исполнение обеспечивается местной администрацией, а рассмотрение и утверждение осуществляется исключительно представительным органом муниципального образования. Подготовку проектов местных бюджетов производят финансовые органы муниципального образования. Исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. При этом организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Основой составления местного бюджета являются: Бюджетное послание Президента РФ; прогноз социально-экономического развития; основные направления бюджетной и налоговой политики.
Прогноз социально-экономического развития муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет, а прогноз социально-экономического развития поселений — на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период. В целях своевременного и качественного составления проекта бюджета органы местного самоуправления имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Важной новаций, предусмотренной в статье 169 БК РФ, является установление положений о том, что проекты местных бюджетов могут составляться и утверждаться сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением решения о бюджете.
В случае, если проекты бюджетов муниципального района и городского округа составляется и утверждается на очередной финансовый год местная администрация муниципального района, городского округа обязаны разработать и утвердить среднесрочный финансовый план соответственно муниципального района, городского округа. В то же время в случае, если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год разработка и утверждение среднесрочного финансового плана поселения не является обязательным. В данном случае разработка и утверждение этого плана могут быть предусмотрены муниципальным правовым актом представительного органа поселения.
Согласно статье 174 БК РФ под среднесрочным финансовым планом муниципального образования понимается документ, содержащий основные параметры местного бюджета, который утверждается местной администрацией муниципального образования.
В проекте решения о местном бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит или профицит бюджета) и ряд других показателей, предусмотренных БК РФ. В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект решения о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.
Местная администрация вносит проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно с проектом бюджета представительному органу муниципального образования предоставляются документы и материалы, определенные статьей 1842 БК РФ
В статье 2641 БК РФ вводится понятие «бюджетной отчетности», которая включает отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности и о движении денежных средств, а также пояснительную записку. Порядок составления и предоставления бюджетной отчетности определен в статьях 2642 и 2643 БК РФ. При этом отчет об исполнении бюджета должен содержать данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает, что финансовые органы поселений и городских округов представляют бюджетную отчетность соответственно в финансовый орган муниципального района и в финансовый орган субъекта Российской Федерации. При этом финансовый орган муниципального района представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета муниципального района в финансовый орган субъекта Российской Федерации. При этом отчет об исполнении бюджета готовит финансовый орган муниципального образования на основании сводной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Утверждение готового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется представительным органом муниципального образования, а отчетов об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года — местной администрацией. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.
Положения статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ и БК РФ устанавливают разные принципы установления и исполнения расходных обязательств органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также разный порядок их финансирования из местных бюджетов. Так, в местных бюджетах должны раздельно предусматриваться доходы и расходы, направленные на решение вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные органами государственной власти для выполнения отдельных государственных полномочий.
Обязательно опубликование сведений и документов финансового характера. К ним относится проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении. Кроме того, официальному опубликованию подлежат ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. В случае невозможности опубликования указанных сведений и документов органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с ними.
Указанные требования позволяет обеспечить принцип прозрачности (открытости), закрепленный в статье 36 БК РФ (см. Принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации).
Формирование расходов местных бюджетов должно осуществляться в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми органами местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ и БК РФ.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
— принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
— принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
— заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования возникающие по вопросам местного значения, иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также в результате заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов местных бюджетов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
В результате принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов при осуществлении ими отдельных государственных полномочий у муниципальных образований возникают вмененные расходные обязательства, которые должны будут исполняться за счет субвенций из бюджета другого уровня бюджетной системы. Для этих целей в составе федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации формируются соответственно федеральный и региональные фонды компенсаций (статья 63 Федерального закона № 131-ФЗ и статья 140 БК РФ).
Согласно положениям статьи 47 БК РФ, к собственным доходам местных бюджетов относятся:
— налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
— неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
— доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций.
К собственным доходам местных бюджетов также отнесены дотации и субсидии из бюджетов других уровней.
В настоящее время согласно статье 41 БК РФ доходы местных бюджетов подразделяются также на налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
К неналоговым доходам местных бюджетов относят:
— доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
— доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
— доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; — средства самообложения граждан; — иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
— дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
— субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
— иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
В. В. Волков
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
Комментарий к Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под редакцией В. С. Мокрого. —
ЗАО «МЦФЭР», 2007
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л. Л. Арзуманова, Н. М. Артемов, Е. М. Ашмарина и др.; под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2009. 576 с.
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). Борисов А. Н. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. 776 с.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия