БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
часть финансового права, совокупность правовых норм. определяющих бюджетное устройство государства, порядок образования бюджетов различных уровней, их доходной части и расходования средств бюджетов, а также формирования и осуществления бюджетно-финансовой политики государства в целом.

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Бюджетное право
одна из основных подотраслей финансового права, являющаяся системой правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые предназначаются для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
одна из основных подотраслей финансового права. Совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредоточиваются в различных звеньях бюджетной системы. Основными источниками Б. п. в РФ являются Конституция РФ и БК РФ.

Источник: Большой юридический словарь

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА
совокупность прав и обязанностей (полномочий) государства и всех входящих в него территориальных образований в области бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти. Применительно к РФ Б.п. подразделяются на бюджетные .права РФ, бюджетные права субъектов РФ и бюджетные права муниципальных образований.

Источник: Энциклопедия юриста

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
одна из важнейших составных частей советского финансового права (см.). Б. п. регулирует отношения между центральными и местными органами государственной власти, возникающие в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета СССР (см. Бюджет государственный). Основы Б. п. СССР установлены Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик. В ст. 14 п. «л» Конституции СССР определены составные части гос. бюджета СССР (союзный, республиканские и местные бюджеты). Конституция СССР устанавливает бюджетные права Союза, относя к ним утверждение гос. бюджета СССР, отчет о его исполнении, а также установление налогов и доходов, поступающих на образование союзного, республиканских и местных бюджетов. Ст. 68 п. «б» Конституции СССР возлагает на Совет Министров СССР принятие мер по осуществлению гос. бюджета.
Б. п. союзных республик определены ст. 60 Конституции СССР, главами конституций союзных республик, посвященными бюджету, и специальными нормативными актами Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Союзным республикам предоставлены широкие права в области бюджетного регулирования (см.) и регламентирования бюджетного процесса (порядок составления, утверждения и исполнения бюджета) в республике. Союзные республики издают в пределах, установленных союзным законодательством, законоположения о бюджетных правах АССР, местных Советов и т. д.
Бюджетные права местных Советов определены ст. 97 Конституции СССР, предоставившей каждому местному Совету право устанавливать свой бюджет. Бюджетные права местных Советов регламентируются также союзным и республиканскими положениями о местных финансах и другими нормативными актами, издаваемыми Союзом ССР и союзными республиками.
Бюджетные правоотношения между Союзом ССР и союзными республиками регулируются на основе ежегодно утверждаемого Верховным Советом СССР закона о гос. бюджете СССР. Бюджетные правоотношения между союзными республиками и местными Советами регулируются на основе закона о гос. бюджете СССР и на основе законов о гос. бюджетах республик, утверждаемых Верховными Советами союзных республик.
В основе регулирования бюджетных правоотношений лежат принципы ленииско-сталинской национальной политики, демократического централизма (см.) и единства бюджетной системы СССР. Б. п. СССР направлено на усиление экономической мощи и создание материально-технической базы коммунизма в нашей стране, на неуклонный подъем материального благосостояния и культуры трудящихся, на усиление независимости и укрепление обороноспособности советского социалистического государства, на защиту мира.
Б. п. государств империалистического лагеря направлено на укрепление диктатуры буржуазии, на закабаление, угнетение, ограбление трудящихся масс путем возложения на них все возрастающего бремени гос. расходов на вооружение.

Источник: Советский юридический словарь

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
одна из важнейших составных частей финансового права, его подотрасль, включающая правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов. Б.п. РФ определяется бюджетным устройством государства и закрепляет построение бюджетной системы на принципах единства и самостоятельности бюджетов. Нормы Б.п. устанавливают также структуру доходов и расходов бюджетной системы РФ и порядок распределения их между различными бюджетами, разграничение компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления, бюджетный процесс и контроль за исполнением бюджетов. Б.п. РФ отражает процесс планомерного образования, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств для дальнейшего социально- экономического развития страны, что и определяет его центральное место в системе государственных финансов РФ (см. Финансовая система) и в системе финансового права РФ. По характеру регулируемых отношений (см. Бюджетные правоотношения) нормы Б.п. подразделяются на материальные и процессуальные. Первые закрепляют материальное содержание бюджета и регулируют соответствующие отношения, вторые носят процедурный характер и регламентируют бюджетный процесс, т.е. порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении, а также формы взаимоотношений органов государственной власти в этом процессе. Основы Б.п. установлены Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами других ее субъектов. В Конституции РФ определяются полномочия в области бюджетной деятельности, относящиеся к ведению РФ (ст. 71), субъектов Федерации, включая полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72—73), органов местного самоуправления (ст. 132). Конституция РФ относит к бюджетным правам РФ федеральный бюджет, а также установление федеральных налогов, поступающих на образование бюджетов. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе Федерального Собрания РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет об его исполнении. К совместному ведению РФ и ее субъектов относится установление общих принципов налогообложения. Вне этих пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, в т.ч. осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений с учетом особенностей их административно- территориального устройства, имеют право на самостоятельный бюджет. В сферу бюджетных прав органов местного самоуправления входят их права самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местные бюджеты. Бюджетные правоотношения регулируются также Бюджетным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, аналогичными законами субъектов РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления и другими правовыми актами. Лит:. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1997; Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М, 1996. Л. И. Булгакова

Источник: Юридическая энциклопедия

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
основная часть финансового права, совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредотачиваются в различных звеньях бюджетной системы. По характеру регулируемых отношений нормы Б.п. подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы Б.п. устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему в РФ; состав доходов и направления расходов бюджетной системы; полномочия по получению бюджетных доходов и т.д. Материальные нормы составляют основу Б.п. Процессуальные нормы Б.п. обеспечивают правильное применение материальных норм, регламентируя бюджетный процесс - порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и составления отчетов об их исполнении.
Процессуальные нормы Б.п. распределяются по стадиям бюджетной процедуры. Исключительно важная роль процессуальных норм Б.п. - в четкой регламентации порядка разрешения разногласий, возникающих при рассмотрении и утверждении бюджетов (например, реализация права отлагательного вето Президента РФ при утверждении федерального бюджета и другие процедурные вопросы, связанные с осуществлением бюджетной компетенции соответствующими субъектами).
Основные нормативные акты в области Б.п.: а) БК от З1 июля 1998 г., закрепивший общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ: б) Закон РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», устанавливающий правовые основы оказания централизованной финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета и других денежных фондов РФ; в) Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»,определяющий права субъектов РФ и органов местного самоуправления на получение бюджетных доходов и их использование, состав этих доходов, бюджетные взаимоотношения различных субъектов, принципы бюджетного процесса и другие положения; г) ФЗ РФ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
Нормы Б.п. содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах более общего характера. К ним следует отнести ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ по вопросам экономики, акты других федеральных органов. Источниками Б.п. являются и акты, регламентирующие правовое положение государственных органов, в той или иной мере имеющих отношение к формированию и использованию федерального бюджета: ФКЗ РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе» и др. На основе законодательства РФ разрабатываются и принимаются нормативные акты республик в составе РФ и других ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
Исходные начала Б.п. определяются Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами других ее субъектов. Так, в Конституции РФ указываются полномочия, в том числе и в области бюджетной деятельности, относящиеся к ведению РФ (ст.71), субъектов РФ, включая полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72,73), органов местного самоуправления (гл. 8).
За нарушение норм Б.п. (бюджетного законодательства) БК предусмотрены особые меры финансовой ответственности: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры, установленные в соответствии с БКиФЗ.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама