право, по которому управляется церковь. В эпоху феодализма к Ц. п. относили и ряд вопросов государственного, административного, семейного, наследственного, уголовного, уголовно-процессуального, финансового права. В Русском государстве до XVIII в. целые группы населения, напр. нищие, вдовы, "церковные люди", находились под юрисдикцией церкви и подчинялись ее правовым нормам. В результате секуляризации и особенно после буржуазных революций объем Ц. п. сильно суживается, сводится до норм, регулирующих внутреннюю жизнь церкви. До Октябрьской революции 1917 г. Ц. п. входило в систему права Российской империи и преподавалось во всех учебных заведениях России. В католических странах Ц. п. носит название канонического права.
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО
Источник: Большой юридический словарь
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО
в России, возникнув еще в Древнерусском государстве, регулировало, вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции, внутреннюю организацию православной христианской церкви и других христианских церквей, взаимоотношения между церковными органами и высшими органами государственной власти и осуществление церковью ряда административных и судебных функций в области гражданских и семейных правоотношений. На церковную организацию государством были возложены: регистрация рождений и смертей; заключение и расторжение браков, разрешение имущественных споров среди духовенства и между духовенством и светскими лицами, судопроизводство по религиозным и другим преступлениям. Ц. п. в России закрепляло первенствующее положение русской православной церкви среди церковных организаций различных вероисповеданий.
Сложившееся в условиях феодального общества русское Ц. л. имело ярко выраженный феодальный характер. После отделения церкви от государства, осуществленного Великой Октябрьской социалистической революцией, Ц. п. потеряло свою силу. Положение религиозных организаций регулируется ныне нормами административного права.
Сложившееся в условиях феодального общества русское Ц. л. имело ярко выраженный феодальный характер. После отделения церкви от государства, осуществленного Великой Октябрьской социалистической революцией, Ц. п. потеряло свою силу. Положение религиозных организаций регулируется ныне нормами административного права.
Источник: Советский юридический словарь
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО
право, по которому управляется церковь. В различные времена объем этого права был различен. В эпоху феодализма, особенно в западноевропейских церковных государствах (теократиях), к Ц.п. относили не только те правовые нормы, по которым церковь регулировала свою внутреннюю жизнь, но и ряд государственных, гражданских и уголовных правовых норм, регулировавших весьма отдаленные от религии вопросы (например, споры родственников о наследстве, степени родства, ссоры родственников, супругов, отношение детей к родителям, брак, дела о многих преступлениях против социального порядка в феодальном обществе, против личности и т.п.). Особенно широкую юрисдикцию, распространявшуюся даже на нехристианское население, имела инквизиция. В Византии еще по законодательству императора Юстиниана в ведение епископов и церковного суда был отдан ряд вопросов чисто государственно-административного, судебного, гражданского, правового и финансового свойства. В России, особенно в удельно-вечевую эпоху, церковь тоже пользовалась очень широкой юрисдикцией в области государственного, административного и гражданского права. Целые группы населения, например, нищие, вдовы, т.н. церковные люди, были отданы всецело в ее распоряжение, управлялись по ее правовым положениям. Памятниками русского Ц.п. являются "Церковные уставы" князей Владимира, Ярослава и др. В Новое время объем Ц.п. сильно суживается, сводится к нормам, регулирующим лишь непосредственно внутреннюю жизнь церкви.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО
совокупность правил, санкционированных или установленных государством, регулирующих внутреннюю организацию церковных объединений и учреждений, а также взаимоотношения верующих и государства.
Объем и значение этого права имели существенные особенности у разных народов и в различные эпохи. В Византии еще по законодательству императора Юстиниана в ведение епископов и церковного суда был отдан ряд вопросов государственно-административного, судебного, гражданского, правового и финансового свойства.
Наиболее подробно разработано и кодифицировано Ц.п. в католической церкви, где попытки его кодификации начались еще с XI-XII вв. В результате (с XIV в.) образовался обширный свод церковных католических законов - "Корпус канонического права" (Corpus juris canonici), неоднократно изменявшийся; печатное издание в первый раз вышло в начале XVI в. В эпоху Реформации, хотя некоторые основатели протестантских церквей (в частности, Лютер) и объявили, что "истинная церковь невидима" и потому будет обходиться без человеческих законов, на деле вырос ряд церковных законодательств и их сборников, закреплявших положение церкви, духовенства.
В русской православной церкви древними памятниками Ц.п. являются "церковные уставы" (Устав князя Владимира, Церковный устав князя Ярослава, Уставная грамота церкви Ивана на Опочках). Церковные уставы помимо Ц.п. содержат нормы, не вошедшие в Русскую Правду, и показывают взаимоотношения, существующие в то время между государством и церковью. Использование передовых греко-византийских традиций (заключенных в договорах рус. князей Олега, Игоря, Святослава с греками 907, 911, 945, 971 гг.) оказали влияние на правовые порядки моральных постулатов православия (что нашло выражение в Русской Правде); на формирование ряда передовых прогрессивных правовых положений, таких, как состязательный процесс, дифференциация ответственности (например, в Судебнике 1550 г., Псковской и Новгородской судных грамотах), отчетливая линия на "закон" в виде Соборных Уложений 1649 г. царя Алексея Михайловича.
Источником Ц.п. в России были также "Кормчие книги", духовный Регламент Петра I, Постановления и распоряжения Священного синода. Регламент и устав духовной коллегии (1721), Устав духовных консисторий (1841), пересмотренный в 1883 г., Императорские указы Государственного совета, положения и правила, инструкции Синода и ч. 1 Свода законов Российской Империи. До Октябрьской революции Ц.п. входило в систему права Российской Империи и преподавалось во всех учебных заведениях России.
Нормы Ц.п. применялись не только к духовным служителям, но и к светским лицам (мирянам). Церковный суд рассматривал обширный круг дел (гражданских, брачно-семейных, споры о наследстве и др.). Церковь осуществляла регистрацию рождений, браков, смертей, расторжение браков, разрешение имущественных споров между духовенством и светскими людьми. Церковные организации обладали собственной юрисдикцией как в области семейных отношений, так и по некоторым категориям правоотношений. 20 января (2 февраля) 1918 г. СНК РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства. Внутренние церковные отношения русской православной церкви регулировались в СССР "Положением об устройстве русской православной церкви", принятым на Поместном соборе 1945 г. Конституцией РФ провозглашено равенство всех форм собственности, в том числе корпоративной собственности духовных конфессий на территории РФ. ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" формулирует основы Ц.п. как отрасли гражданского права РФ. Ц.п. входит в учебные планы подготовки кадров священнослужителей в системе учебных заведений Патриархии РФ, а также на богословских факультетах университетов РФ. В других учебных заведениях РФ введен курс "Религоведение", который знакомит студентов с основами Ц.п.
Объем и значение этого права имели существенные особенности у разных народов и в различные эпохи. В Византии еще по законодательству императора Юстиниана в ведение епископов и церковного суда был отдан ряд вопросов государственно-административного, судебного, гражданского, правового и финансового свойства.
Наиболее подробно разработано и кодифицировано Ц.п. в католической церкви, где попытки его кодификации начались еще с XI-XII вв. В результате (с XIV в.) образовался обширный свод церковных католических законов - "Корпус канонического права" (Corpus juris canonici), неоднократно изменявшийся; печатное издание в первый раз вышло в начале XVI в. В эпоху Реформации, хотя некоторые основатели протестантских церквей (в частности, Лютер) и объявили, что "истинная церковь невидима" и потому будет обходиться без человеческих законов, на деле вырос ряд церковных законодательств и их сборников, закреплявших положение церкви, духовенства.
В русской православной церкви древними памятниками Ц.п. являются "церковные уставы" (Устав князя Владимира, Церковный устав князя Ярослава, Уставная грамота церкви Ивана на Опочках). Церковные уставы помимо Ц.п. содержат нормы, не вошедшие в Русскую Правду, и показывают взаимоотношения, существующие в то время между государством и церковью. Использование передовых греко-византийских традиций (заключенных в договорах рус. князей Олега, Игоря, Святослава с греками 907, 911, 945, 971 гг.) оказали влияние на правовые порядки моральных постулатов православия (что нашло выражение в Русской Правде); на формирование ряда передовых прогрессивных правовых положений, таких, как состязательный процесс, дифференциация ответственности (например, в Судебнике 1550 г., Псковской и Новгородской судных грамотах), отчетливая линия на "закон" в виде Соборных Уложений 1649 г. царя Алексея Михайловича.
Источником Ц.п. в России были также "Кормчие книги", духовный Регламент Петра I, Постановления и распоряжения Священного синода. Регламент и устав духовной коллегии (1721), Устав духовных консисторий (1841), пересмотренный в 1883 г., Императорские указы Государственного совета, положения и правила, инструкции Синода и ч. 1 Свода законов Российской Империи. До Октябрьской революции Ц.п. входило в систему права Российской Империи и преподавалось во всех учебных заведениях России.
Нормы Ц.п. применялись не только к духовным служителям, но и к светским лицам (мирянам). Церковный суд рассматривал обширный круг дел (гражданских, брачно-семейных, споры о наследстве и др.). Церковь осуществляла регистрацию рождений, браков, смертей, расторжение браков, разрешение имущественных споров между духовенством и светскими людьми. Церковные организации обладали собственной юрисдикцией как в области семейных отношений, так и по некоторым категориям правоотношений. 20 января (2 февраля) 1918 г. СНК РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства. Внутренние церковные отношения русской православной церкви регулировались в СССР "Положением об устройстве русской православной церкви", принятым на Поместном соборе 1945 г. Конституцией РФ провозглашено равенство всех форм собственности, в том числе корпоративной собственности духовных конфессий на территории РФ. ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" формулирует основы Ц.п. как отрасли гражданского права РФ. Ц.п. входит в учебные планы подготовки кадров священнослужителей в системе учебных заведений Патриархии РФ, а также на богословских факультетах университетов РФ. В других учебных заведениях РФ введен курс "Религоведение", который знакомит студентов с основами Ц.п.
Источник: Энциклопедия юриста