Чань
Чань
школа буддизма махаяны, сформировавшаяся в Китае на рубеже V – VI вв. Первым китайским патриархом Чань считается полулегендарный миссионер Бобхидхарма. Как самостоятельная система Чань сложилась при 6-м патриархе Хой-нэне (637 – 713 гг. н. э.). Название школы происходит от сокращённого варианта китайской транскрипции санскритского слова дхьяна (кит. чань-на) – мистическое созерцание, сосредоточение, медитация. Однако методы пассивной медитации, заимствованные из традиционной буддийской йоги, сочетались в чань с методами активной, «динамической» медитации, заимствованными из психотехники даосизма; заметное влияние оказал также тантризм. Религиозно-философское учение чань сложилось на основе воззрений мадхьямики и йогочары, переосмысления в духе трактатов раннего даосизма и комментариев представителе неодаосизма. Основные принципы теории и практики чань – это недоверие к слову и тексту как форме передачи высшей истины и дискурсивно-логическому мышлению как способу её постижения; возможность достичь «просветвления» и «освобождения» без длительного восхождения по пути самосовершенствования; спонтанное и внеинтеллектуальное постижение высшей истины посредством интуитивного озарения; возможность достижения совершенства в процессе активной жизнедеятельности и эстетизации окружающей действительности ( чань высоко ставились различные виды практической деятельности, которые могли рассматриваться как своеобразная форма йоги: физический труд, творчество художника, поэта или актёра, боевые искусства – кулачный бой, борьба, фехтование, стрельба из лука и т. д.); преодоление привязанности к духовным авторитетам и догмам; отказ от подражания и обретение внутренней свободы; снятие всех противоположностей типа «время - вечность», «субъект - объект», «жизнь - смерть», «истинное - ложное», «добро - зло» и т. д. С VII в. чань появилась в Японии по именем дзен.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.