ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Чрезвычайное положение

Чрезвычайное положение является временной мерой, объявляемой в соответствии с Конституцией СССР и настоящим Законом в интересах обеспечения безопасности граждан СССР при стихийных бедствиях, крупных авариях или катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях, а также при массовых беспорядках.
Закон СССР от 03.04.90 N 1407-I, ст. 1

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

Чрезвычайное положение
это вводимый в соответствии с законодательством на всей территории страны или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов власти, должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В России оно может вводиться на основании Указа Президента РФ, который должен быть утвержден Советом Федерации.

Источник: Большой юридический словарь

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, допускающий установленные этим Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
англ. state of emergency) – особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений. В соответствии со. Ст. 56 Конституции РФ в условиях Ч.п. для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Ч.п. на всей территории РФ и ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. 

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Чрезвычайное положение
особый порядок управления в экстремальных ситуациях, которые могут носить общественно-политический характер (попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, межнациональные конфликты и т.д.) или быть следствием стихийных бедствий, катастроф, крупных аварий, эпидемий и т.п. При введении чрезвычайного положения должны быть указаны основания такого решения, перечень и пределы чрезвычайных мер; исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан государственные органы, отвечающие за осуществление чрезвычайного положения и точные пределы полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Чрезвычайное положение
это вводимый Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и соответствующим федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий

Чрезвычайное положение
вводимый в соответствии с конституцией государства на всей ее территории или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц и общественных объединений, допускающий установленные действующим законодательством отдельные ограничения прав и свобод граждан данного государства, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя государства,

Источник: Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. 2003

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
англ. state of emergency) – особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Согласно ст. 56 Конституции РФ в условиях Ч.п. для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Ч.п. на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Президенту РФ предоставлено право вводить Ч.п. на всей территории страны или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим, вводимый в стране или ее отдельных регионах (районах) на определенный период в связи с чрезвычайными обстоятельствами, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ. Ч.п. создается такими обстоятельствами, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся не только антиконституционные действия, вооруженные мятежи, террористические акты и др., но и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации и др. Является временной мерой, сопровождается полной или частичной отменой действующего законодательства и др. действиями в интересах обеспечения безопасности граждан, общества и защиты конституционного строя. В РФ вводится в соответствии с Федеральным законом «О чрезвычайном положении» (2001).

Источник: Гражданская защита. Энциклопедический словарь

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
институт конституционного права, особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а т.ж. возложение на них дополнительных обязанностей. Ч.п. вводится обычно в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а т.ж. стихийных бедствий и технологических катастроф. В Конституции РФ различаются собственно чрезвычайное и военное положение, режим которых устанавливается федеральным конституционным законом. До их принятия, в части, не противоречащей Конституции, продолжает действовать Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. Правом введения Ч.п. наделен Президент РФ. Указ Президента РФ о введении Ч.п. подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим, вводимый в условиях чрезвычайных ситуаций, устанавливающий особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также осуществления конституционных прав граждан. Существует несколько разновидностей Ч.п., прежде всего — это военное положение, осадное положение, комендантский час в населенных пунктах, когда устанавливаются особо строгие ограничения, вплоть до запрета гражданам собираться более 3—4 человек и появляться на улицах в темное время суток. В некоторых государствах Ч.п. в стране или отдельных местностях вводится каждый раз актом парламента, в других государствах существует специальный закон о Ч.п., на его основании Ч.п. вводит своим указом, декретом глава государства (в ряде стран — по совету правительства). В РФ должен быть принят Федеральный конституционный закон о Ч.п., пока действует закон 1991. В Указе Президента о введении Ч.п. должны быть точно установлены сроки его действия (на всей территории России не более 30 дней, а в отдельных местностях — 60), указана территория, на которую он распространяется, перечислены вводимые ограничения. Указ доводится до населения средствами немедленного оповещения, но вступает в силу не сразу, а по крайней мере через 6 часов после его опубликования (извещения по радио). При введении Ч.п. могут быть ограничены свобода собраний, деятельность партий (без судебного решения партии не могут быть распущены), свобода передвижения граждан, запрещены демонстрации, введен досмотр транспортных средств, граждане, призывающие к общественным беспорядкам, к нарушению закона, могут быть временно выдворены изданного региона и др. Если Ч.п. введено в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, возможны дополнительные меры: введение трудовой повинности, изменение режима работы предприятий и учреждений, распределение предметов первой необходимости и питания среди населения. Однако некоторые конституционные права не могут быть ограничены (право на жизнь, личную неприкосновенность, свобода совести и др.). Меры по осуществлению Ч.п. проводятся под контролем парламента: при введении Ч.п. Президент РФ незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
вводимый в соответствии с Конституцией РФ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч. п. является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Целями введения Ч. п. являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ. К обстоятельствам введения Ч. п. относятся: а) социально-политические причины (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления); б) природно-техногенные, экологические причины (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и др. неотложных работ). ВС РФ могут быть привлечены как дополнительные силы по обеспечению режима Ч. п. для выполнения следующих задач: поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено Ч. п., и выезда с нее; охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды; разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники; участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи, связанные с социально-политическими конфликтами, ВС РФ выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом, на военнослужащих ВС РФ распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий определенные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. В настоящее время режим чрезвычайного положения регулируется Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. Согласно этому закону чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Такими обстоятельствами являются: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Чрезвычайное положение, целью введения которого является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи, является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя. В соответствии со статьей 88 Конституции РФ чрезвычайное положение на территории страны или в отдельных ее местностях вводит Президент Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть указаны: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; перечень чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и сроков их действия; государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; время вступления Указа в силу. На территории, где введено чрезвычайное положение, возможны особые формы управления. Так, для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти соответствующей территории там могут образовываться специальные временные органы, которым допустима полная или частичная передача исполнительных полномочий органов государственной власти данной территории. В случае недостаточности этих мер органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ либо назначенному им органу. Для обеспечения в условиях чрезвычайного положения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение. В случаях необходимости Президент РФ обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств органов МВД, принимает решение об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Исполнительные органы власти и временные органы, осуществляющие управление в этих условиях, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так, например, возможны: усиление охраны объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций; изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ; отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц. На территориях, где введено чрезвычайное положение, выборы органов государственной власти и местного самоуправления не проводятся в течение всего периода чрезвычайного положения.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
один из институтов конституционного права, особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч.п. вводится обычно в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а также стихийных бедствий и технологических катастроф. Согласно Конституции РФ различаются собственно чрезвычайное и военное положение, режим которых устанавливается ФКЗ. До их принятия, в части не противоречащей Конституции РФ, продолжает действовать Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении". Правом введения Ч.п. наделен Президент РФ. Указ Президента РФ о введении Ч.п. подлежит утверждению СФ.
В соответствии с Законом режим Ч.п. вводится для обеспечения нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи. В этих условиях ограничиваются некоторые права граждан. Основания введения режима Ч.п.: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождаемые убийствами, насилием, погромами: межнациональные конфликты; блокада отдельных территорий, местностей, населенных пунктов, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Режим Ч.п. может вводиться на всей территории РФ или в отдельных местностях. Срок действия режима Ч.п., вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а в отдельном регионе (местности, городе) - 60 суток. В Указе Президента РФ о введении Ч.п. указываются основания его установления, границы территории, на которой вводится Ч.п., описание чрезвычайных мер и указание исчерпывающего перечня временных ограничений прав и свобод граждан.
Законом предусматриваются два вида мер, устанавливаемых при введении Ч.п. Первый устанавливается при введении режима Ч.п. в связи со стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, крупной аварией или катастрофой и включает следующие меры: ограничение свободы передвижения граждан по территории, где введено Ч.п., установление особого режима въезда и выезда; усиление охраны объектов обеспечения жизнедеятельности населения, общественного порядка и общественной безопасности; запрещение забастовок; запрет проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых мероприятий. При введении режима Ч.п. по социальным основаниям (попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, межнациональные конфликты и т.п.) наряду с мерами первой группы могут применяться: а) комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в других общественных местах в определенное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность гражданина; б) временное ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры предлагаемых к публикации, вещанию материалов, временного (до отмены Ч.п.) ареста тиражей печатной продукции или изъятия (опечатывания) звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры; в) приостановление (после предупреждения) деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; г) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за пределы территории, на которой введено Ч.п.; д) проверка документов, а при наличии оснований предполагать наличие у граждан оружия, взрывчатых веществ - личный обыск, досмотр вещей, жилища и транспортных средств; е) ограничение или полное запрещение продажи оружия, токсичных (ядовитых) веществ, спиртных напитков, а в исключительных случаях - временное изъятие у граждан законно хранимого огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у организаций, предприятий и учреждений - учебного оружия, боевой техники, радиоактивных веществ.
В соответствии со ст. 24 Закона в режим Ч.п. могут быть включены на время его действия меры по обеспечению жизнедеятельности населения: особый порядок доставки и распределения питьевой воды, продуктов питания, медикаментов, топлива, предметов первой необходимости; противоэпидемические меры: установление карантина, принудительная госпитализация опасных для окружающих больных, дезинфекция помещений и т.п.
Нарушение гражданами и должностными лицами режима Ч.п. влечет применение мер административного пресечения и ответственности административной по ст.158, 165, 166, 172, 1661, 1711 КоАП.

Источник: Энциклопедия юриста

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
вводимый в соответствии с действующим законодательством на всей территории РФ или в ее отдельных местностях правовой режим, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений и возложение на них дополнительных обязанностей. Ч.п. вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и если их устранение без применения чрезвычайных мер невозможно. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" к таким обстоятельствам относит:
1) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями и создающие угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии, эпизоотии и др.), повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Ч.п. вводится указом Президента РФ и подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. О принятом указе информируются палаты Федерального Собрания РФ. В течение 72 час. с момента обнародования указа он должен быть утвержден Советом Федерации (не утвержденный указ о введении Ч.п. по истечении 72 час. после обнародования утрачивает силу). О введении Ч.п. Министерство иностранных дел в соответствии с международными обязательствами РФ, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок обязано уведомить Генерального секретаря ООН и информировать Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от международных обязательств РФ, об объеме этих ограничений и причинах принятия такого решения. На Министерстве иностранных дел лежит также обязанность ставить в известность указанные международные структуры о прекращении Ч.п. Кроме того, указанный орган должен в течение суток с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении Ч.п. уведомить сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения Ч.п.
Вводимое на всей территории страны Ч.п. не может превышать 30 суток, а в ее отдельных местностях - 60 суток. Режим Ч.п. может предусматривать следующие меры и ограничения на территории, где введено Ч.п: полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения в границах данной территории, а также введение особого режима въезда на нее и выезда с нее; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, а также особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий (собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования); запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества и др.
Кроме того, Президент может своим указом предусмотреть и другие меры: введение комендантского часа (запрета в установленное время суток находиться в общественных местах без специального на то разрешения); ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; приостановление деятельности политических партий, иных объединений граждан, если это препятствует устранению обстоятельств, послуживших основанием введения Ч.п.; ограничение или запрещение оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; выдворение лиц, нарушающих режим Ч.п. и не проживающих на территории, где оно введено; продление срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений на весь период действия Ч.п. (но не более чем на 3 месяца) и др.
От режима Ч.п. следует отличать понятие "зоны вооруженного конфликта". Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. № 896 "О зонах вооруженных конфликтов" выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 г. отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Выполнение же поставленных задач на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч. п. является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. Целью введения Ч. п. являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.
В Российской Федерации, согласно ст. 88 Конституции РФ, Ч. п. на территории РФ или в отдельных ее местностях вводит Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент незамедлительно сообщает о введении Ч. п. Совету федерации (СФ) и Государственной Думе (ГД). Последняя принимает сообщение Президента РФ к сведению, а СФ утверждает указ Президента РФ о введении Ч. п.; если СФ не утвердит указа, Ч. п. не считается введенным.
Конституции и уставы некоторых субъектов РФ дают право соответственно их президентам и губернаторам на введение Ч. п. на части территории субъекта по согласованию с законодательными (представительными) органами власти субъекта.
Федеральный конституционный закон о Ч. п. еще не принят. В Российской Федерации пока действует Закон о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г. Ч. п. вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения Ч. п., представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
Данный Закон называет следующие основания введения Ч. п.:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
По Закону срок действия Ч. п. на всей территории РФ не может превышать 30 дней, на части ее территории - 60 дней. Продление срока действия Ч. п. - возможно. Оно производится в том же порядке, как и первичное его введение.
На территории, где введено Ч. п., указом о введении Ч. п. или иным указом Президента могут быть введены особые формы управления. Суть последних заключается в следующем: органы исполнительной власти территории могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ; Президент РФ может назначить специальный орган (из числа существующих) для управления в условиях Ч. п., в том числе и с подчинением ему органов исполнительной власти соответствующей территории; для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение Ч. п., а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами власти и управления территории, на которой введено Ч. п., могут быть образованы специальные временные органы. Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов власти и управления на территории, где введено Ч. п.; в исключительных случаях при введении Ч. п. министру внутренних дел и руководителю ФСБ РФ может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено Ч. п.
В случае создания специальных временных органов, оперативного штаба и назначения коменданта территории полномочия местных представительных и исполнительных органов могут быть временно ограничены либо приостановлены органом, принявшим решение о введении Ч. п.
Государственные органы, осуществляющие управление в условиях Ч. п., могут наделяться чрезвычайными полномочиями для восстановления нормального положения. В том числе эти органы вправе предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, кроме возможности применения пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, ограничения права на жизнь, свободу мысли, совести, религии, применения обратной силы уголовного закона.
Органы, созданные для непосредственного управления территориями Ч. п., вправе издавать обязательные к исполнению на данной территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима Ч. п.
Общие меры, которые могут устанавливаться на период Ч. п.: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения на территории Ч. п.; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
В случае если Ч. п. вводится по соображениям защиты конституционного строя, массовых беспорядков и т. п., возможны следующие дополнительные меры: комендантский час, т. е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах в установленное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры;
временный арест печатной продукции, а также звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры до отмены Ч. п.; приостановление после соответствующего предупреждения деятельности партий, движений и иных общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях - личный досмотр граждан, вещей, жилища и транспортных средств; ограничение продажи спиртных напитков, ядовитых веществ, оружия; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности.
Если Ч. п. вводится по соображениям защиты жизни и здоровья людей при стихийных бедствиях, эпидемиях и др., могут быть применены следующие дополнительные меры: временное выселение (эвакуация) граждан с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на выпуск необходимой в условиях Ч. п. продукции, на аварийно-спасательные и восстановительные работы; отстранение от работы руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющих обязанности; в исключительных случаях - мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ.
В условиях Ч. п. возможны особые меры административной ответственности, устанавливаемые законом, - как правило, более высокие штрафы и арест на срок до 30 суток. Однако деятельность органов суда и прокурорского надзора не приостанавливается. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
особый правовой режим деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч.п. является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. Целью введения ч.п. являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.
В РФ согласно ст. 88 Конституции ч.п. вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент незамедлительно сообщает о введении ч.п. Совету Федерации и Государственной Думе. Последняя принимает сообщение Президента к сведению. А Совет Федерации утверждает указ Президента РФ о введении ч.п.; если Совет Федерации не утвердит указа, ч.п. не считается введенным.
Конституционные положения развивает Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 7. (ред. от 12 марта 2014 г.) «О чрезвычайном положении». Отметим ряд положений этого акта.
В ст. 1 Закона определено, что ч.п. означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационноправовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение ч.п. является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
В ст. 3 Закона названы следующие обстоятельства введения чрезвычайного положения:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийноспасательных и других неотложных работ.
Как уже было сказано, ч.п. вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
После обнародования указа члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания палаты в возможно короткие сроки без специального вызова. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа о введении ч.п., рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, – 60 суток (ст. 9 Закона). По истечении этого срока ч.п. считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения ч.п. не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения ч.п.
В соответствии со ст. 11 Закона указом Президента РФ о введении ч.п. на период действия ч.п. может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансовоэкономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Если речь идет об обстоятельствах, связанных с угрозами для конституционного строя, указом Президента РФ могут быть предусмотрены также следующие меры и временные ограничения: введение комендантского часа; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции и т. п.; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; еще ряд мер.
Если речь идет об обстоятельствах техногенного характера, указом могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения, как: временное отселение жителей в безопасные районы; введение карантина, проведение санитарнопротивоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; привлечение государственного материального резерва, изменение режима работы предприятий и организаций; отстранение от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей, еще ряд мер.
На территории ч.п. не проводятся выборы и референдумы в течение всего периода его действия.
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим ч.п., указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено ч.п.
Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим ч.п., в составе комендатуры территории, на которой введено ч.п. указом Президента может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим ч.п.
Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии с данным Законом, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, – до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Чрезвычайное положение
означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные законодательством отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Ч.п. вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (способные повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Реализация Ч.п. осуществляется через реорганизацию системы государственного управления, перераспределение полномочий между центральными, региональными и местными властвующими субъектами, а также через наделение органов государственной власти дополнительными правами, в том числе и по ограничению прав и свобод человека и гражданина, юридических лиц.
В Российской Федерации статус территории Ч.п. устанавливается указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе ФС РФ (ст. 88 Конституции), в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 56). Детально все вопросы, связанные с введением Ч.п., должны быть регламентированы Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» 2001 г.
Вопросы безопасности государства и решения всего комплекса вопросов по введению специальных правовых режимов, направленных на ее обеспечение, находятся в перечне исключительных прерогатив федеральных органов государственной власти. Регулирование режимов Ч.п. относится к ведению Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти. Решение об их использовании принимается федеральными органами государственной власти.
Особый режим территории Ч.п. имеет следующие характеристики:
1.Чрезвычайные меры, осуществляемые на территории, строго ограничены в перечне и пределах указом Президента о введении чрезвычайного положения.
2.Вводится исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан:
— особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
— усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
— запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;
— запрещение забастовок;
— ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
3.Власть на территории Ч.п. осуществляется по решению (указу) Президента специально уполномоченным на то государственным органом. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение Ч.п., а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти территории, на которой введено Ч.п., могут образовываться специальные временные органы с передачей им полностью или частично распорядительных и исполнительных полномочий органов государственной власти.
4.Границы территории, на которую распространяется режим Ч.п., точно оговариваются в указе о его введении.
Признаки режима Ч.п.:
1.Широкий круг регулируемых режимом Ч.п. общественных отношений. Он охватывает и административные, и гражданские, и трудовые отношения, и ряд других.
2.Изменение полномочий органов государственной власти и управления (в основном в сторону их расширения), а также ограничение прав и свобод граждан, прав юридических лиц. Режим Ч.п. характеризуется существенным изменением правового статуса субъектов правоотношений. При этом компетенция органов государственной власти и управления расширяется в основном за счет ограничения прав и свобод граждан, прав юридических лиц. Например, в условиях Ч.п. могут применяться такие меры, как запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий, введение комендантского часа, ограничение свободы печати.
3.Временный характер режима Ч.п. Будучи производным от наличия исключительных обстоятельств, режим Ч.п. носит временный характер. С ликвидацией исключительных обстоятельств отпадает и необходимость в существовании Ч.п. Вместе с тем законодательством устанавливается конкретный временной период действия режима Ч.п. По истечении этого времени вопрос о продлении действия режима Ч.п. решается в установленном порядке. Срок действия Ч.п., вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней, а вводимого на части территории — 60 дней. По истечении срока режим Ч.п. отменяется, но может быть продлен Советом Федерации на такой же срок.
Временная ограниченность — важная правовая гарантия. В тех странах, где время действия Ч.п. не оговаривается, зачастую его «забывают» отменить, а формально оно продолжает действовать. Так, в США в 1971 г. выяснилось, что Соединенные Штаты до этой даты находились в состоянии общенационального Ч.п., введенного 09.03.1933 г. президентом Рузвельтом в связи с банковским кризисом. Не было прекращено и действие прокламации о Ч.п. президента Трумэна от 16.12.1950 г., изданной в связи с вступлением Китая в корейскую войну. Специальный комитет Сената США по прекращению общенационального Ч.п. констатировал в 1973 г.: «Большинство народа Соединенных Штатов всю свою жизнь жило в условиях чрезвычайного правления. На протяжении 40 лет свободы и процедуры управления, гарантированные конституцией, в различной степени были ограничены законодательством, вызванным общенациональным чрезвычайным положением».
4.Для режима Ч.п. характерны административные методы управления. Требования большинства правовых норм, направленных на стабилизацию обстановки в районе Ч.п., выражены в прямой, категоричной форме. При введении Ч.п. существующие органы исполнительной власти сохраняются, но ставятся в прямое подчинение Президенту России или органу, назначаемому Президентом. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение Ч.п., образуются специальные временные органы управления. При ненадлежащем осуществлении своих функций органами власти и управления образуются специальные временные органы управления.
Полномочия представительных и исполнительных органов в зоне Ч.п. могут быть временно ограничены либо приостановлены. По существу здесь имеет место необходимость создания принципиально новой системы управления. Образуются такие органы, как временная администрация и комендатуры районов Ч.п. Возглавляя систему управления в зоне Ч.п., эти органы для реализации мер чрезвычайного положения наделяются широкими полномочиями. Они могут издавать нормативные акты, если нормы закона или акта вышестоящего органа требуют конкретизации, если общественные отношения, требующие правового регулирования, не разрешены в актах вышестоящих органов.
Классификация типов Ч.п.:
— реальное классическое Ч.п. характеризуется наличием фактических чрезвычайных исключительных обстоятельств, выполнением государством всех процедур формального объявления о введении Ч.п. и официального уведомления об использовании данной меры;
— «узаконенное» Ч.п. — официальное объявление об отмене Ч.п. при отсутствии фактических чрезвычайных обстоятельств, сопровождается внесением в законодательство изменений и дополнений, придающих временным чрезвычайным мерам статус постоянно действующих;
— реальное Ч.п. — наличие фактических чрезвычайных обстоятельств при отсутствии формального объявления и официального уведомления;
— фиктивное Ч.п. вводится при отсутствии фактических чрезвычайных обстоятельств и сопровождается формальным объявлением и официальным уведомлением о введении чрезвычайного положения с применением всей совокупности мер и средств, свойственных этому правовому режиму.
Конкретное применение данного режима в различных странах, регионах и при различных обстоятельствах подтверждает условность приведенной типологии. Режим Ч.п. — уникальное явление, которому свойственны различные конституционные механизмы, практика реализации которых зависит от целой совокупности причин. Главное же в нем — нормативная определенность и исчерпывающий характер репрессивных, насильственных мер, к которым может прибегнуть государственная власть.
Исключительным такой закон называется потому, что приостанавливает на определенной территории действие обычных законов и во имя достижения цели, также указанной в этом законе, наделяет чрезвычайными (исчерпывающе в нем самом указанными) полномочиями конкретный орган исполнительной власти. Исключительные законы не подлежат расширительному толкованию.
Существует два способа регламентации отступлений от обычного правового режима при Ч.п.:
1)приостановление действия отдельных статей Конституции, гарантирующих права и свободы;
2)установление тех или иных ограничений, запретов, затрагивающих конституционный статус личности.
Правовой режим Ч.п. заключается в расширении круга обязанностей и пределов компетенции существующих органов государственной власти и управления по охране общественного порядка и нормализации обстановки либо возложении этих обязанностей и предоставленных прав на специально создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возла- гаются на них с введением Ч.п. При этом отступления от существующего правового режима допускаются лишь в определенных рамках, не противоречащих международно-правовым актам, а также вытекающих из сущности и назначения Ч.п.
Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 19.12.1966 г., участником которого является Российская Федерация, введение Ч.п. не может служить основанием для какихлибо отступлений от закрепленных в пакте права на жизнь, запрета пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, запрета рабства, лишения человека свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство. Даже во время Ч.п. в государстве никто не может быть признан виновным в совершении уголовного преступления, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или по международному праву, не являлось уголовным преступлением. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Сохраняется право на свободу мысли, совести и религии.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., при введении Ч.п. права и свободы могут ограничиваться только в такой мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В условиях Ч.п. для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод населения с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56). При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23, 24, 28, 34, 40 (ч. 1), 46–54 (ч. 3 ст. 56) КФ. Речь идет о праве на жизнь и смертной казни как исключительной мере наказания, об охране государством достоинства личности и запрете пыток, а также жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; о праве на свободу и личную неприкосновенность; об аресте, заключении под стражу и содержании под стражей только по судебному решению; о праве на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; о презумпции невиновности, свободе совести, ряде других (исчерпывающего перечня) правах и свободах.
В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» 2001 г. При создании этого закона его разработчиками был использован опыт практического применения Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» 1990 г. и Закона РСФСР «О чрезвычайном положении» 1991 г.
Среди оснований для введения Ч.п., помимо попыток насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядков, блокады отдельных местностей, угрожающей жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, стихийных бедствий, эпидемий и крупных аварий, закон называет вооруженный мятеж и угрозу целостности и территориальной неприкосновенности государства.
В случае введения Ч.п. на всей территории РФ Президент вправе назначать на должность и освобождать от должности любых руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, глав местного самоуправления, а также председателя Центробанка России, генерального прокурора России и их заместителей. При этом освобождение от должности председателя правительства не влечет за собой отставки правительства.
Ч.п. может вводиться, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Введение Ч.п. сопровождается установлением особого правового режима, практическая реализация которого позволяет быстрее нормализовать обстановку, восстановить законность и правопорядок.
Примером применения режима Ч.п. стало его объявление в соответствии с Указом Президента РФ от 02.10.1993 г. в г. Москве (действовало до 5.00 18.10.1993 г.).
Вопреки распространенному мнению, введение Ч.п. — не инструмент подавления демократии, а демократический механизм поведения государства в условиях реальной опасности конституционному строю и правопорядку на всей территории страны или ее части. В отличие от репрессивных механизмов, к которым власти прибегают, не утруждая себя соблюдением демократических правовых процедур, введение Ч.п., осуществляемое гласно и с соблюдением всех процедур, представляется инструментом восстановления правопорядка, скорейшего возвращения к обычной жизни и полномасштабному соблюдению прав и свобод граждан. Объявление Ч.п. не только представляет власти определенные полномочия по ограничению деятельности общественных объединений, прав и свобод граждан, но и налагает на властные органы определенные законом обязанности, вводит их деятельность в рамки, очерченные конституцией и законом.
И. Н. Барциц

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
228.25 кб

Теория чрезвычайного положения: К. Шмитт и Д. Агамбен

Павкин Леонид Матвеевич
Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов теории чрезвычайного положения К. Шмитта и Д. Агамбена. В частности, речь идёт об их взглядах по проблемам диктатуры, суверенитета.
Читать PDF
270.83 кб

Государственно-правовой институт чрезвычайного положения в Брунее

Никитин Алексей Николаевич, Рогов Александр Цезаревич
В статье исследована система согласованных правовых норм, регулирующих государственно-правовой институт чрезвычайного положения в конституционном султанате Бруней-Даруссалам.
Читать PDF
248.01 кб

ИНСТИТУТ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ С ПОЗИЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГОПРАВА

Ухов Владимир Юрьевич
в статье идет речь о формировании институтачрезвычайногоположенияв международном праве. Рассматриваются международные стандарты норм об основных правах человека при чрезвычайном положении.
Читать PDF
277.36 кб

Проблемы применения правового режима чрезвычайного положения в Украине

Трофимов С. А.
В статье анализируются проблемы применения такого условия введения чрезвычайного положения, как осуществление массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения,
Читать PDF
272.69 кб

Проблемы применения правового режима чрезвычайного положения в Украине

Трофимов С. А.
В статье анализируются проблемы применения такого условия введения чрезвычайного положения, как осуществление массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения,
Читать PDF
369.08 кб

Правовые аспекты обеспечения режима чрезвычайного положения в современных условиях

Казак Бронислав Брониславович, Омаров Омар Садрудинович
В статье исследуются современные правовые нормы, регулирующие порядок введения чрезвычайного положения, а также механизм обеспечения мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в рассматриваемых условиях.
Читать PDF
289.22 кб

Административно-правовой режим чрезвычайного положения и нормы Международного права

Ухов В.Ю.
Рассматривается административно-правовой режим чрезвычайного положения в контексте норм международном права, анализируются международные стандарты в области основных прав человека, которые могут нарушаться при чрезвычайном положен
Читать PDF
169.84 кб

Проблемы регулирования международными нормами права института чрезвычайного положения

Шевченко И. В.
Читать PDF
106.49 кб

Основания введения чрезвычайного положения по законодательству Республики Таджикистан

Юсуфов А.
Ни одно государство мира не застраховано от периодического возникновения различного рода экстремальных ситуаций, конфликтов, волнений, катастроф и т.д.
Читать PDF
285.07 кб

Правовая природа указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

Виноградов Олег Васильевич
Исследование посвящено изучению правовой природы Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; поскольку издание данного Указа порождает целый ряд правоотношений, связанных, в том числе, с действием меж
Читать PDF
95.69 кб

Применение военного и чрезвычайного положения: от теоретизирования к практическому анализу

Зиборов Олег Валентинович
В статье обосновывается необходимость практического исследования чрезвычайных правовых режимов, соотносится законодательство ряда стран, в том числе Украины и Беларуси, с российским законодательством.
Читать PDF
132.62 кб

Понятие ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения

Юсуфов А.
Автор статьи на основе анализа уровня разработанности проблемы выделяет два основных смысловых аспекта содержания понятия ограничения прав человека: 1.
Читать PDF
175.46 кб

Актуальные проблемы защиты прав собственности в условиях чрезвычайного и военного положения

Макаренко С. М.
Раскрываются проблемные вопросы защиты прав собственности, связанные с несовершенством нормативной правовой базы, регулирующей последствия введения чрезвычайного и военного положения.
Читать PDF
398.04 кб

Неиспользованные возможности (о чрезвычайном и военном положении на Украине начала 2014 г. )

Зиборов Олег Валентинович
В статье автор анализирует содержание чрезвычайных правовых режимов в соответствии с украинским законодательством, понятие и основания введения чрезвычайного и военного положения на Украине применительно к событиям начала 2014 г.
Читать PDF
241.41 кб

О некоторых вопросах процедуры введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации

Кропачева А.В.
В статье рассмотрены основания, порядок ведения и отмены чрезвычайного положения. Особое внимание уделено правовым и организационным аспектам введения чрезвычайного положения.

Похожие термины: