ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ (чтения законопроекта)
последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или отдельной палате (не путать со стадиями законодательного процесса в целом, одной из которых является рассмотрение законопроекта парламентом). В разных парламентах число чтений колеблется от одного до четырех. Обычно бывает три чтения. В РФ при рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Во втором чтении законопроект обсуждается во всех деталях; при этом голосуются поправки и дополнения, вносимые депутатами. В третьем чтении законопроект голосуется в целом; на этой стадии возможны лишь редакционные поправки. Государственная Дума может принять закон сразу и первом чтении (без проведения второго и третьего).

Источник: Большой юридический словарь

ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ
последовательные стадии обсуждения законопроекта в парламенте или одной из его палат. Обычно бывает три чтения. В первом обсуждается суть законопроекта, его основные положения, нужен ли он вообще. Если в этом чтении проект принимается, депутатам и другим субъектам, обладающим правом законодательной инициа тивы дается время для внесения проектов различных поправок (иногда этот период растягивается на несколько месяцев). После этого во втором чтении рассматриваются уже детали законопроекта, голосуются предложенные поправки и дополнения. В третьем чтении вносятся поправки редакционного характера, не меняющие принципиальных положений. Ряд парламентов ограничиваются в большинстве случаев двумя чтениями законопроектов. В других, напротив, число чтений может быть увеличено до четырех. Иногда тот или иной важнейший или просто не вызывающий у депутатов никаких споров законопроект принимается сразу во всех чтениях.

Источник: Словарь парламентских терминов

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЧТЕНИЯ (ЧТЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА)
последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или его палате. В разных парламентах число чтений колеблется от одного до четырех. Наиболее распространенной является система, при которой существуют три чтения законопроекта. Первое чтение состоит в том, что председатель палаты лишь оглашает заголовок законопроекта, после чего он передается в постоянную комиссию, соответствующую его профилю. Комиссия вносит необходимые изменения и дополнения. Затем законопроекте докладом от имени авторов и содокладом комиссии выносится на пленарное заседание палаты. Во втором чтении законопроект обсуждается уже во всех деталях, при этом голосуются поправки и дополнения, вносимые депутатами. В третьем чтении законопроект голосуется в целом, на этой стадии возможны лишь редакционные поправки. В РФ отличие от вышеуказанной процедуры состоит в том, что уже в первом чтении проводится голосование по законопроекту, в результате которого должно быть принято одно из следующих решений: принять закон в первом чтении, отклонить законопроект, принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ
рассмотрение, завершающееся принятием или отклонением законопроектов на пленарных заседаниях (палаты) парламента. Термин "чтение" появился в парламентской практике вместе с возникновением законодательной процедуры в связи с тем, что текст проекта акта зачитывался парламентариям. Например, до сих пор в Великобритании парламентарии не могут познакомиться с текстом вносимого на рассмотрение парламента законопроекта до первого чтения. Иногда вместо "Ч.п." употребляются иные термины, например "обсуждение" - в Колумбии, "голосование" - в Болгарии.
В разных странах Ч.п. имеют свою специфику и их число может быть различным, однако чаще всего проводится три чтения законопроекта, прежде чем он станет законом. Как правило, процедурой предусматривается возможность отклонения законопроекта в результате любого чтения, а также возможность его возвращения на этап предыдущего Ч.п. Поэтапное рассмотрение законопроектов призвано обеспечить высокое качество принимаемых законов.
Основная задача первого чтения состоит в определении принципиальной необходимости принятия закона. При этом выясняется реальная потребность в урегулировании проблемной ситуации и соответствие проблемы уровню закона. В ряде парламентов в ходе первого чтения обсуждаются также основные концептуальные положения законопроекта либо концепция законодательного решения в целом. Обычно на первое Ч.п. законопроект выносится в редакции субъекта законодательной инициативы. Во время второго Ч.п. рассматриваются поправки к законопроекту и его новая редакция с учетом предлагаемых изменений. Обсуждение поправок завершается голосованием - как по отдельным поправкам, так и по блокам поправок в соответствии с рекомендациями ответственного комитета об их принятии или отклонении. Третье Ч.п. посвящено рассмотрению законопроекта в окончательной редакции. Как правило, на этом этапе внесение поправок не допускается. В случае положительного решения закон принимается в целом.
Законодательная процедура может устанавливать определенный временной интервал между Ч.п. для качественной подготовки законопроекта и материалов к нему к следующему Ч.п. В некоторых парламентах сроки подготовки определяются для каждого законопроекта отдельно и устанавливаются решением (палаты) парламента или ответственным комитетом. На случаи необходимости экстренного рассмотрения законопроектов во многих странах предусматриваются срочные процедуры с сокращением числа Ч.п. и интервалов между ними, упрощением процедуры и т.п. В исключительных случаях допускается рассмотрение законопроекта и принятие закона в одном Ч.п. Как правило, это происходит, когда либо сам акт предполагает рассмотрение в одном Ч.п., либо он находится в высочайшей степени готовности и соответствует всем требованиям к качеству закона.
В РФ термин "Ч.п." используется в практике работы ГД, которая в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 105) принимает ФЗ. В СФ, который только одобряет (или отклоняет) законы, принятые ГД, применяется термин "рассмотрение ФЗ, принятого ГД". Рассмотрение законопроектов в палате осуществляется в трех чтениях, если ГД применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение (см. Законодательный процесс). Возможность сокращения количества чтений на практике определяется степенью готовности законопроекта, а также необходимостью срочного принятия закона чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительного законодательного регулирования, окончания работы сессии или созыва ГД и т.п. В отдельных случаях количество чтений законопроекта определяется не Регламентом ГД, а специальными ФЗ. Так, проект федерального бюджета, как правило, рассматривается в четырех чтениях, а проекты законов о ратификации международных договоров РФ рассматриваются в одном Ч.п. Интервал между чтениями устанавливается решением ГД и определяется объемом выполняемых ответственным комитетом работ по подготовке законопроекта к очередному рассмотрению. Для первого и второго Ч.п. он больше, для третьего - меньше.
При рассмотрении ФЗ на пленарных заседаниях СФ изменения в текст законодательного акта не вносятся, так как в этой палате рассматривается не проект, а закон; кроме того, обязательному рассмотрению СФ подлежат только законы, указанные в ст. 106 Конституции РФ; остальные законы СФ рассматривает, если сочтет необходимым.
Решения ФС по результатам рассмотрения законопроектов и законов оформляются соответствующими постановлениями (см. Постановления палат Федерального Собрания РФ).

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама