Психологические особенности присущие ДНП представляют собой специфичные для нее субъективные явления и проблемы. Образованная недавно (в 1993 году) прежде всего для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, она сталкивается с различными психологическими трудностями решения данных задач.
Явные и скрытые конфликты, с которыми имеют дело сотрудники НП, возникают на почве уклонения физических и юридических лиц от уплаты налогов, создания условий способствующих этому, совершения действий уменьшающих или исключающих их ответственность за налоговые правонарушения. Психологические особенности раскрытия и расследования налоговых преступлений определяются необходимостью преодолевать значительную конспиративность и разнообразные ухищрения при их совершении, большую материальную заинтересованность, а нередко и задействование сильных рычагов давления со стороны обвиняемых. От личного состава НП требуется хорошее владение финансово- экономическими знаниями, культура профессионального поведения, умение устанавливать психологический контакт с налогоплательщиком, способность предвидеть оборонительную тактику правонарушителей и находить противодействие ей. Успешность деятельности сотрудников в немалой степени зависит от их профессиональной наблюдательности, аналитических и творческих характеристик мышления, навыков мобилизации, психологической устойчивости, и т. п. Особенностями решения НП профилактических задач является необходимость не только психологического воздействия на недобросовестных налогоплательщиков посредством выявления, наказания и общественного порицания преступников, но и психологической коррекции действий лиц, допустивших незначительные, неумышленные налоговые нарушения. Обеспечение возврата последними налоговых задолженностей, применение к ним штрафных санкций и мер убеждения должны сохранять их мотивацию к занятию предпринимательством.
Психологические особенности ДНП связаны и с тем, что она решает правоохранительные задачи в постоянном взаимодействии с налоговыми инспекциями, проводит проверки по их планам, обеспечивая одновременно безопасность их деятельности, а также предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Все это предполагает достижение и поддержание в контактах данных органов хорошего взаимопонимания и заинтересованного, делового сотрудничества, создание в профессиональном общении обстановки открытости и доброжелательности.
(Е.В. Петухов, Е.Г. Солонченко)
Литература: М.С. Мириманова Практическая психология для налоговой службы. - М. 2000.