передача полномочий другому лицу Применяется обычно как средство децентрализации управления (Д.п. подчиненным со стороны руководителя).
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
то же, что и делегация полномочий (см.: Делегация). Проблема Д. п. приобрела остроту в особенности в ряде зарубежных стран в связи с передачей парламентами разрешения многих важных вопросов правительствам. Акты правительств по переданным вопросам получили в литературе наименование делегированного законодательства. При этом оппозиция часто выражает озабоченность: передавая вопросы исполнительной власти, парламенты тем самым ослабляют свои позиции в государстве и одновременно возвышают роль государственной администрации, что также не содействует развитию демократии в политической жизни.
Один из аспектов Д. п. - договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)
Один из аспектов Д. п. - договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
передача полномочий, принадлежащих определенному должностному лицу или органу, другому должностному лицу или органу, обычно на нижестоящий уровень, часто — по подчиненности. Например, парламент может делегировать право издавать акты, имеющие силу закона, правительству (см. Делегированное законодательство). Орган или должностное лицо, которому делегированы полномочия, не вправе выходить за пределы делегации и несет ответственность за использование делегированных полномочий, для чего существуют особые формы контроля (например, правительство обязано все акты, изданные на основе делегированных полномочий, представить парламенту в определенный промежуток времени), некоторые акты, изданные на основе делегирования, подлежат утверждению делегирующим органом. Органы государственной власти вправе делегировать определенные полномочия местным органам самоуправления, передавая при этом и необходимые финансовые и иные средства для осуществления полученных полномочий (в т.ч. в России). В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия
Делегирование полномочий
Словарное значение - официально поручить. ДП следует отличать от первоначального наделения такими полномочиями. Любой орган создается для выполнения определенных функций. Осуществление этих функций предполагает наличие определенных полномочий. Объем таких полномочий, закрепленный в учредительном акте, следует рассматривать как первичный (статусный). Делегирование - это тоже наделение полномочиями, но, в отличие от первичного (статусного), оно представляет собой вторичный акт, поскольку передать можно только то, чем обладаешь сам. Следовательно, ДП может только тот орган, которому такое право предоставлено. Если в статусном акте не предусмотрено право ДП, следовательно, делегирование запрещено. При этом в акте о ДП должно быть указано: какое конкретно полномочие, какому органу и на какой срок делегируется; установлена невозможность передачи делегированного полномочия др. органу, а также порядок компенсации дополнительных материальных и финансовых затрат на реализацию делегированного полномочия. Особенности ДП следующие: нижестоящий орган или орган, не имеющий определенных полномочий, наделяется дополнительными полномочиями, которые при этом сохраняются и у делегирующего органа; предоставляются права на осуществление каких-либо полномочий (напр., на издание нормативного правового акта); юридическая сила принятого решения приравнивается к силе решения делегирующего органа. В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 29) общее собрание, конференция, съезд не могут делегировать др. профсоюзным органам правомочие по решению, напр., вопроса о реорганизации и ликвидации профсоюза (организации профсоюза).
Источник: Профсоюзный словарь-справочник
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
то же, что и делегация полномочий (см. Делегация). Проблема д.п. приобрела остроту в ряде зарубежных стран в связи с передачей парламентами разрешения многих важных вопросов правительствам. Акты правительств по переданным вопросам получили наименование в литературе делегированного законодательства. К д.п. у политиков и ученых неоднозначное отношение: передавая вопросы исполнительной власти, парламенты тем самым могут ослабить свои позиции в государстве, одновременно возвысить роль государственной администрации, помимо прочего это не содействует развитию демократии в политической жизни.
Есть и такой аспект д.п. как разграничение полномочий. Так, частью 3 ст. 11 Конституции РФ допускаются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Такие двухсторонние договоры получили распространение в период 1994–1999 гг. Некоторыми подобными договорами допускалась передача субъектам РФ таких полномочий, которые по Конституции РФ были в ведении Российской Федерации. По инициативе второго Президента РФ после 2000 года большинство подобных двухсторонних договоров были признаны выполнившими свою роль и утратившими силу.
Части 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ предусматривают, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь и органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» допускает двухсторонние договоры, которыми осуществление отдельных полномочий Федерации передается на уровень субъектов РФ
Есть и такой аспект д.п. как разграничение полномочий. Так, частью 3 ст. 11 Конституции РФ допускаются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Такие двухсторонние договоры получили распространение в период 1994–1999 гг. Некоторыми подобными договорами допускалась передача субъектам РФ таких полномочий, которые по Конституции РФ были в ведении Российской Федерации. По инициативе второго Президента РФ после 2000 года большинство подобных двухсторонних договоров были признаны выполнившими свою роль и утратившими силу.
Части 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ предусматривают, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь и органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» допускает двухсторонние договоры, которыми осуществление отдельных полномочий Федерации передается на уровень субъектов РФ
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.