ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ
один из принципов руководства государственными делами, проповедовавшийся в период советской власти. Нашел свое закрепление в ст. 3 Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г.: "Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело". Исключен из Конституции РФ 21 апреля 1992 г. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ
принцип, в соответствии с которым строилась организация и деятельность социалистического государства, а также политических партий и общественных объединений. Его содержание, в частности, раскрывалось в ст. 3 Конституции СССР 1977, определявшей Д.ц. как выборность всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетность их народу, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. В Уставе КПСС — правящей и единственной партии в СССР в числе принципов Д.ц. называлось также подчинение меньшинства большинству. Социалистическая государственно- правовая доктрина не признавала принципа разделения властей и провозглашала полновластие советов на всей территории государства. Другие государственные органы считались производными от советов и им подотчетными. Органы государства подразделялись на органы государственной власти (представительные органы, их постоянно действующие коллегиальные органы, а также президенты в тех странах, конституции которых предусматривали функционирование подобного института), государственного управления (правительство, министерства и ведомства, исполнительные комитеты местных советов и т.п.) и правоохранительные органы. Специфическим проявлением Д.ц. в системе органов государственного управления служило двойное подчинение многих ее звеньев. Так, министерства, государственные комитеты и ведомства союзных республик в составе СССР подчинялись как Совету Министров своей республики, так и вышестоящему министерству, государственному комитету, ведомству. Отделы и управления исполкомов местных советов в большинстве своем подчинялись не только данному исполкому и местному совету, но и вышестоящим органам отраслевого и функционального управления. Считалось, что двойное подчинение обеспечивает, с одной стороны, централизацию, а с другой — учет местных условий и интересов. Хотя советы и считались полновластными органами, реальная власть принадлежала партийным организациям, функционировавшим на всех уровнях административно- территориального деления. Происходило сращивание государственного, советского аппарата с партийным при доминировании последнего. А.И. Черкасов

Источник: Юридическая энциклопедия

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ
1) руководящий принцип организационного строения Коммунистической партии Советского Союза, означающий: а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших.
2) Принцип советского гос. управления, означающий строгое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, централизацию планового руководства хозяйственным и культурно-политическим строительством при одновременном широком развитии местной инициативы и самодеятельности трудящихся. В Д. ц. сочетаются две стороны: а) социалистический демократизм, означающий участие трудящихся в гос. управлении, выборность высших и местных органов гос. власти, подотчетность органов гос. управления Советам депутатов трудящихся и их ответственность перед Советами. Проведение принципов социалистического демократизма, лежащих в основе Конституции СССР, имеет величайшее значение в укреплении нашего государства; б) социалистический централизм, означающий обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих органов, строжайшую дисциплину и подчиненность органов по вертикали, т. е. вышестоящим органам.
«Демократический централизм, – говорил Ленин, - не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т. п., а, напротив, необходимо требует и того и другого» (Соч., т. 20, стр. 29).
Центральные органы Союза ССР, союзных и автономных республик сосредоточивают в своих руках планирование и руководство в основных вопросах, поручая их оперативное решение местным органам. Д. ц. предполагает самостоятельность мест в оперативном решении общих для всего государства вопросов. Руководящие указания центральных органов основываются на опыте мест. Таким образом, Д. ц. дает возможность в максимальной степени учитывать особенности отдельных частей союзного государства, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т. п. При Д. ц., указывал Ленин, «Единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечивается многообразием в подробностях, в местных особенностях, в приемах подхода к делу, в способах осуществления контроля...» (Соч., т. 26, стр. 374). Д. ц. находит свое выражение и в системе двойного подчинения (см.).
Д. ц. принципиально отличается от бюрократического централизма, являющегося принципом буржуазного гос. управления. Бюрократический централизм характеризуется тем, что при строгой централизации гос. управления подавляется активность трудящихся, игнорируются местная инициатива и самодеятельность; органы гос. власти и гос. управления оторваны от трудящихся масс и не подконтрольны им. Ленин говорил, что буржуазная демократия и парламентаризм были организованы так, что именно массы трудящихся всего более были отчуждены от аппарата управления. Над органами местного «самоуправления», избираемыми на основе буржуазного избирательного права, стоят чиновники центрального аппарата, фактически лишающие эти органы какой бы то ни было самостоятельности.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама