ДЕМОКРАТИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Демократия
(от греч. demokratia – народовластие (demos – народ, kratos - власть)) – форма государственно-политического устройства общества, основанного на признании народа в качестве источника власти.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Демократия
(греч, dеmokratía, буквально – народовластие, от dеmos – народ и krátos – власть) – форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан максимально широким (в данных исторических условиях) объемом прав и свобод.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Демократия
форма правления, основанная на признании народа источником власти, на волеизъявлении большинства населения, на контроле со стороны граждан и их общественно-политических организаций за деятельностью властно-политических органов и структур.
Д. невозможна вне выборности государственных органов власти и должностных лиц; подотчетности их избирателям; гласности в деятельности государственных органов и должностных лиц; равноправия граждан и защиты их неотчуждаемых прав.

Источник: Некоторые юридические термины

Демократия
(греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – власть народа, возможность населения участвовать в деятельности государственного строя путём своего волеизъявления. Как форма политического режима демократия возникла в греческих городах-государствах на основе прогрессивного развития рабовладельческого хозяйства. Начало создания системы демократии положили реформы Солона. Демократическое правление в Древних Афинах было закреплено реформами Клисфена, Эфиальта и Перикла. По своей социальной основе демократия была правлением меньшинства свободного населения, исключавшим из политической жизни инородцев-метеков и женщин. По своему значению афинская демократия стала главной движущей силой в политическом и культурном развитии древнегреческого общества.

Источник: История государства и права зарубежных стран. Краткий справочник для самостоятельной работы студента. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Изд. 3-е перераб. и доп.

Демократия
организация власти в государстве, при которой обеспечивается выборность высших органов власти и участие населения в решении государственных дел, признаются основные права и свободы гражданина, осуществляются основанные на народовластии принципы функционирования всех звеньев государственного аппарата. Демократия основывается на принципах: народного суверенитета, политической свободы, уважения основных прав человека и гражданина, равноправия, выборности органов власти, разделения властей, гласности, принятия решений большинством при учете мнения меньшинства. Различают следующие формы демократии: а) непосредственную (референдум, митинг, сход граждан и т.д.); б) представительную, предполагающую выражение воли народа через избираемых ими представителей (парламент).

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ДЕМОКРАТИЯ
греч. demokratia; от demos - народ + kratos - власть)
1. Народовластие, одна из форм государства, предполагающая политическое и правовое равноправие.
2. Сторонники демократического образа правления.
3. Форма государственного строя, основанная на признании народа источником власти, на принципах равенства и свободы. При демократии признается власть большинства при соблюдении прав меньшинства, равноправие граждан, верховенство закона, разделение властей, выборность основных органов государства. Различают непосредственную демократию, при которой основные решения принимаются всеми гражданами, имеющими право голоса, и представительную демократию, при которой решения принимаются выборными учреждениями.
4. Принцип деятельности организаций и институтов.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

ДЕМОКРАТИЯ
гр. demokratia - власть народа, от demos - народ и kratos - власть) - в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства. Д. возникла вместе с появлением государства (Древние Афины). В современном обществе означает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную Д. (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д: (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.). Наиболее полное развитие институты Д. получают в правовом государстве.

Источник: Большой юридический словарь

ДЕМОКРАТИЯ
от греч. demos – народ, kratos – власть, «власть народа») – термин, впервые введенный для обозначения политического строя, основанного на власти народа. В общетеоретическом смысле Д. тождественна форме политической организации общества, основанной на признании народа в качестве источника власти («народовластие»), а также политическому режиму, допускающему граждан к управлению государственными делами и наделяющему их широким кругом прав и свобод.
Наиболее часто под Д. понимается государство, характеризующееся единством, демократической формой правления (как правило, республиканской), демократического правового режима (методами и способами осуществления власти), а также демократических и государственных институтов.
Д., демократическое государство, в современном его понимании, отличается от иных государств (деспотического, авторитарного, тоталитарного) следующими основными признаками: признание народа источником власти, носителем суверенитета; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами; формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов и др.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Демократия
форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти; на его праве через избранные им представительные властные органы и непосредственно (референдумы и т.п.) активно участвовать в решении государственных и общественных дел; это наделение граждан правами и свободами, обеспечивающими общую, равную доступность экономической, профессиональной деятельности, образования, возможность освоения ценностей культуры, роста потенциала личности. Д может быть рассмотрена как универсальная технология совершенствования политической системы, ее связи с гражданским обществом на любом уровне. Она обеспечивает расширение участия граждан в решении общественных проблем на принципах самоуправления, непосредственного волеизъявления и правотворчества. Важное значение в становлении Д имеет реализация принципов политического плюрализма. Д не тождественна ни абсолютной свободе, ни анархии. Как тип организации общества Д предполагает контроль за деятельностью органов власти и управления, позволяет привлечь к активной политической жизни значительную часть членов общества. В современной России пока еще нет подлинной Д. Ее становлению препятствуют остатки тоталитарной системы, низкий уровень политической культуры, неразвитость ряда составляющих ее суть общественных структур и формирований, в т.ч. профессиональных объединений трудящихся (наемных работников) и работодателей (предпринимателей).

Источник: Профсоюзный словарь-справочник

Демократия
слово «демократия» состоит из двух греческих слов demos – народ и kratos – сила. И в этом суть. У. Черчилль говорил: «Демократия – самый худший способ правления. Но лучшего я не знаю». Первым народом, решившимся ввести у себя демократическую форму правления, были греки. Они были первым достаточно свободным и предприимчивым народом, чтобы решится на такое. Но им не удалось достигнуть политического единства, которого был достоин этот талантливый народ. В результате этой неудачи они стали жертвой иноземных завоевателей. Этот факт нам необходимо хорошо усвоить ибо мы внутренне стремимся к демократии и сегодня мы демократическая страна. Демократический режим характеризуется соблюдением конституционной законности, наличием реальной возможности для всех граждан пользоваться своими правами и свободами во всей их полноте: многопартийностью, свободной прессой, независимым правосудием, отсутствием узаконенной дискриминации. Важнейшими признаками демократического государства является реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что демократическое государство вовсе не отрицает принуждения, но предполагает его в определённых законом формах. Демократия – это, конечно, не вседозволенность. Однако любое принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правоохранительные органы не только вправе, но и обязаны применять силу но только в определённых, оговоренных законом случаях и на основании статей закона. Таким образом, демократическое государство, а точнее государственная власть подчинена закону и требует законопослушания от всех граждан.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ДЕМОКРАТИЯ
греч. demokratia - власть народа) - форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское правление с разделением властей, развитой системой народного представительства. Д. как форма государственно-политического устройства возникла вместе с появлением Афинского государства. В современном обществе Д. подразумевает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных государственный органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм, разделение властей.
Различают непосредственную Д (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д.
(решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.).
Наиболее полное развитие институты Д. получают в правовом государстве.
Признаками Д. являются народовластие; выборность и сменяемость государственных органов и должностных лиц; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства; права человека и меньшинств; свободные и честные выборы; равенство перед законом; конституционные ограничения правительств; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и т.д. плюрализм, терпимость, сотрудничество, компромисс и др. В РФ демократический режим находит свое выражение в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью; многонациональный народ Российской Федерации провозглашается носителем суверенитета и единственным источником власти в стране; государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную и судебную.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ДЕМОКРАТИЯ
понятие, широко распространенное в общественных науках. Как конституционно-правовая категория Д. включает в себя следующие элементы:
1) Такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами: и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять. Органы законодательной власти и руководящие лица системы исполнительной власти избираются народом и ответственны перед ним. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Таким образом, в конституционно-правовом аспекте Д. - это демократическое государство, имеющее необходимый набор институтов: действующие публично органы государственной власти; распределение между ними ответственности по принципу разделения властей, учет общегосударственных и территориальных, а также национальных интересов в управлении; избирательная система, дающая состязательность и конкуренцию, обеспечивающая свободное волеизъявление избирателей; совершенная правовая система, в том числе развитое законодательство и гибкий законодательный процесс, органы, стоящие на страже законности, и т. д.
2) Свобода личности, наличие у каждого человека широкого круга закрепляемых в конституции и других юридических актах личных, общественно-политических и социально-экономических прав и-свобод, их гарантий и средств защиты.
3) Основанный на конституции политический плюрализм, т. е. возможность существования и участия в формировании политических институтов и государственных решений разнообразных общественных объединений граждан. В обществе должны обеспечиваться гласность, полная информация, право граждан обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов.
4) Внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни в форме обсуждения проектов законов, участия в референдумах и т. д.
Как основа конституционного строя, Д. - это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Д. несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей. (См. также: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. Представительная демократия. Производственная демократия.) (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ДЕМОКРАТИЯ
понятие, имеющее разнообразные толкования с учетом того, о каком предмете идет речь – государстве, обществе, политической жизни, отношениях во властных структурах, в коллективах людей и т. д. В принципе о д. можно говорить как об определенном идеале: весь образ жизни, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) д. Но с учетом назначения данного словаря необходимо особенно выделить следующие аспекты понятия д.
1) Д. есть такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами – и государственными, и общественными. Над ним (народом) никто не должен стоять, считая народ лишь объектом управления, тем более помыкать им. Органы законодательной власти и руководящие лица системы исполнительной власти избираются народом и ответственны перед ним. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону», – гласит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ.
Таким образом, в конституционноправовом аспекте д. – это демократическое государство, которое характеризуют: действующие публично органы государственной власти; распределение между ними ответственности по принципу разделения властей, учет общегосударственных и территориальных, а также национальных интересов в управлении; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции, обеспечивающая свободное волеизъявление избирателей; совершенная правовая система, в том числе разработанное законодательство и гибкий законодательный процесс, органы, стоящие на страже законности, и т. д.
2) Д. – это также свобода личности, наличие у каждого человека широкого круга закрепляемых в конституции и других юридических актах личных, общественнополитических и социальноэкономических прав и свобод, их гарантий и средств защиты. Д. – это и основанный на конституции политический плюрализм, т. е. возможность существования и участия в формировании политических институтов и государственных решений разнообразных общественных объединений граждан.
3) Как основа конституционного строя д. проявляется и в том, что в обществе должны обеспечиваться гласность, полная информация, право граждан обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов.
4) При этом д. – это еще и внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. Ведь всевозможных мероприятий может хватать – обсуждения проектов законов, референдумы и т. д. Но это может быть лишь внешней видимостью д., а на деле – манипулированием общественным мнением. Понастоящему д. есть там, где люди видят: их участие действительно важно для судеб страны, их позиция учтена и благодаря этому в обществе происходят перемены. Иначе приходят равнодушие и пассивность.
5) Д. – еще и политический режим, когда закон и реальность адекватны (т. е. соответствуют друг другу). К сожалению, в истории России немало страниц, говорящих об ином: провозглашались широкие демократические права, учреждались внешне демократические органы, но на самом деле строй был политической диктатурой узкой группы лиц. Они предпочитали реально управлять административнобюрократическми методами, но паутиной страха, угрозы насилия, неограниченным произволом превращали граждан в послушные существа, формально«демократически» выражающие свою «поддержку» власть предержащим, их законопроектам и мероприятиям.
6) Наконец, д. как основа конституционного строя – это и дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Д. противоположна анархии, которая отличается несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей.
См. также Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. Представительная демократия. Производственная демократия.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Демократия
(от греч. demos — народ, kratos — власть) — народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.
Демократия — это система, которая доказала свою жизнеспособность, поскольку она отражает ценность и равенство каждого индивидуума, так как обязывает правительства действовать ради пользы граждан и утверждает мирные методы смены плохих правителей, перемен государственного курса. Демократия порождает стабильность. Если демократическая система утвердилась и нормально функционирует, то этот тезис верен. Но если демократия есть новое явление и процесс для страны, народа, то она может стать и дестабилизирующей силой. Наконец, демократия означает правление большинства. Этот тезис требует уточнения. Демократия означает уважение прав и интересов меньшинства. Она также требует некоторого набора институтов: независимая судебная система, гражданский контроль над армией, свободная пресса и др. Без этого человек останется в сильной зависимости от государства.
Экономической основой демократии выступает рынок, позволяющий сделать человека экономически свободным, заинтересованным в своей деятельности, свободным от диктата политической власти. На базе отношений собственности создается гражданское общество — непосредственное условие демократии, ее социальное начало, при котором юридический закон является основным регулятором общественной и индивидуальной жизни, обязательный для всех и выполняемый всеми.
Путь демократизации — это процесс осознания и реализации на практике сути и принципов демократии, их ограниченного временем и пространством механизма действенности, свободное, компромиссное сотрудничество различных политических сил, настойчиво, законно добивающихся становления и развития демократических основ общественной и политической жизни общества и государства.
Ценность демократии состоит в том, что она обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию в отличие от всех иных режимов. Но демократические порядки создаются относительно долго, путем трудных, порой мучительных действий масс, руководимых лидерами. Англо-германский социолог Р. Дарендорф вычленил ряд важных принципов, положений, свойственных демократическим преобразованиям: чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Цель демократии — обеспечить тем, кто правит, поддержку народа по крайней мере на старте; демократия должна давать возможность править; легче изменить политический курс, чем систему; несоизмеримость масштабов экономических и политических реформ — одна из причин неустойчивости демократических институтов в переходный период. Только вторые, а возможно, и третьи выборы покажут, прижились ли новые порядки.
В России только закладываются основы демократии. Многие преобразования лишь по форме напоминают демократические, но по содержанию не являются таковыми. Необходимо время, большие усилия масс, лидеров, чтобы демократия как наилучшая из форм политического и народного властвования заработала в России в полную меру, стала действенной.
Существует множество моделей демократии, ее классификационных оснований. В зависимости от воли народа бывают гомогенные и конкурентные, политического участия и элитарные. Различают также демократию прямую, непосредственную и опосредованную, представительную. К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, а непосредственной — референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и др.
А. Н. Шахов
Список литературы
Мельник В. А. Современный словарь по политологии. — Мн.: Книжный дом, 2004.
Политология: учеб. пособие / под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
Политология: учебник / ред.: В. А. Ачкасов, В. А. Гуторова. — М.: Высшее образование, 2009.
Соловьев А. И. Политология. Политическая теория, политические технологии: учебник. — М.: Аспект-Пресс, 2008.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

ДЕМОКРАТИЯ
термин, впервые введенный для обозначения политического строя, основанного на власти народа. В общетеоретическом смысле Д. тождественна форме политической организации общества, основанной на признании народа в качестве источника власти («народовластие»), а также политическому режиму, допускающему граждан к управлению государственными делами и наделяющему их широким кругом прав и свобод. В политико-правовой теории понятие Д. имеет несколько измерений, выражающих ее сущность во всей полноте. Прежде всего Д. выступает как внутренняя форма государства (организационное строение государственного механизма, основанное на разделении властей, способ связи между ветвями государственной власти и населением, взаимоотношения между представительными, исполнительными и судебными органами власти) и как внешняя ее форма (правовое оформление составных частей государства конституционными и иными нормативно-правовыми актами). Демократической форме государства может соответствовать как республиканская, так и конституционно- монархическая форма правления. Их противопоставление К. Марксом и другими мыслителями прошлого, возможно, справедливо лишь при сопоставлении республики и абсолютной монархии, хотя и это небесспорно: еще Макиавелли убеждал, что для создания сильного государства необходимо пройти сначала стадию абсолютной монархии, на которой государь выступает как исполнитель воли всего народа, а не его части, чтобы затем перейти к республиканской форме правления. Можно говорить об общественно-политической Д. При всей первостепенной важности роли государства как института политической системы общества государство не является его единственной организационной структурой. Многие современные исследователи считают общественные институты (партии, общественные организации) в обществе важнейшим фактором Д., без которого государство отчуждается от граждан и не может быть демократическим по форме. Это особенно важно при выявлении различных форм политического участия граждан в системе Д. Д. как принцип внутренней организации и деятельности политических и общественных организаций — явление высокоразвитого гражданского общества. Но и в этом понимании Д. необходимо видеть две стороны: одно дело — участие партий и общественных движений в общественно-политической жизни страны, где все подчиняются единым для всех законодательным нормам, утверждающим межпартийную Д., другое дело — внутрипартийная Д., где дефицит Д. сказывается нередко довольно остро. Это обусловило жесткие требования к уставам партий и других общественных объединений в законодательстве многих стран. Как политический режим, Д. имеет важное значение, поскольку политический режим представляет собой конкретную характеристику функционирования государства и его политической системы, классификация государств на демократические и государства переходного периода именно по критериям демократичности политического режима характерна для сравнительного государствоведения последних лет. Исходя из упрочившегося в науке определения политического режима как одной из трех внутренних форм государства (наряду с формой правления и формой государственного устройства), отождествление Д. с политическим режимом возможно, но только в рамках демократической формы государства и его политической системы. При этом демократические формы политического режима более подвижны и более многообразны по сравнению с демократической формой государства. Можно сказать, что демократический политический режим — это воплощенное содержание демократической формы государства, повседневная политическая практика Д. Как политическое мировоззрение и как политическая ценность Д. — отражение в сознании граждан самого содержания прежде всего идей свободы и прав человека. Создаваясь на почве общественных отношений, Д. всегда находила свое теоретическое обоснование в этих целях и представлениях о них, а также в конституционных нормах и нормах законодательства. Правомерно поэтому говорить и об «обратном отражении » этих идеалов в функционировании политических институтов. Д. как политическая ценность чаще всего выступает как синоним прав и свобод человека и гражданина в их формально-абстрактном или конкретном выражении. Д. выступает также как политический процесс. Чаще всего этот аспект Д. увязывается с демократической процедурой принятия решений на всех уровнях управления, закрепленной законодательством или ставшей в развитом гражданском обществе частью его традиций. Понятия «демократическое общество», «демократическая система» вошли также в международно-правовой инструментарий, особенно в области гуманистического права, будучи зафиксированными, в частности, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 и в др. актах. Многообразие понятий Д. вытекает из ее природы и отражает тот или иной ее сущностный аспект, то или иное ее проявление в правовой теории и в общественной практике. Обязательное выделение того или иного аспекта при изучении конкретных типов и форм Д. особенно важно при исследовании переходных типов и форм Д., которые нередко видоизменяют свое содержание. Четкость определений и понятий особенно необходима при юридической «идентификации» институтов современной Д., поскольку демократический мир реально многообразен и требует осмысления всего этого многообразия форм. Лит.: КовлерА.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990; его же. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997; Совмин А.М. Современная демократия: очерки становления. М., 1997; Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000. А. И. Коелер

Источник: Юридическая энциклопедия

ДЕМОКРАТИЯ
греч. демос – народ, кратос – власть) – в буквальном смысле слова народовластие, т. е. такая форма государства, при которой власть принадлежит народу, осуществляющему свою волю либо непосредственно (непосредственная Д.), либо через посредство избираемых им депутатов, образующих представительные органы государств (представительная Д.).
В условиях эксплуататорского классово-антагонистического строя Д., как одна из форм эксплуататорского государства, не может быть не чем иным, как специфической формой организации политической власти того или иного господствующего эксплуататорского меньшинства, его диктатуры. Формально провозглашаемый в этих условиях принцип народовластия является лицемерным прикрытием диктатуры меньшинства, т. е. эксплуататоров.
Как форма государства, отличная от монархии, Д. известна еще первому в истории типу государства – рабовладельческому. Классическим образцом рабовладельческой Д. была античная непосредственная Д. в Афинском государстве. В Афинской республике государственное управление осуществлялось народными собраниями, избиравшими должностных лиц и разрешавшими важнейшие государственные вопросы. Однако афинская Д. распространялась только на рабовладельческое меньшинство населения и закрепляла фактическое господство верхушки этого населения, свободных граждан, количество которых ко времени наивысшего расцвета Афин, «.. .включая женщин и детей, состояло приблизительно из 90 000 душ наряду с 365 000 рабов обоего пола и 45 000 неполноправных жителей – иностранцев и вольноотпущенников» (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1950, стр. 123). Рабы в рабовладельческом обществе вообще не считались за людей, для рабовладельцев они были лишь орудиями производства, вещами.
Наиболее лживые формы Д. в эксплуататорском обществе приобрела в период, когда на смену феодальному общественному и государственному строю в результате победы буржуазной революции пришел буржуазный общественный и государственный строй. Развитие сформировавшегося в недрах феодального общества капиталистического уклада требовало отмены крепостничества и феодальных привилегий, уравнения граждан перед законом. Буржуазия провозгласила свое государство орудием «всенародной» воли, выражаемой в законах, принимаемых парламентом, в действительности же оно является орудием господства буржуазии над большинством населения. По сравнению с абсолютистско-крепостническим государством буржуазная Д., находящая свое организационное выражение в формальном господстве конституционно-парламентарного строя, провозглашении элементарных свобод и прав граждан, равенства граждан перед законом, явилась безусловно значительным шагом вперед в ходе развития человечества. «Буржуазная республика, парламент, всеобщее избирательное право – все это с точки зрения всемирного развития общества представляет громадный прогресс» (Ленин В. И., Соч., т. 29, стр. 449). Однако провозглашаемая буржуазией Д. для всех, декларирующая права и свободы граждан независимо от их классового положения, фактически означала и означает свободу лишь для эксплуататорского меньшинства капиталистического общества. В условиях капиталистического строя эксплуатируемое большинство народа на деле не может воспользоваться демократическими правами и свободами, которые в силу этого являются лишь формальными, лжедемократическими правами и свободами. К тому же буржуазия и в тех случаях, когда провозглашает в своих конституциях демократические начала, делает обычно такие оговорки и ограничения, что демократические «права» и «свободы» оказываются совершенно изуродованными. Напр., конституции провозглашают равенство избирательных прав для всех граждан и тут же содержат ограничение этих прав оседлостью, образовательным и имущественным цензом. Провозглашают равные права граждан и тут же делают оговорку о том, что они не распространяются полностью или частично на женщин или же на отдельные национальности. К этому приему изуродования демократических прав и свобод, формально предоставляемых всем, буржуазия широко прибегала сразу же после прихода к власти. Буржуазная Д. неизбежно является, поэтому лицемерной и фиктивной Д. Буржуазная Д., как и вся надстройка буржуазного общества в целом, призвана закреплять и охранять экономическую основу капиталистического строя – частную собственность на средства и орудия производства, обеспечивающую господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, их привилегированное положение. Ленин в своей лекции «О государстве» со всей силой подчеркнул, что «.. .всякое государство, в котором существует частная собственность на землю и на средства производства, где господствует капитал, как бы демократично оно ни было, – оно есть .государство капиталистическое, оно есть машина в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и беднейшее крестьянство. А всеобщее избирательное право, Учредительное собрание, парламент – это только форма, своего рода вексель, который нисколько не меняет дела по существу» (Ленин В. И., Соч., т. 29, стр. 448). «Капитал, раз он существует, господствует над всем обществом, и никакая демократическая республика, никакое избирательное право сущности дела не меняют» (там же, стр. 449).
В эпоху империализма, вследствие роста сил рабочего класса, буржуазия уже не может управлять прежними методами буржуазно-парламентарной лжедемократии, она круто поворачивает от буржуазной Д. к реакции. Приспосабливая государство и право к требованиям основного экономического закона современного капитализма, империалистическая буржуазия отменяет или грубо нарушает те изданные буржуазным государством ранее законы, которыми провозглашались элементарные демократические права и свободы; устанавливает новые, поистине драконовские законы, делающие невыносимой жизнь для всех прогрессивно мыслящих людей; переходит к методам террористической расправы с прогрессивными организациями, к разгулу беззакония и произвола, к фашизации всего буржуазного государства (см. Фашизм).
«Раньше, – говорил на XIX съезде партии И. В. Сталин, – буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой „свободы личности", – права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт» («Речь на XIX съезде партии», 1952, стр. 12). На примере современных США, стоящих во главе империалистического и антидемократического лагеря, можно проследить процесс перехода империалистической буржуазии от буржуазной Д. к реакции по всем линиям.
Подлинная демократия, подлинное народовластие становятся возможными только в результате свержения господства эксплуататорских классов и установления государства социалистического типа. Это с предельной ясностью показал опыт СССР и стран народной демократии.
Смена буржуазной Д. социалистической демократией (см.) является «.. .гигантским, всемирно-историческим расширением демократии, превращением ее из лжи в правду, освобождением человечества от оков капитала, искажающего и урезывающего всякую, даже и самую „демократическую" и республиканскую, буржуазную демократию» (Ленин В. И., Соч., т. 28, стр. 348).
Победа СССР над гитлеровской Германией продемонстрировала преимущество социалистической Д. перед лживой буржуазной Д.
Советский социалистический строй, советская социалистическая Д. выдержали с честью тяжелые испытания войны и вышли из нее еще более крепкими и несокрушимыми. Силы подлинной социалистической Д. с каждым днем растут и крепнут.

Источник: Советский юридический словарь

ДЕМОКРАТИЯ
греч. demokratia, букв.: народовластие от demos - народ и kratos - власть) - 1) форма (разновидность) политической организации общества, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти, при которой граждане участвуют в управлении государством, имеют равные права и свободы и правовые гарантии этих прав. Наиболее часто под Д. понимается государство, характеризующееся единством демократической формы правления (как правило, республиканской), демократического правового режима (методами и способами осуществления власти), а также демократических общественных и государственных институтов; 2) -политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей (парламентаризм), обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы граждан, свобода общественных объединений, политический плюрализм, многопартийность, а также свобода СМИ.
Как историческое явление Д. имеет весьма отдаленные прообразы. Так, при первобытнообщинном строе существовали неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления (собрание всех взрослых членов рода или племени, совет старейшин и т.п.). По мере эволюции древних обществ возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах в зависимости от конкретных исторических условий.
Первым демократическим государством (в античном понимании Д.) стал город-государство Афины (V в. до н.э.). Афинская Д. имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей (женщины, рабы и иностранцы исключались). Содержание понятия Д.пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государств и общественных наук. Наибольший импульс этому диалектическому единству политической практики и политической теории придали созыв первого английского парламента (1265) и дальнейшая, ставшая традицией парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789) и рождение американского конституционализма.
Д., демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, авторитарного, тоталитарного и др.) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве); равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от этих признаков Д. являются: подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе в деятельности государственных органов. Различают также институты представительной Д. (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, представительными органами местного самоуправления и др.) и непосредственной (прямой) Д. (принятие основных решений гражданами, в том числе путем референдума, выборов, плебисцита).
Из основного принципа Д. государства (признания народа источником власти) следует вывод о направленности деятельности государства в целом - в интересах большинства граждан. Однако даже будучи закрепленной в законодательстве, социальная направленность политики государства (см. Социальное государство) реализуется в разной мере в зависимости от соотношения политических сил (имеющих часто существенно различающиеся интересы и цели). Степень активности участия граждан в управлении делами государства и степень открытости и подконтрольности гражданскому обществу деятельности государства в значительной мере зависят от правового режима СМИ. В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой, политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной действительности и т.д.
Различают условно два типа теорий Д.: а) нормативные; б) эмпирико-описательные. Условность такого разделения в том, что существуют теории Д., совмещающие оба подхода (например, теория Д. участия - по Р. Далю).
Нормативные теории Д. основываются на сконструированной идеальной(оптимальной) модели Д. и, исходя из нее, объясняют преимущества Д. перед другими формами правления, предлагают пути и способы осуществления (приближения) демократического идеала. Эмпирико-описательные теории Д. основываются на анализе реальных политических, общественных систем и описывают, интерпретируют и систематизируют картину политической действительности, предлагая способы усовершенствования конкретных политических систем.
К нормативным теориям Д. относятся: традиционно-либеральная теория Д., марксистские теории буржуазной Д. и социалистической Д., критическая теория Д. и др. К эмпирико-описательным - теория плюралистической Д., теория элитарной Д. и др.
Традиционно-либеральная теория Д. считает главным условием оптимального общественного устройства обеспечение государством свободы личности, включая свободу экономической деятельности и конкуренции, что осуществляется путем минимизации участия государства в экономике и максимизации политической ответственности государственных органов. При этом реальность равноправного и эффективного участия граждан в управлении государством не рассматривается среди основных ценностей.
Теория плюралистической Д. исходит из существования в развитых обществах множества социальных, политических групп, способных влиять на политику государства, объединенных отличными от других экономическими, политическими и иными интересами. Отношения этих политических сил складываются от открытой конфронтации, до, через поиск компромиссов, отдельных солидарных действий. Государство выступает как механизм, обеспечивающий разрешение конфликтов между политическими силами, социальными группами ненасильственным демократическим путем. Тем самым обеспечивается учет их интересов, достигается относительное равновесие их влияний на государственную власть, возникает общественный компромисс, своего рода "общественное благо".
Элитарные теории сводят идею Д. к демократическому методу получения властных полномочий высшим привилегированным социальным слоем (или слоями) - элитой. Элиты управляют государством, занимают доминирующее положение в экономике. Они вынуждены учитывать интересы остальных социальных групп, слоев, так как при Д. действует демократический метод получения властных полномочий, при котором приход элит к государственной власти происходит в результате их свободной конкуренции за голоса граждан (на выборах). Представители теорий элитарной Д. исходят из опыта демократических государств, где политические решения принимаются преимущественно меньшинством. При этом Д. предстает как господство демократически избранных элит, а обеспечение прав и свобод граждан является условием функционирования такой политической системы.
Марксистско-ленинская теория государства исходит из классового и конкретно-исторического понимания Д. В классовом обществе не существует надклассовой или внеклассовой Д.: все политические институты общества и принципы Д. выражают интересы и волю определенных классов и социальных групп. Наиболее развитый исторический тип Д. в эксплуататорском обществе - буржуазная Д. - является формой диктатуры капиталистов по отношению к пролетариату и иным трудящимся классам и группам населения. При этом демократические учреждения служат формой властвования, господства имущего меньшинства над неимущим большинством, гарантируют экономические привилегии господствующего класса, маскируют господство меньшинства различными "общенациональными" учреждениями. Буржуазная Д., даже будучи формальной по своему социальному содержанию, представляет собой значительную ценность, так как создает более широкие возможности, чем в условиях авторитаризма и других недемократических режимов, для борьбы трудящихся за свои права.
Социалистическая Д., согласно марксистско-ленинской теории государства, - исторически высший тип политической Д., единственно адекватная форма власти трудящихся, социалистического государства и социалистической политической системы общества. Она базируется на экономических и социальных принципах социализма: общественной собственности на средства производства, планомерном развитии социалистической экономики, отсутствии эксплуатации, распределении по труду, реальности, гарантированное и полноте политических прав и свобод граждан, самоуправлении народа - через избранных депутатов Советов всех уровней, трудовые коллективы, общественные объединения.
В реальности социалистическая Д. в СССР, будучи в основном идеологической декларацией в условиях тоталитарной политической системы, характеризовалась господством марксистско-ленинской идеологии, имевшей статус государственной, монополией коммунистической партии на государственную власть, закрепленной законом, отсутствием свободы слова, свободных альтернативных выборов в органы власти, борьбой государства с инакомыслящими, систематическими нарушениями государством общепризнанных прав и свобод человека, тотальной цензурой над СМИ. Иными словами, при реальной социалистической Д. полностью отсутствовали основные необходимые условия реального и свободного участия граждан в управлении государством, гарантии общепризнанных политических и гражданских прав и свобод граждан.
Принципы Д. используются также в сфере негосударственной общественной жизни, где они могут лежать в основе построения и деятельности различных общественных организаций(партий, профсоюзов, ассоциаций и др.). В политической практике и политических науках демократическими называют не только государства определенной формы и их отдельные институты, но и общественные объединения, движения и соответствующие течения политической мысли, общим признаком которых является провозглашение в качестве идеала и цели равноправия всех граждан, их права на участие в управлении государством, соблюдение принципа большинства при принятии коллективных решений, подконтрольность государства гражданскому обществу.
Современное российское государство образовалось в результате демократических преобразований в СССР в 1985- 1991 гг., принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990), напряженного политического противостояния, приведшего к вооруженному конфликту в октябре 1993 г:, принятия в 1993 г. Конституции РФ на референдуме и последующего конституционного процесса.
РФ в соответствии с Конституцией- демократическое федеративное правовое государство (ст. 1 Конституции-РФ). Демократический режим РФ является главным принципом ее конституционного строя, который последовательно проводится через нормы Конституции. Так, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ провозглашается ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Признается идеологическое, политическое многообразие, многопартийность (ст. 13 Конституции РФ). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ), в том числе право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами государства, право на свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и слова, право на объединение, собрания, митинги, шествия и пикетирование, а также гарантируется свобода СМИ. Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Демократические принципы положены и в устройство государственных органов: выборность представительных и законодательных органов РФ и субъектов РФ, а также главы - Президента РФ, принцип верховенства закона, разделения властей и другие принципы правового государства. Особая роль в реализации демократического потенциала РФ принадлежит Президенту, который наделен статусом гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ) и имеет существенные возможности влиять на политику государства в целом.
Одна из важных задач развития Д. в РФ - создание правовых гарантий, препятствующих монопольному влиянию на СМИ, что будет способствовать контролю представительных учреждений и граждан за деятельностью государственных органов и должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов, совершенствованию правовой системы и устройства государства.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
215.71 кб

Муниципальная демократия: к вопросу Об участии граждан в местном (городском) самоуправлении

Ванеев Олег Николаевич
Существенным моментом для развития местного самоуправления в России является реальная возможность для граждан на деле опробовать свои властные полномочия, проявить свою политическую активность.
Читать PDF
229.33 кб

Электронная демократия (муниципальный уровень): к проблеме информационно-коммуникационного взаимодей

Ванеев Олег Николаевич
Распространение информационно-коммуникационных технологий и проникновение их во все сферы общественной жизни создают технологические предпосылки для развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на своб
Читать PDF
179.94 кб

Античная демократия в интерпретации российской юридической науки второй половины XIX - начала ХХ вв.

Грязнова Татьяна Евгеньевна
В статье представлен анализ основных институтов демократии Древних Афин и Рима, определена их значимость с точки зрения либеральной политико-правовой идеологии; раскрыты понятие демократии, исторические корни жизнеспособности анти
Читать PDF
251.33 кб

Авторитаризм и демократия в условиях Афганистана

Сикоев Р.
Читать PDF
112.60 кб

2009. 01. 060. Бёрчил Р. Демократия и международное право. Burchill R. democracy and International l

Коданева С. И.
Читать PDF
190.71 кб

2011. 02. 015. Урбинати Н. Представительная демократия: принципы и генеалогия. Urbinati N. represent

Ермолаев С. А.
Читать PDF
83.15 кб

Общественное обсуждение законопроектов: демократия или государственный рационализм

Сивицкий Владимир Александрович
Читать PDF
268.38 кб

Светское государство и демократия

Останин Алексей Владимирович
Исследуются теоретические и практические проблемы реализации светской модели государства.
Читать PDF
134.85 кб

Базовые принципы федерализма и демократия

Курскова Г. Ю.
Данная статья посвящена изучению реализации принципов федерализма в современной России, таких, как: суверенитет народа, государственная целостность, единство системы государственной власти, территориальное единство, равенство прав
Читать PDF
132.69 кб

Эффективность государственной власти и демократия участия: социологические измерения

Наумов Юрий Владимирович
Автор анализирует состояние массовых установок в отношении эффективности современной российской власти и особенности политического участия граждан
Читать PDF
1.48 мб

Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления: некоторые вопросы теори

Гарькавченко Олег Юрьевич
Статья посвящена теоретическим аспектам осуществления непосредственной демократии на местном уровне, которые, по мнению автора, зависят от того, насколько в целом развито и гарантировано местное самоуправление в РФ, в какой степен
Читать PDF
206.85 кб

Федеративная демократия: вопросы теории и практики

Абдулатипов Джамал Рамазанович
Читать PDF
272.82 кб

Местная автономия и местная демократия: современные российские реалии

Верченов Лев Николаевич
Читать PDF
235.91 кб

Симулятивная демократия (референдум как инструмент продления срока полномочий главы государства)

Руденко В.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода и демократия

Бутаков Александр Владимирович
Представлено методологическое исследование дефиниций «свобода» и «демократия» с точки зрения соотношения пропорций неравенства и равенства как единства противоположностей, признаваемого обществом полезным и справедливым.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Экономическая демократия

    политическая научная категория, характеризующая систему общественных отношений в сфере производства, распределения и обмена, при которой обеспечивается реальное участие всех занятых в народном
  • Демократия прямая и представительная

    две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через сформированные им орга
  • КОЛХОЗНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    основа организации управления в колхозах, один из важнейших принципов колхозного строительства. К. Д. служит важнейшим средством вовлечения крестьянских масс в управление социалистическим хозяй
  • НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    в марксистской литературе - обозначение политической системы, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в 40-х гг. XX в. при поддержке СССР. Н.д. считалась промежуточной стадией при переходе от "буржуаз
  • НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    форма осуществления народовластия путем прямого участия граждан в решении важнейших государственных и местных вопросов (референдумы, сходы и т.п.).
  • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    см. Демократия.
  • ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    понятие, используемое политологами, социологами, специалистами в области конституционного права, означающее такой характер демократии в обществе и государстве, когда важнейшие вопросы жизни общ
  • ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    система форм и средств, обеспечивающих участие работников в управлении производственной единицей (заводом, фабрикой, цехом и т. д.). В частности, создание и избрание совета трудового коллектива, ко
  • СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    новый, высший тип демократии (см.), установленный в результате перехода государственного руководства обществом в руки рабочего класса и означающий подлинное полновластие трудящегося народа, дейс
  • ДЕМОКРАТИЯ УПРАВЛЯЕМАЯ

    предполагает два основных понимания. Во-первых, ее суть состоит в признании и поддержании политических и общественных сил в соответствии с их лояльностью относительно официальной государственно
  • Внутрипрофсоюзная демократия

    совокупность основополагающих норм и принципов, традиционно присущих профсоюзам и закрепленных в их уставах. Демократические принципы и нормы призваны обеспечить власть членов профсоюзов в дея
  • ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    (Л. Г. Морган) — термин, служащий для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков коллективизма и участия народа в управлении общественными делами на стадии разложения первобытнооб
  • Демократическое государство

    государство народа, для народа и посредством народа, т.е. прежде всего народная власть, выражающая интересы народа, а не какого-либо класса.
  • Демократизация общественной жизни

    процесс утверждения, углубления, расширения демократических начал в жизни общества или отдельных его сферах, звеньях, отношениях, институтах. Исходное понятие «демократия» (гр. demos - народ + kratos - вл
  • ДЕМОКРАТИЗМ ПРАВА

    один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, справедливости, ответственности сторон в общественных о
  • ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

    данный принцип выражается в признании осужденного субъектом права. Данный принцип, выражаетйся в демократической сущности процессов исправительного воздействия на осужденных, широком участии в
  • ДОГОВОРЫ СССР СО СТРАНАМИ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ

    новый тип международных соглашений, оформляющих и закрепляющих международное сотрудничество Советского Союза со странами народной демократии и направленных на всемерное укрепление мира и безо
  • ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ

    отрасль права, регулирующая в этих странах имущественные отношения граждан и организаций в условиях переходного от капитализма к социализму периода. Гражданское право европейских стран народно
  • СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ

    отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения в европейских странах народной демократии. Страны народной демократии Европы, ставшие на путь строительства социализма (см. Народно-демокра
  • финансирование демократии

    это разновидность политической коррупции, которая проявляется в финансировании транснациональными корпорациями политических партий и политических деятелей для лоббирования их интересов в орг