территориальное образование, в котором по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития.
Депрессивные территориальные образования характеризуются разительным и устойчивым отставанием по главным социально-экономическим показателям от других регионов (см. Регион).
Критерием отнесения какого-либо региона к депрессивному является ситуация, при которой ресурсы для саморазрешения кризиса либо ограничены, либо отсутствуют вообще.
Причины депрессивности: низкий уровень заработной платы по причине сосредоточения в регионе отраслей с низкооплачиваемыми рабочими местами; специализация района на тех видах деятельности, в которых сложилась трудоизбыточная структура занятости; неконкурентоспособностью производств по сравнению с другими регионами; длительный отток активного населения; удаленность от крупных экономических центров.
Замедлить расхождение регионов страны по уровню развития, сдержать нарастание диспропорций в территориальной структуре производства — задача федеральной региональной политики.
Механизм преодоления депрессии включает: целенаправленное взаимодействие федеральных и местных органов власти; усиление социальной защиты населения; привлечение инвестиций, включая иностранные; предоставление льготных кредитов населению; подключение благотворительных фондов; ликвидация убыточных предприятий; реализация программ перенаселения, вывода непрофильных производств из региона.
Депрессивные регионы требуют специально организуемой поддержки со стороны государства. Соответствующие бюджетные назначения из федерального бюджета (в виде трансфертов, специальных программ и т. п.) в этой связи могли бы стать защищенными видами расходов. Однако и внутри таких субъектов федерации рассматриваемая чрезвычайная ситуация не повсеместна. Даже на территориях субъектов федерации, относящихся к «особо нуждающимся» имеется немало населенных пунктов и районов, состояние которых не отличается от среднего уровня. Поэтому депрессивными можно считать сколь угодно большие территории.
Было бы более правильным сосредоточить внимание только на компактных территориальных образованиях (например, населенных пунктах), которые и являются действительно точками наиболее острых и безнадежных (если рассчитывать только на собственные возможности) депрессивных напряжений; число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (районы Крайнего Севера, районы национально-этнических конфликтов и т. п.) будут признаны недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер. При этом указанные «точки депрессии» могут и должны стать предметом особой государственной поддержки вне зависимости от того, находятся ли они на территории «депрессивного» или просто «нуждающегося региона». Депрессии могут возникнуть где угодно (даже в относительно благополучном регионе), и если у самого региона нет возможности исправить эту локальную ситуацию, в дело должны вступать механизмы государственной поддержки.
Перечень показателей территориальной депрессивности должен быть как можно более широким: ведь депрессия является системным явлением, и чем больше позиций спада будет выявлено, тем лучше. Практически перечень таких показателей должен определяться только целями вычленения точек депрессии. В общем случае рассматриваемые показатели должны характеризовать локальный уровень депрессии, ресурсные возможности депрессивной территории и соответствующего субъекта федерации, региональную и межрегиональную остроту депрессии. Локальный уровень депрессии должен характеризовать показатели спада (ухудшения): основных параметров уровня и качества жизни людей, предоставления социальных услуг, экономики (прежде всего, в части предоставления рабочих мест и формирования доходной части регионального и местного бюджетов), а также состояния окружающей среды.
Ресурсные возможности самостоятельного разрешения депрессивной ситуации могут характеризовать показатели бюджетной обеспеченности (с учетом всех видов уже оказываемой федеральной и субфедеральной поддержки), наличия имущества и ресурсов, которые могут быть задействованы при выходе из депрессивного состояния, а также показатели, характеризующие возможности диверсификации, конверсии и реструктуризации производства и т. п.
Острота депрессии, т. е. сравнительное ухудшение параметров рассматриваемой ситуации, определяется по величине темпов спада на самой депрессивной территории и на основе сравнения указанных параметров с аналогичными характеристиками других однотипных территорий региона
(или со средними по региону), а также с аналогичными характеристиками других регионов и территорий.
А. Д. Асеев
Список литературы
Указ Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 03.06 1996 г. № 803.
Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования экономики. Изд-е 5-е. — М.: «Либроком», 2009.
Швецов А. Н. Совершенствование региональной политики: Концепции и практики. — М.: изд-во Красанд, 2010.
2.73 мб
Критерии оценки депрессивности региона
В статье рассматриваются вопросы, затрагивающие понятия «депрессивный», «отсталый», «проблемный», «кризисный регион». На примере конкретной территории апробируется методика отнесения региона к депрессивным.