Депутатский иммунитет (правовая неприкосновенность депутата)

Найдено 1 определение
Депутатский иммунитет (правовая неприкосновенность депутата)
(Д.и.) — в общем виде освобождение депутата от выполнения установленных в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права процессуальных обязанностей и ответственности в целях обеспечения выполнения им соответствующих функций.
Д.и. призван оградить депутата от преследования со стороны исполнительной власти прежде всего путем уголовного преследования. Можно сказать, что депутатский иммунитет является гарантией его свободной деятельности в интересах избирателей, способствует наиболее эффективной работе депутата в соответствующем представительном органе.
Наибольшее применение Д.и. имеет в административном и уголовно-процессуальном законодательстве и означает, что депутаты не могут быть:
а) привлечены к уголовной или админи-
стративной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
Возбуждение уголовного дела в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ производится на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, и с согласия соответственно Государственной Думы или Совета Федерации.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом генеральному прокурору. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания.
Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
О возбуждении уголовного дела или начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.
Решение о возбуждении уголовного дела (привлечении к уголовной ответственности) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается прокурором субъекта РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа. Этот же прокурор, но уже без дополнительных согласований решает вопрос о привлечении к ответственности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления.
А. Н. Писарев
Список литературы
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов по специальности «Юриспруденция» / М. В. Баглай. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005.
Голубев В. В. Как побороть иммунитет от уголовной ответственности? // Законодательство. — 2002. — № 9.
Малько А. В., Суменков С. Ю. Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты // Журнал российского права. — 2002. — № 2.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама