Относится в любому лицу или этническому населению, которое покидает свою традиционную этническую родину и расселяется в других частях света.
ДИАСПОРА
Диаспора
Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов
ДИАСПОРА
совокупность представителей какой-либо нации, народности, имеющей свое государственное образование в другом государстве, но проживающей на территории данного государства (например, русская Д. на Украине, украинская Д. в России). В конституционно-правовом плане понятие "диаспора" может учитываться при нормативном закреплении основ политики государства в отношении соотечественников (см.: Российский соотечественник. Российская диаспора). (С. А.)
ДИАСПОРА
совокупность представителей какойлибо нации, проживающих в данном государстве, если существует зарубежное государство их национального происхождения, либо в зарубежном государстве есть автономное государственное образование данной нации, либо там проживает большинство лиц данной национальной принадлежности (например, русская д. на Украине, украинская д. в России). В конституционно-правовом плане понятие д. может учитываться при нормативном закреплении основ политики государства в отношении соотечественников за рубежом. См. также Российский соотечественник.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Диаспора
(от греч. Diaspora — рассеяние): 1) в мире растений любая его часть (семя, плод, луковица и т. д.), отделяющаяся от него и служащая его размножению и распространению (биология); 2) в мире людей — часть какого-либо этноса, национальности или религиозной конфессии, постоянно проживающей за пределами своей страны в силу разных социальных причин.
Термин «диаспора» впервые появился 2,5 тыс. лет тому назад и относится к той части еврейского народа, которая мигрировала и расселилась за пределами Палестины. Позднее это явление получило распространение и понятие Д., стало применяться во многих странах и государствах к мигрантам из других стран, которые, переселившись, объединялись в национальные и религиозные общины, братства, союзы.
Причинами бегства из своей страны и образования Д. служили войны, религиозные, межнациональные и социальные конфликты, различные факторы социально-экономического и социально-исторического характера (например, распад многонациональных государств — СССР, Югославия). Имело место и насильственное переселение целых народов, а также добровольные крупные перемещения, стимулируемые государствами.
В современном мире сложились в разных странах наиболее крупные Д. — китайская, русская (на втором месте), еврейская, армянская, азербайджанская, украинская и др. Как правило, хорошо организованные и значительные по численности Д. размещены в столицах, портовых и многомиллионных городах. Москва также дает приют, жизнь и работу гражданам почти 130 национальностей, оставаясь при этом русским городом, главным центром русской нации и русской культуры.
Согласно переписи населения 2002 г., население Москвы составило 10 385 тыс. человек: русскими себя назвали 8 807 тыс. человек (или 85%), украинцами — 254 тыс. (2,4%), татарами — 166 тыс. (1,6%), армянами — 124 тыс. (1,2%), азербайджанцев проживает в Москве 96 тыс. (0,9%), евреев 79 тыс. (0,8%) и др. Отказались отвечать на вопрос о своей национальности 428 тыс. (4,1%) жителей Москвы. Существуют также значительная по размерам легальная и нелегальная китайская, вьетнамская и другие Д. в столице.
Всего в Москве функционирует около 100 этнических общественных объединений и 17 национально-культурных автономий (землячеств), занимающихся вопросами сохранения языка, культуры и традиций своих народов. Многие национальные общины имеют свои газеты. Азербайджанцы и корейцы создали в Москве несколько своих национальных автономий.
В 1998 г. в Москве был открыт Дом национальностей — государственное учреждение, в котором лидеры Д. могут общаться друг с другом и с представителями власти, а также проводить различные мероприятия. Московское представительство не мешает (а старается помогать) работе всех национальных общин-землячеств (см. Землячество) и религиозных конфессий, которых в Москве много и которые действуют на благо города и не нарушают его законов. Однако есть и перекосы в общественной жизни и бизнесе, порожденные национальными особенностями и многовековыми традициями. Так, доминирование азербайджанского капитала в московской рыночной торговле, серьезные национальные конфликты с так называемыми «лицами кавказской национальности» или «азиатами» требуют принятия справедливых мер.
Просматривается отрицательная тенденция в расселении иммигрантов на территории больших городов РФ. Пока еще окончательно не сложились районы городов, почти сплошь заселенные иммигрантами, как в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Амстердаме и др., но прецеденты уже есть. Деятельность Д. должна основываться на равенстве народов, больших и малых. Возникают отклоняющиеся от норм поведения отдельные субъекты и группы, против которых и должны быть направлены усилия самих Д.
Поддерживая национально-культурную деятельность Д. больших городов РФ, следует решительно пресекать создание каких-либо территориальных автономий, которые ведут к сепаратизму, развитию национального эгоизма в противовес интернационализму.
Приток в Москву и большие города РФ прежде всего экономически активного и дееспособного населения — это нормальный положительный процесс развития. Но любая иммиграция, особенно из ближнего и дальнего зарубежья, не должна быть стихийной. Ее следует дифференцировать и поставить под контроль власти, органов местного самоуправления, не ущемляя интересов и прав коренных жителей.
С. В. Шапошников
Список литературы
Здоровец Я. И., Мухина А. А. Диаспоры и землячества: вопросы влияния / общ. ред. А. А. Мухина. — М., 2005. Медведев Р. Московская модель Юрия Лужкова // Сер. «Диалог». — М., 2005.
Термин «диаспора» впервые появился 2,5 тыс. лет тому назад и относится к той части еврейского народа, которая мигрировала и расселилась за пределами Палестины. Позднее это явление получило распространение и понятие Д., стало применяться во многих странах и государствах к мигрантам из других стран, которые, переселившись, объединялись в национальные и религиозные общины, братства, союзы.
Причинами бегства из своей страны и образования Д. служили войны, религиозные, межнациональные и социальные конфликты, различные факторы социально-экономического и социально-исторического характера (например, распад многонациональных государств — СССР, Югославия). Имело место и насильственное переселение целых народов, а также добровольные крупные перемещения, стимулируемые государствами.
В современном мире сложились в разных странах наиболее крупные Д. — китайская, русская (на втором месте), еврейская, армянская, азербайджанская, украинская и др. Как правило, хорошо организованные и значительные по численности Д. размещены в столицах, портовых и многомиллионных городах. Москва также дает приют, жизнь и работу гражданам почти 130 национальностей, оставаясь при этом русским городом, главным центром русской нации и русской культуры.
Согласно переписи населения 2002 г., население Москвы составило 10 385 тыс. человек: русскими себя назвали 8 807 тыс. человек (или 85%), украинцами — 254 тыс. (2,4%), татарами — 166 тыс. (1,6%), армянами — 124 тыс. (1,2%), азербайджанцев проживает в Москве 96 тыс. (0,9%), евреев 79 тыс. (0,8%) и др. Отказались отвечать на вопрос о своей национальности 428 тыс. (4,1%) жителей Москвы. Существуют также значительная по размерам легальная и нелегальная китайская, вьетнамская и другие Д. в столице.
Всего в Москве функционирует около 100 этнических общественных объединений и 17 национально-культурных автономий (землячеств), занимающихся вопросами сохранения языка, культуры и традиций своих народов. Многие национальные общины имеют свои газеты. Азербайджанцы и корейцы создали в Москве несколько своих национальных автономий.
В 1998 г. в Москве был открыт Дом национальностей — государственное учреждение, в котором лидеры Д. могут общаться друг с другом и с представителями власти, а также проводить различные мероприятия. Московское представительство не мешает (а старается помогать) работе всех национальных общин-землячеств (см. Землячество) и религиозных конфессий, которых в Москве много и которые действуют на благо города и не нарушают его законов. Однако есть и перекосы в общественной жизни и бизнесе, порожденные национальными особенностями и многовековыми традициями. Так, доминирование азербайджанского капитала в московской рыночной торговле, серьезные национальные конфликты с так называемыми «лицами кавказской национальности» или «азиатами» требуют принятия справедливых мер.
Просматривается отрицательная тенденция в расселении иммигрантов на территории больших городов РФ. Пока еще окончательно не сложились районы городов, почти сплошь заселенные иммигрантами, как в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Амстердаме и др., но прецеденты уже есть. Деятельность Д. должна основываться на равенстве народов, больших и малых. Возникают отклоняющиеся от норм поведения отдельные субъекты и группы, против которых и должны быть направлены усилия самих Д.
Поддерживая национально-культурную деятельность Д. больших городов РФ, следует решительно пресекать создание каких-либо территориальных автономий, которые ведут к сепаратизму, развитию национального эгоизма в противовес интернационализму.
Приток в Москву и большие города РФ прежде всего экономически активного и дееспособного населения — это нормальный положительный процесс развития. Но любая иммиграция, особенно из ближнего и дальнего зарубежья, не должна быть стихийной. Ее следует дифференцировать и поставить под контроль власти, органов местного самоуправления, не ущемляя интересов и прав коренных жителей.
С. В. Шапошников
Список литературы
Здоровец Я. И., Мухина А. А. Диаспоры и землячества: вопросы влияния / общ. ред. А. А. Мухина. — М., 2005. Медведев Р. Московская модель Юрия Лужкова // Сер. «Диалог». — М., 2005.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия