ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО
отрасль международного права, совокупность норм, регламентирующих порядок дипломатических сношений между государствами и другими субъектами международного права. В последние годы в Д.п. включают также консульское право, поскольку почти повсеместно дипломатические и консульские службы объединены в рамках ведомства иностранных дел. Синонимы: посольское право, право внешних сношений.

Источник: Большой юридический словарь

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО (посольское право, право внешних сношений)
совокупность международно-правовых и внутригосударственных юридических принципов и норм, предназначенных регулировать деятельность зарубежных органов внешних сношений на территории принимающего государства (страны пребывания), а также определять статус дипломатических агентов и других членов персонала дипломатического представительства. В Д.п. включены также отношения между государствами и международными, межгосударственными организациями, юридический статус и правовой, режим работников последних.
Д.п.определяет порядок установления дипломатических отношений, учреждения дипломатических представительств, структуру их штатного состава, процедуру назначения дипломатических агентов, состав и роль дипломатического корпуса. Важнейший раздел Д.п. - специальные права, именуемые дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Особо регулируются специальные права других сотрудников дипломатического представительства - членов административно-технического и обслуживающего персонала. Основные источники Д.п.: Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Венская конвенция о специальных миссиях 1973 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Из числа национальных нормативных актов - действующее Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 июня 1966 г.

Источник: Энциклопедия юриста

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО
часть международного права внешних сношений, система международно-правовых норм в сфере двусторонней дипломатии (посольского права), относящихся к статусу и функциям постоянных дипломатических представительств государств, аккредитованных в др. государствах. По традиции к Д.п. относят: нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с обменом дипломатическими представительствами и их деятельностью; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с посылкой одним государством в др. миссии специальной, т.е. делегации или представителя для решения того или иного внешнеполитического вопроса, а также нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с аккредитацией и деятельностью представительств государств в международных организациях и функционированием международных организаций на территории тех или иных государств, включая нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций и международных должностных лиц и служащих. В последние годы в Д.п. включают также консульское право, поскольку почти повсеместно произошло объединение дипломатической и консульской служб в рамках ведомства иностранных дел. К основным международным договорам, кодифицировавшим Д.п., относятся: Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.; Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. и Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Вопросы, касающиеся иммунитетов и привилегий международных организаций, их должностных лиц и служащих, урегулированы в основном договорами между международной организацией и государством, принимающим организацию на своей территории.

Источник: Словарь международного права.

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО
отрасль международного права - система международно-правовых норм, относящихся к статусу и функциям государственных органов внешних сношений (т.е. регулирующих порядок установления и осуществления межгосударственных официальных контактов). К Д.п. относятся: нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с обменом дипломатическими представительствами и их деятельностью; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с посылкой одним государством в другое специальной миссии, т.е. делегации или представителя для решения того или иного внешнеполитического вопроса; нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с представительством государств в международных организациях и функционированием международных организаций на территории тех или иных государств, включая нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций, международных должностных лиц и служащих. В последние годы в Д.п. принято включать т.ж.
консульское право, поскольку почти повсеместно произошло объединение дипломатической и консульской служб в рамках ведомства иностранных дел. К основным международным договорам, кодифицирующим Д.п., относятся: Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г; Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1973 г; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. и Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г Вопросы, касающиеся иммунитетов и привилегий международных организации, их должностных лиц и служащих, урегулированы, как правило, в специальных договорах, заключаемых государствами - членами конкретной международной организации или же международной организацией и государством, на территории которого она осуществляет свои функции.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО
относительно автономная совокупность и система международно-правовых норм, регулирующая представительство государств в международных отношениях. Д.п. возникло и развилось как обычное право в практике взаимоотношений между государствами. Ныне его нормы в большей своей части кодифицированы в ряде общих (универсальных) конвенций: Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961, Конвенции о специальных миссиях и Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975. Взаимоотношения между государствами осуществляются специальными органами внешних сношений, направляемых одним государством в другое, чтобы представлять посылающее государство в принимающем. Такими органами являются постоянные дипломатические представительства (посольства и миссии), учреждаемые по взаимному согласию сторон, и специальные (временные) миссии, направляемые государством в другое по их взаимному согласию для выполнения какой-либо определенной задачи. Функции дипломатического представительства состоят, в частности: в представительстве посылающего государства в государстве пребывания; в защите в государстве пребывания интересов посылающего государства (в пределах, допускаемых международным правом); в ведении переговоров с правительством государства пребывания (в широком смысле — с главами государства и правительства, с министерством иностранных дел и другими компетентными органами); в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них посылающему государству; в поощрении и развитии дружественных отношений между посылающим и принимающим государствами во всех сферах их взаимоотношений. Функции специальной миссии — представлять посылающее государство в государстве пребывания и осуществлять иные функции, определенные по взаимному согласию заинтересованными государствами с учетом задачи специальной миссии. Представлять посылающее государство в составе дипломатического представительства управомочива- ется его глава. Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: класс послов и эквивалентных им лиц (нунции, ьерховные комиссары и т.п.); класс посланников (интернунциев), аккредитуемых при главе принимающелЮ государства, и класс поверенных в делах, аккредитуемых при министре иностранных дел. Представлять государство в составе специальной миссии назначаются одно или несколько лиц, именуемых представителями государства (из их числа может быть назначен глава миссии). В состав постоянного дипломатического представительства и специальной миссии может входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Порядок назначения персонала и их численный состав определяются по соглашению между посылающими и принимающими государствами. Юридический режим органов внешних сношений посылающего государства и их персонала на территории принимающего государства обозначается терминами иммунитет (иммунитеты), привилегии и возможности. Иммунитет обеспечивает независимое от принимающего государства осуществление функций органами внешних сношений и их персоналом. Привилегии и возможности призваны содействовать их плодотворной деятельности. Иммунитет этих органов есть эманация принципа общего международного права — иммунитета государства от иностранной юрисдикции. К числу иммунитетов постоянных дипломатических представительств и специальных миссий относятся, в частности: неприкосновенность их помещений; иммунитет таких помещений и находящегося в них имущества, а также средств передвижения от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий; неприкосновенность архивов и документов в любое время и независимо от местонахождения. К числу иммунитетов дипломатических агентов (глава представительства и члены его дипломатического персонала), представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала относятся: неприкосновенность их личности (не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме); — неприкосновенность их личных помещений, бумаг, корреспонденции и имущества; — иммунитет от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. От иммунитета от юрисдикции лиц, пользующихся таковым, может отказаться лишь само посылающее государство, поскольку иммунитет предоставляется не для отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций органов, представляющих посылающее государство. Кроме иммунитетов зарубежные органы внешних сношений государства пользуются, в соответствии с международным правом, привилегиями и возможностями. Привилегии — это некие льготные условия деятельности иностранных представительных органов (и их персонала), которыми обычно не пользуются национальные юридические и физические лица. Такими привилегиями в соответствии с Венской конвенцией 1961 и Конвенцией 1969 являются: право свободно поддерживать сношения для всех официальных целей со своим правительством и другими зарубежными органами внешних сношений всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров, закодированные или шифрованные депеши, а также, с согласия государства пребывания, пользоваться радиопередатчиком; освобождение от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений, кроме платы за конкретные виды обслуживания; право ввозить с освобождением от всех таможенных пошлин, налогов и сборов (за некоторыми исключениями) предметы, предназначенные для использования органом; право представительства и его главы вывешивать флаг и эмблему посылающего государства на помещениях, включая резиденцию его главы, и на средствах передвижения главы. Дипломатические агенты, представители государства в специальные миссии и члены его дипломатического персонала пользуются следующими привилегиями: Свободой передвижения по территории государства пребывания (с предусмотренными исключениями); Освобождением от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за некоторыми исключениями); Освобождением от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей (реквизиций, контрибуций и военного постоя); Правом ввоза с освобождением от таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, предназначенных для личного пользования указанных лиц и членов их семей; Освобождением от досмотра личного следующего с ними багажа, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, запрещенные для ввоза или вывоза. Возможности — это некие блага или преимущества, которые государство пребывания, если в том есть необходимость, может или должно помочь получить иностранному государству в лице его органов и их персонала. В частности, речь идет о содействии в приобретении или в найме помещений органа внешних сношений либо жилых помещений для его сотрудников, в представлении преимущественного права отправлять различного рода официальные депеши и прочие отправления, преимущественного права пользоваться общественным транспортом дальнего следования, приобретения предметов обихода и тому подобных преимуществах и услугах. Применительно к взаимоотношениям государств с международными организациями универсального характера (Организация Объединенных Наций, специализированные учреждения ООН, Международное агентство по атомной энергии, любая аналогичная организация, членский состав и ответственность которой носит широкий международный характер) соответствующие нормы дипломатического права изложены в Венской конвенции 1975, где речь идет о представительстве государств — постоянном или временном — при международных организациях универсального характера, о представительстве в органах (любого характера) таких организаций, государств-членов или государств- нечленов (наблюдателей) и о представительстве государства на конференциях, созываемых международными организациями универсального характера или под их руководством. Применительно к органам международных организаций и конференциям речь идет о делегациях государств, участвующих в их работе, и о делегациях, наблюдающих за их работой. Специфика данной подотрасли международного права состоит в том, что центральные учреждения, их отделения и органы организаций осуществляют свою деятельность на территории какого-либо государства, пользуясь иммунитетом от его юрисдикции и согласованными привилегиями и возможностями, а постоянные представительства государств при международных организациях и делегации в органах и на конференциях, не вступая в какие-либо непосредственные отношения с государством пребывания, пользуются иммунитетом от юрисдикции последнего, а также привилегиями и возможностями в соответствии с указанной Конвенцией, если она находится в силе для государства пребывания и для данной организации, или на основе обычных норм международного права, кодифицированных в этой Конвенции, либо, чаще, на основе специального о том соглашения с государством пребывания. К ним, в частности, относятся Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947. Привилегии и иммунитеты должны предоставляться государством пребывания представительствам и делегациям посылающего государства независимо от отказа одного из них признать государство или его правительство и независимо от отсутствия или разрыва дипломатических или консульских отношений между ними. Все это порождает существенные трудности и особенности во взаимоотношениях между посылающим государством и государством пребывания по поводу предоставления иммунитетов, привилегий и возможностей или пользования ими, а также особые условия разрешения соответствующих споров. НА. Ушаков

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
157.72 кб

Правовое положение дипломатического курьера

Бассам Исса
В статье рассматривается правовое положение дипломатического курьера, осуществляющего отправку, доставку и получение дипломатической почты, обеспечивая ее неприкосновенность во взаимоотношениях между дипломатическим представительс
Читать PDF
1.12 мб

Уголовно - правовой иммунитет дипломатического агента

Герфанова Е.И.
В статье рассматриваются актуальные вопросы уголовно-правового регулирования института дипломатического агента.
Читать PDF
211.12 кб

Международно-правовые особенности дипломатического церемониала

Тирских Максим Геннадьевич
В статье рассматриваются проблемы понимания дипломатического церемониала как одного из регуляторов общественных отношений в международном праве.
Читать PDF
5.61 мб

Конституционно-правовые основы деятельности дипломатической службы

Величко Дмитрий Сергеевич
Цель: Анализ правовых основ регулирования дипломатической деятельности в Украине и Российской Федерации. Методология: Автором использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Читать PDF
658.79 кб

Правовое положение дипломатических работников: обязанности, ограничения, запреты

Занко Тигран Антонович
В статье проводится анализ таких элементов правового статуса и дипломатических работников, как обязанности, запреты, ограничения, и меры ответственности.
Читать PDF
215.56 кб

Правовое положение дипломатических работников: права, государственные гарантии, поощрения

Занко Тигран Антонович
В статье проводится анализ правового положения дипломатических работников в Российской Федерации в части предоставляемых прав, государственных гарантий и поощрений.
Читать PDF
9.24 мб

Особенности правового регулирования государственной дипломатической службы в Российской Федерации

Денисов Артем Вадимович
Автор проводит попытку определить место дипломатической государственной службы в системе российского права.
Читать PDF
211.75 кб

Дипломатическая защита как элемент международного стандарта в вопросах правового регулирования полож

Волкова* Мария Сергеевна
Статья посвящена современным тенденциям международного права, касающимся защиты прав иностранцев на международном уровне.
Читать PDF
203.75 кб

Правовые аспекты деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений в сфере защи

Ведель Игорь Анатольевич
Деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений в сфере защиты прав граждан за рубежом регулируется как на международно-правовом уровне, так и на уровне национально-правовых систем.
Читать PDF
168.90 кб

2011. 02. 057. Денза Э. Дипломатическое право: комментарий к Венской Конвенции о дипломатических сно

Полунин С. Л.
Читать PDF
121.47 кб

Правовое регулирование трудовой деятельности работников дипломатических и иных представительств Росс

Яковенко Нина Александровна
В статье проведен краткий анализ сферы действия федеральных законов, регулирующих трудовые отношения работников дипломатических и иных представительств РФ за границей.
Читать PDF
94.46 кб

Дипломатическое признание вновь возникающих государств как субъектов международно-правовых отношений

Бердегулова Любовь Алексеевна, Каплина Светлана Евгеньевна
Статья посвящена вопросу участия непризнанных государств в международных отношениях. Принципиальной проблемой является то, что правовой статус непризнанных государств четко не определен.