ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА
вид органов общественной самодеятельности, т. е. общественное объединение граждан, желающих участвовать безвозмездно в охране общественного порядка. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА
вид органов общественной самодеятельности; основанное на членстве объединение граждан по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Действует под руководством органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Источник: Большой юридический словарь

Добровольная народная дружина
ДНД). Организац. форма участия гр-н на добровольной основе в обеспечении обществ, порядка и предупреждения правонарушений в СССР (60—80-е XX в), и в совр. России. ДНД образованы в соотв. с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об участии трудящихся в охране обществ, порядка в стране» (1959). Основными задачами ДНД являлись: борьба с нарушениями обществ, порядка и преступностью, оказание содействия гос. органам в охране обществ, порядка, раскрытии преступлений и розыске лиц, совершивших преступление. Дальнейшей развитие движение ДНД получило после принятия Указа Президиума ВС СССР «Об основных обязанностях и правах по охране общественного порядка», постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности ДНД по охране общественного порядка» и Примерного положения о ДНД (1974), в кот. предусматривалось, в част., создание при ДНД комсомольских опер, отрядов дружинников. В 90-х движение ДНД было свернуто, а затем постепенно вновь к нему вернулись. Число членов ДНД на 2000 составило св. 200 тыс. чел. См. Бригада содействия милиции (Бригадмил), Лицо, оказывающее содействие органу, осу-ществл. ОРД. Мулукаев Р. С. Исторический опыт развития организационных форм участия трудящихся в охране общественного порядка.—М, 1986; [14].

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА
вид органов общественной самодеятельности, т. е. общественное объединение граждан, желающих участвовать на общественной основе в охране общественного порядка. Д.н.д. по охране общественного порядка особенно создавались в советский период отечественной истории. В их состав вступали (официально на добровольной основе) работники предприятий и учреждений, студенты вузов. Д.н.д. взаимодействовали с органами милиции. В вечернее время члены д.н.д. выходили на патрулирование на улицы населенных пунктов. Могли делать устные замечания и предупреждения лицам, нарушавшим общественный порядок, а также задерживать злостных нарушителей и доставлять их в отделения милиции. Деятельность д.н.д. регулировалась в нормативном правовом порядке (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка»).
В постсоветский период в целом по территории Российской Федерации д.н.д. по охране общественного порядка прекратили функционирование, приведенный акт утратил силу. В некоторых городах, субъектах РФ периодически предпринимаются меры по восстановлению д.н.д. по охране общественного порядка, но это не носит массового характера и не дает большой результативности.
Однако продолжают существовать д.н.д. по защите государственной границы РФ. В соответствии с Федеральным законом «О Государственной границе Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. (ред. от 5 декабря 2008
г.) «О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации» утвержден Порядок привлечения граждан к такой защите. Согласно этим актам граждане могут участвовать на добровольных началах в защите государственной границы РФ, как правило, в составе д.н.д. по защите государственной границы РФ и в качестве внештатных сотрудников пограничных органов. Членами д.н.д. и внештатными сотрудниками могут быть совершеннолетние граждане, добровольно изъявившие желание оказывать помощь пограничным органам в защите государственной границы РФ. Пограничные органы содействуют созданию д.н.д., руководят их деятельностью, организуют необходимое обучение граждан, участвующих в защите государственной границы РФ, и вносят в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения по вопросам привлечения граждан к защите государственной границы РФ в иных формах. Д.н.д. создаются при подразделениях пограничных органов при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Д.н.д. учреждается на организационном собрании граждан, желающих вступить в ее члены. Решением этого собрания определяются условия приема в члены д. н.д., структура и организация ее работы, порядок реорганизации или упразднения с учетом рекомендаций Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ.
Приказом ФСБ РФ от 17 ноября 2010 г. утверждены: Инструкция по организации работы пограничных органов с д.н.д. по защите государственной границы РФ; Рекомендации по определению условий приема в члены д.н.д. по защите государственной границы РФ, формированию структуры и организации ее работы, порядку реорганизации или упразднения.
Сходная терминология с использованием термина «дружина» применяется в законодательстве о пожарной охране. Так, Федеральный закон от 6 мая 2011 г. «О добровольной пожарной охране» в своем понятийном аппарате (ст. 2) определяет, что добровольная пожарная охрана – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ; добровольный пожарный – физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ. Соответственно «добровольная пожарная дружина» – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения (п. 3 ст. 2). Иначе говоря, это подразделение состоит из лиц, на общественной основе участвующих в пожарной охране.
В 2014 г. предприняты кардинальные меры в части восстановления, организации и функционирования д.н.д. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка» содержит следующие определения (ст. 2):
народная дружина – основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
народный дружинник – гражданин РФ, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.
Данный Закон не использует термин «добровольная», хотя и очевидно: поскольку является общественным объединением, вхождение в нее осуществляется гражданином добровольно.
Закон обязывает органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивать участие граждан в охране общественного порядка.
Соответственно в Законе записано, что граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица.
В специальной главе 3 Закона «Порядок создания и деятельности народных дружин» установлено, что они создаются по инициативе граждан РФ, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления, территориального органа внутренних дел. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.
Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются: 1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины; 3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; 4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом внутренних дел. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут создаваться координирующие органы (штабы), порядок создания и деятельности которых определяется законами субъектов РФ.
В народные дружины принимаются (ст. 14 Закона) на добровольной основе граждане РФ, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников. Есть ряд запретов на принятие в народные дружины: неснятая или непогашенная судимость; осуществляется уголовное преследование; ранее осуждены за умышленные преступления и т. п.
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи.
В соответствии со ст. 17 Закона народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Законом определено (ст. 17), что народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право: требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния; принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции; оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка; применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем согласно ст. 18 Закона они обязаны: знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка; при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке; соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций; принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений; выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству РФ; оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков; иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы согласно ст. 19 Законы таковы: это возможно при участии в охране общественного порядка – для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством РФ. Закон требует: перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Закон (ст.25) предусматривает гарантии правовой защиты народных дружинников и внештатных сотрудников полиции: при исполнении обязанностей народного дружинника или внештатного сотрудника полиции лица находятся под защитой государства. Никто не вправе их принуждать исполнять обязанности, которые не возложены на них настоящим Федеральным законом.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников. В том числе: могут предоставлять им во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования. Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. Этим лицам может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству РФ.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
333.25 кб

Добровольная народная дружина: перспективы охраны общественного порядка

Бурылова Л.А.
Рассматриваются вопросы реализации Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», вступившего в действие в июле 2014 года.
Читать PDF
297.02 кб

Добровольная народная дружина как вид молодежной волонтерской деятельности

Семенов Александр Александрович
В статье отражены вопросы, связанные с рассмотрением сущности, содержания и видов волонтерской деятельности как социокультурного и педагогического феномена на современном этапе развития российского общества.
Читать PDF
288.42 кб

Проблемы выбора организационно-правовой формы добровольной народной дружины

Яковлев А. А.
Добровольная народная дружина рассматривается как разновидность некоммерческой организации, создаваемой в форме общественного объединения.
Читать PDF
146.02 кб

Добровольные народные дружины как фактор воспитания социально активной личности

Лосев Андрей Николаевич, Новиков Сергей Владимирович
Гражданское общество ключевой элемент эффективного развития государства.
Читать PDF
224.44 кб

Правовой статус добровольных народных дружин РСФСР в конце 1950-х – конце 1980-х гг

Евсеев Евгений Анатольевич
В данной статье рассматривается нормативно-правовая база деятельности добровольных народных дружин РСФСР, в том числе и на территории Кемеровской области, в конце 1950-х – конце 1980-х гг.
Читать PDF
1.13 мб

Административно-правовое регулирование создания и деятельности добровольных народных дружин

Бурылова Л.А.
Рассмотрены особенности правового регулирования взаимодействия органов власти и добровольных формирований граждан по охране общественного порядка.
Читать PDF
189.58 кб

Добровольные народные дружины (народные дружины) как форма участия граждан в деятельности по борьбе

Каракулин Михаил Владимирович
Читать PDF
145.06 кб

Особенности процесса подготовки добровольного народного дружинника в Тамбовском государственном унив

Новиков Сергей Владимирович
Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который вступил в силу 2 июля 2014 г. и сразу привлек внимание, как государственных органов, так и общественности.
Читать PDF
3.88 мб

Участие добровольных народных дружин в профилактике и пресечении делинквентного поведения (на пример

С.Б. Денисов
Читать PDF
425.92 кб

О добровольных народных дружинах и роли партии в организации их деятельности (конец 1950-х середина

Иванов Виталий Алексеевич, Бояринцева Ирина Александровна
Обоснована значимость вовлечения общественности в правоохранительную деятельность как необходимого условия обеспечения безопасности государства.
Читать PDF
348.06 кб

История возникновения и развития добровольной народной дружины как формы деятельности современных во

Семенов Александр Александрович, Салмин Василий Иванович
В статье отражены основные этапы становления народной дружины, включающие периоды: царской России, после Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, после окончания войны до 1990 г.