ДОГОВОРЫ СССР СО СТРАНАМИ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Найдено 1 определение
ДОГОВОРЫ СССР СО СТРАНАМИ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ
новый тип международных соглашений, оформляющих и закрепляющих международное сотрудничество Советского Союза со странами народной демократии и направленных на всемерное укрепление мира и безопасности во всем мире.
В результате дальнейшего обострения общего кризиса капитализма, роста национально-освободительного движения, разгрома наиболее реакционных, агрессивных сил империализма во второй мировой войне и решающей роли Советского Союза в этом разгроме от капиталистической системы отпал ряд стран Восточной и Юго-Восточной Европы и Азии. Вместе с Советским Союзом эти страны образовали мощный лагерь миролюбивых демократических государств.
Между странами этого демократического лагеря сложился новый, невиданный еще в истории тип международных отношений.
Эти отношения, прежде всего, характеризуются стремлением государств демократического лагеря к поддержанию и обеспечению международного мира и безопасности, так как основу внешней политики этих стран составляет идея мира.
Отсутствие империалистической кабалы и эксплуатации внутри этих стран обусловливает развитие полного уважения взаимных национальных интересов, доверия и дружбы между народами в отличие от межнациональной вражды и империалистических противоречий в отношениях между капиталистическими государствами.
Эти отношения также характеризуются действительным и искренним признанием государствами права всех наций и народов на самоопределение, что исключает возможность вмешательства во внутренние дела другого государства.
В области экономической эти отношения характеризуются всесторонним развитием экономических связей между народами, согласованием их народнохозяйственных планов и обеспечением неуклонного развития экономики стран – участников этих отношений. Этот новый тип отношений получил свое международно-правовое оформление и закрепление в целом ряде международных договоров, заключенных СССР со странами народной демократии, а также этими странами между собой.
За период с 1943 по 1952 гг. Советским Союзом заключены договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией – 12 декабря 1943 г.; с Польшей – 21 апреля 1945 г., договор о дружбе и взаимопомощи с Монгольской Народной Республикой – 27 февраля 1946 г., договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Румынской Народной Республикой – 4 февраля 1948 г., с Венгерской Народной Республикой– 18 февраля 1948 г. и с Народной Республикой Болгарией – 18 марта 1948 г.; 14 февраля 1950 г. заключен договор о дружбе, союзе и взаимной помощи с Китайской Народной Республикой.
По этим договорам СССР и страны народной демократии взяли на себя следующие международно-правовые обязательства: действовать в духе укрепления добрососедских отношений, сотрудничества и дружбы, сотрудничать в интересах укрепления всеобщего мира и безопасности народов соответственно целям и принципам Организации Объединенных Наций; предпринимать совместно все меры к устранению агрессии; в случае вовлечения агрессором какой-либо из договаривающихся сторон в войну оказывать друг другу военную и иную помощь; не заключать союзов и не принимать участия в коалициях, направленных друг против друга; консультироваться друг с другом по всем важнейшим международным вопросам, затрагивающим интересы сторон; укреплять экономические и культурные связи между собой; твердо следовать принципам взаимного уважения независимости друг друга, государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела.
В договорах СССР с Чехословакией и Польшей, подписанных еще в период ведения освободительной войны против германского фашизма, стороны заявили о своей решимости довести войну против фашистских захватчиков до полной и окончательной победы и обязались оказывать в этих целях друг другу военную и иную помощь всеми имеющимися в их распоряжении средствами. По договорам СССР с Румынией, Венгрией и Болгарией, заключенным по окончании второй мировой войны, стороны обязались предпринимать совместно все зависящие от них меры для устранения любой угрозы повторения агрессии со стороны Германии или другого государства, которое непосредственно или в какой-либо иной форме объединилось бы с Германией в актах агрессии. В договоре СССР с Китайской Народной Республикой стороны заявили о том, что они обязуются оказывать взаимную помощь и поддержку, в том числе и военную, в целях недопущения повторения агрессии со стороны Японии или любого другого государства, которое прямо или косвенно объединилось бы с Японией в актах агрессии; укреплять длительный мир и безопасность на Дальнем Востоке и во всем мире.
Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и странами народной демократии являются мощным орудием в деле борьбы за мир, против империалистических поджигателей войны.
В договорах СССР со странами народной демократии на принципиально новых демократических основах – на признании принципа равноправия и законных интересов больших и малых государств – разрешаются территориальные вопросы.
В основу этого подлинно справедливого разрешения территориальных вопросов положено право наций на самоопределение, их право по своему усмотрению избирать форму государственного правления.
29 июня 1944 г. в соответствии с волеизъявлением населения Закарпатской Украины, нашедшим свое выражение в Манифесте первого съезда народных комитетов, состоявшегося в г. Мукачево 26 ноября 1944 г., был заключен Советско-Чехословацкий договор о Закарпатской Украине. По этому договору Закарпатская Украина (по чехословацкой конституции – Подкарпатская Русь), входившая на основании Сен-Жерменского договора 1919 г. в качестве автономной единицы в Чехословацкую Республику, «воссоединяется... со своей издавней родиной – Украиной и включается в состав Украинской Советской Социалистической республики» (ст. 1 договора).
Советско-Чехословацкий договор о Закарпатской Украине явился «... яркой демонстрацией искренней дружбы между славянскими народами и братского сотрудничества между Советским Союзом и Чехословакией» (Молотов В. М., Вопросы внешней политики, 1948, стр. 20–22).
Таким же образцом дружественного урегулирования территориальных вопросов является Советско-Польский договор о советско-польской государственной границе 16 августа 1945 г. По этому договору в строгом соответствии с решением Крымской конференции установлена советско-польская государственная граница вдоль т. н. линии Керзона (см. Керзона линия) с отступлением от нее в некоторых районах в пользу Польши. Этот договор не только урегулировал вопрос о границе, но и заложил прочный фундамент дружбы и братского добрососедского сожительства советского и польского народов.
Одновременно с договором о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и Китайской Народной Республикой 14 февраля 1950 г. было заключено соглашение о Китайской Чанчуньской ж. д., Порт-Артуре и Дальнем. Указанное соглашение предусматривает вывод советских войск из совместно используемой военно-морской базы Порт-Артура и передачу имеющихся в этом районе сооружений правительству Китайской Народной Республики непосредственно после заключения мирного договора с Японией, но не позже как в конце 1952 г. Соглашение предусматривает, что в случае, если одна из стран-участниц подвергнется агрессии со стороны Японии или какого-либо государства, которое объединится с Японией, то СССР и Китайская Народная Республика могут совместно использовать военно-морскую базу Порт-Артур в интересах ведения совместных военных действий для отражения агрессии.
После отказа Японии от заключения всестороннего мирного договора и после того, как она заключила сепаратный договор с США, правительства Советского Союза и Китайской Народной Республики 15 сентября 1952 г. в целях обеспечения мира согласились продлить установленный в статье 2 Советско-Китайского Соглашевия о Порт-Артуре срок вывода советских войск из совместно используемой китайской военно-морской базы Порт-Артур до того времени, пока не будут заключены мирные договоры между КНР и Японией и СССР и Японией.
В конце декабря 1952 г. был подписан Заключительный Протокол о безвозмездной передаче в полную собственность Правительством Советского Союза Китайской Народной Республике всех своих прав по совместному управлению Китайской Чанчуньской ж. д. со всем принадлежащим дороге имуществом. Подписав этот акт, Советское правительство тем самым выразило высокое уважение к национальной независимости и правам китайского народа, глубокое понимание его интересов.
Совершенно новыми по своему характеру являются и экономические отношения между СССР и странами народной демократии.
Эти отношения также представляют собой новый тип экономического сотрудничества между народами, в основе которого лежит искреннее желание помочь друг другу и добиться общего экономического подъема. Это сотрудничество характеризуется планомерным подъемом экономики стран демократического лагеря, товарищеским согласованием их народнохозяйственных планов, равноправием больших и малых народов, уважением взаимных интересов и взаимопомощью в экономическом развитии.
Бескорыстная помощь Советского Союза обеспечивает независимое и свободное развитие экономики этих стран, способствует непрерывному прогрессу во всех областях их культурной и хозяйственной жизни и укрепляет экономическую мощь лагеря демократии и социализма.
В области экономических отношений СССР и стран народной демократии возникли новые формы сотрудничества: смешанные общества в промышленности и транспорте, совместное строительство промышленных предприятий и использование естественных богатств, предоставление долгосрочных кредитов, сотрудничество в деле подготовки кадров специалистов, обмен производственным опытом, научно-техническая помощь и т. д.
Система экономического сотрудничества СССР со странами народной демократии находит свое правовое оформление и закрепление в целом ряде договоров и соглашений, заключенных между ними. 7 июля 1945 г. подписан Советско-Польский торговый договор. Договоры о торговле и мореплавании были заключены Советским Союзом с Венгрией – 15 июля 1947 г., с Румынией – 20 февраля 1947 г., с Чехословакией – 11 декабря 1947 г. и Болгарией –1 апреля 1948 г. Соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве подписаны с Монгольской Народной Республикой 27 февраля 1946 г. и с Корейской Народно-Демократической Республикой – 17 марта. 1949 г. В апреле 1952 г. был подписан протокол об общих условиях поставок из СССР в Народную Республику Албанию и из Народной Республики Албании в СССР, 14 февраля 1950 г. – соглашение о предоставлении кредита Китайской Народной Республике и др. 5 апреля 1952 г. между Правительством Союза ССР и Правительством Польской Народной Республики было подписано Соглашение о строительстве в Варшаве силами и средствами СССР высотного здания дворца культуры и науки, что является новым примером дружеской помощи великого Советского Союза народу Польши.
Еще более широкому развитию экономического сотрудничества СССР и стран народной демократии способствует созданный в январе 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (см.), в который на основе равноправного представительства вошли СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, а позднее – Албания и Германская Демократическая Республика. Совет экономической взаимопомощи на основе изучения имеющегося опыта и потребностей стран-участниц организует и направляет их экономическое сотрудничество, совершенствует его формы и методы, изыскивает новые пути его осуществления.
Договоры СССР со странами народной демократии, закрепляющие всестороннее сотрудничество на основе демократических принципов международного права и в полном соответствии с насущными интересами народов, коренным образом отличаются от таких империалистических договоров, как Брюссельский пакт 1948 г. (см. Западный союз), Северо-Атлантический пакт (см.), неравноправные соглашения США с маршаллизованными странами и др. Последние являются проявлением агрессивной политики и направлены на закабаление, систематическое ограбление и безудержную эксплуатацию народов других стран, особенно народов стран, отсталых и слабых в экономическом отношении, лишение этих народов национальной независимости.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама