Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

Найдено 1 определение
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
межбюджетные трансферты, предоставляемые в денежной форме из региональных (районных) фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), поселений на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Межбюджетное регулирование на региональном уровне служит цели обеспечения бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения возложенных на них полномочий. К основным инструментам межбюджетного регулирования относятся дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки. Это дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений; муниципальных районов (городских округов), из районного фонда финансовой поддержки поселений.
Региональные и районные фонды финансовой поддержки поселений предназначены для предоставления нецелевой финансовой помощи (дотаций), вопросы использования которой находятся в компетенции получателя средств. Распределение средств через эти фонды преследует цель обеспечения соответствующих местных бюджетов финансовыми ресурсами для решения вопросов, находящихся в компетенции органов местного самоуправления соответствующих уровней бюджетной системы. В Бюджетном кодексе РФ закреплена возможность делегирования муниципальным районам полномочий по предоставлению дотаций поселениям за счет средств регионального бюджета. Средства на исполнение указанных делегированных полномочий должны предоставляться районным бюджетам из регионального фонда компенсаций.
Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), поселений образуется в составе бюджета субъекта РФ.
Объем региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований может рассчитываться как закрепленная доля от налоговых (неналоговых, финансовой помощи) доходов бюджета субъекта Федерации, разница в оценках суммарных расходных потребностей и доходных возможностей муниципалитета; закрепленная доля от объема расходных полномочий муниципалитета, закрепление минимального уровня бюджетной обеспеченности; индексация объема фонда от уровня прошлого года.
При использовании любого из способов следует в первую очередь учитывать дифференциацию бюджетной обеспеченности муниципалитетов.
Средства регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований формируются за счет закрепленной доли от зачисляемых в очередном финансовом году в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета, дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Федерации.
Принятие решения о создании районных фондов финансовой поддержки поселений относится к компетенции представительных органов местного самоуправления муниципальных районов. Районный фонд образуется в составе бюджета муниципального района с целью выравнивания бюджетной обеспеченности поселений по исполнению своих полномочий по решению вопросов местного значения поселений. Такое выравнивание является дополнительным по отношению к тому, которое было достигнуто в результате распределения средств из регионального фонда.
Можно выделить следующие основные элементы региональных методик распределения дотаций из фондов финансовой поддержки муниципальных образований, которые определяют особенности предоставления дотаций местным бюджетам из бюджетов соответствующих субъектов РФ: критерий предоставления дотаций; состав дотаций, предоставляемых из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований; характеристика показателей бюджетной обеспеченности, индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов как основы для расчета дотаций.
В целях определения целесообразности предоставления конкретному муниципальному образованию дотаций из региональных фондов финансовой поддержки, а также для определения степени выравнивания и необходимого объема финансовых средств в методиках распределения региональных фондов финансовой поддержки используются различные критерии предоставления дотаций. Чаще всего таким критерием выступает показатель расчетной бюджетной обеспеченности. В качестве показателей, характеризующих бюджетную обеспеченность муниципальных образований, субъектами Российской Федерации используются расходы на душу населения; бюджетная обеспеченность, рассчитанная как соотношение индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов; бюджетная обеспеченность, рассчитанная на основе среднедушевых доходов муниципальных образований.
Во многих субъектах Российской Федерации используются многоступенчатые системы расчета дотаций (70% + 30%), кроме того, предоставляются 2–3 вида дотаций в целях доведения бюджетной обеспеченности муниципальных образований до определенного уровня; компенсации потерь муниципальных образований в связи с изменениями методик расчета дотаций; предоставление финансовой помощи стимулирующего характера.
Распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований, подлежащих зачислению в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Федерации о региональном бюджете на очередной финансовый год.
Указанные дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленными для местных бюджетов. Порядок расчета данных нормативов устанавливается законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
А. В. Руднев
Список литературы Бюджетный кодекс РФ от 17.07.1998 г.
№ 145-ФЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Приказ Министерства финансов РФ «О методических рекомендациях субъектам РФ и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений» от
27.08.2004 г. № 243 (д).

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама