Дозволение
Дозволение
способ регулирования, который, закрепляя свободу, возможность определенного поведения, предоставляет субъективные права индивидуальным и коллегиальным субъектам.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Дозволение
один из способов правового воздействия на субъекта, выражающийся в предписании: "Так можно, разрешено, позволительно себя вести...", т.е. дозволение есть всегда указание о возможном поведении в соответствующей ситуации. Непосредственной юридической формой дозволения выступает правомочие (субъективное право).
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ДОЗВОЛЕНИЕ
Дозволение – это закрепленная в юридических нормах свобода выбора варианта поведения, стимулирующая правовую активность субъектов права, творческие и созидательные качества, способствующая наиболее полному удовлетворению интересов личности, общества и государства.
Дозволения могут содержаться в единичной правовой норме, ее части, комплексе норм или вытекать из общего смысла законодательства, регулирующего определенную сферу общественных отношений. Они осуществляются в зависимости от усмотрения субъекта, т.к. к использованию дозволения нельзя принудить.
Свобода, заключенная в дозволении, не выступает абсолютной, т.к. как правовое явление дозволение содержит некоторые ограничения, которые должны поддерживаться и дополняться нормами морали. Вербальная конструкция дозволений может быть представлена в форме «субъект вправе».
Дозволения обеспечиваются главным образом не возможностью применения принудительных мер со стороны государства, а высокой степенью заинтересованности субъекта в реализации нормы. Соответственно они обладают высокой степенью эффективности, поскольку наилучшим образом отражают интересы индивидов. Дозволения подкрепляются как общими (совокупность политических, экономических, нравственных условий), так специальными юридическими (четко прописанный механизм реализации, контроль и надзор за данным процессом и т.д.) гарантиями.
Классификация видов дозволений:
- по продолжительности действия:
- временные;
- относительно постоянные;
- по сфере осуществления:
- международные;
- внутригосударственные;
- в зависимости от уровня нормативного закрепления:
- федерального уровня;
- субъектов Федерации;
- муниципальные;
- локальные;
- по способу установления:
- нормативными актами государственных органов;
- договорным регулированием.
Основными разновидностями дозволений, выделяемыми на основе совокупности таких критериев, как степень конкретности, уровень гарантированности и соответственно
юридическая сила, являются субъективные права, свободы и законные интересы.
Дозволения в праве выполняют ряд функций:
- ценностно-ориентирующую;
- общестимулирующую;
- мотивационно-побудительную;
- воспитательную;
- функцию гармонизации частных и публичных интересов.
Дозволения могут содержаться в единичной правовой норме, ее части, комплексе норм или вытекать из общего смысла законодательства, регулирующего определенную сферу общественных отношений. Они осуществляются в зависимости от усмотрения субъекта, т.к. к использованию дозволения нельзя принудить.
Свобода, заключенная в дозволении, не выступает абсолютной, т.к. как правовое явление дозволение содержит некоторые ограничения, которые должны поддерживаться и дополняться нормами морали. Вербальная конструкция дозволений может быть представлена в форме «субъект вправе».
Дозволения обеспечиваются главным образом не возможностью применения принудительных мер со стороны государства, а высокой степенью заинтересованности субъекта в реализации нормы. Соответственно они обладают высокой степенью эффективности, поскольку наилучшим образом отражают интересы индивидов. Дозволения подкрепляются как общими (совокупность политических, экономических, нравственных условий), так специальными юридическими (четко прописанный механизм реализации, контроль и надзор за данным процессом и т.д.) гарантиями.
Классификация видов дозволений:
- по продолжительности действия:
- временные;
- относительно постоянные;
- по сфере осуществления:
- международные;
- внутригосударственные;
- в зависимости от уровня нормативного закрепления:
- федерального уровня;
- субъектов Федерации;
- муниципальные;
- локальные;
- по способу установления:
- нормативными актами государственных органов;
- договорным регулированием.
Основными разновидностями дозволений, выделяемыми на основе совокупности таких критериев, как степень конкретности, уровень гарантированности и соответственно
юридическая сила, являются субъективные права, свободы и законные интересы.
Дозволения в праве выполняют ряд функций:
- ценностно-ориентирующую;
- общестимулирующую;
- мотивационно-побудительную;
- воспитательную;
- функцию гармонизации частных и публичных интересов.
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
Дозволение
это выражающийся посредством юридических норм способ правового регулирования, заключающийся в предоставлении субъекту в очерченных законом рамках свободы выбора варианта поведения, стимулирующий его правовую активность, творческие и созидательные качества, способствующий наиболее полному удовлетворению интересов личности, общества и государства.
Дозволения могут содержаться в единичной правовой норме, ее части, комплексе норм либо вытекать из общего смысла законодательства, регулирующего определенную сферу социальных связей. Они осуществляются в зависимости от усмотрения субъекта: к использованию дозволения нельзя принудить.
Свобода, заключенная в дозволении, не является абсолютной, ибо как правовое явление дозволение уже содержит в себе некоторые ограничения, которые должны поддерживаться и дополняться нормами морали.
Дозволения обеспечиваются главным образом не возможностью применения принудительных мер со стороны государства, а высокой степенью заинтересованности субъекта в реализации нормы. Соответственно они обладают высокой степенью эффективности, поскольку наилучшим образом отражают интересы индивидов. Дозволения подкрепляются как общими (совокупность политических, экономических, нравственных условий), так специальными юридическими (четко прописанный механизм реализации, контроль и надзор за данным процессом и т.д.) гарантиями.
Дозволения в праве выполняют ряд функций: ценностно-ориентирующую, общестимулирующую, мотивационно-побудительную, воспитательную и функцию гармонизации частных и публичных интересов.
По продолжительности действия дозволения бывают временные и относительно постоянные. По сфере осуществления дозволения можно разделить на международные и внутригосударственные (в зависимости от уровня нормативного закрепления выделяют дозволения федерального уровня, уровня субъектов Федерации, муниципальные и локальные дозволения). По способу установления дозволения можно разделить на закрепленные в нормативных актах государственных органов и закрепленные посредством договорного регулирования.
Основными разновидностями дозволений, выделяемыми на основе совокупности таких критериев, как степень конкретности, уровень гарантированности и соответственно юридическая сила, являются субъективные права, свободы и законные интересы.
Дозволения могут содержаться в единичной правовой норме, ее части, комплексе норм либо вытекать из общего смысла законодательства, регулирующего определенную сферу социальных связей. Они осуществляются в зависимости от усмотрения субъекта: к использованию дозволения нельзя принудить.
Свобода, заключенная в дозволении, не является абсолютной, ибо как правовое явление дозволение уже содержит в себе некоторые ограничения, которые должны поддерживаться и дополняться нормами морали.
Дозволения обеспечиваются главным образом не возможностью применения принудительных мер со стороны государства, а высокой степенью заинтересованности субъекта в реализации нормы. Соответственно они обладают высокой степенью эффективности, поскольку наилучшим образом отражают интересы индивидов. Дозволения подкрепляются как общими (совокупность политических, экономических, нравственных условий), так специальными юридическими (четко прописанный механизм реализации, контроль и надзор за данным процессом и т.д.) гарантиями.
Дозволения в праве выполняют ряд функций: ценностно-ориентирующую, общестимулирующую, мотивационно-побудительную, воспитательную и функцию гармонизации частных и публичных интересов.
По продолжительности действия дозволения бывают временные и относительно постоянные. По сфере осуществления дозволения можно разделить на международные и внутригосударственные (в зависимости от уровня нормативного закрепления выделяют дозволения федерального уровня, уровня субъектов Федерации, муниципальные и локальные дозволения). По способу установления дозволения можно разделить на закрепленные в нормативных актах государственных органов и закрепленные посредством договорного регулирования.
Основными разновидностями дозволений, выделяемыми на основе совокупности таких критериев, как степень конкретности, уровень гарантированности и соответственно юридическая сила, являются субъективные права, свободы и законные интересы.
Источник: Большой юридический словарь