ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ
лат. leges duodecim tabularum) - один из древнейших сводов римского обычного права (V в. до н.э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название). Текст Д. т. з. известен лишь частично по ссылкам в сочинениях римских писателей и юристов. Нормы Д. т. з. относились к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым административным правам.

Источник: Большой юридический словарь

ЗАКОНЫ ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ
лат leges duodecim labularum) - один из древнейших (V в. до н.э.) сводов римского обычного права, составленный на 12 досках-таблицах (отсюда название). Текст З.д.т. не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.). З.д.т. содержали постановления, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам. Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Для имущественных отношений было характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную, а т.ж. разнообразие видов сделок, заключавшихся на основе свободного договора между сторонами (купли-продажи, мены, займа и пр.). Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ
лат. Leges duodecim tabularum) - свод законов Древнего Рима. созданный, согласно традиции, особо избранными коллегиями децемвиров в 451-450 гг. до н.э. Представлял собой запись обычного права римской общины. Были записаны на 12 досках, выставленных на городской площади.
Подлинный и полный текст Д.т.з. не сохранился, существует несколько более или менее убедительных попыток их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи. Подлинными признаны примерно 140 правоположений, систематизированных по разделам: «О вызове в суд» (табл. I), «О вершении исков» (табл. II), «О долговом рабстве» (табл. III). «О порядке манципации при сделках» (табл. IV), «О завещании и семейных делах» (табл. V), «О пользовании земельным участком» (табл. VI). «О воровстве» (табл. VII), «О личном оскорблении-обиде» (табл. VIII), «Об уголовных наказаниях» (табл. IX). «О порядке похорон и церемоний» (табл. X), «О публичных делах в городе» (табл. XI), «О неиспрашивании привилегий» (табл. XII). Многие правоположения древних законов были малопонятны уже во времена Цицерона, но, во всяком случае, они охватили все важнейшие сферы юридической практики. Д.т.з. положили основание развитию римского общегражданского права (jus civile) и складывалось из двух основных форм - понтификального (т.е. жреческого) истолкования и последующего законодательства.
Д.т.з. содержали положения, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым административным вопросам. При этом они вовсе не касались государственного права. Гражданский процесс отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистрагоры-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спора. Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную, а также разнообразие видов сделок, заключавшихся на основе свободного договора между сторонами (купли-продажи, мены, займа и пр.). Ряд архаических институтов, закрепленных в Д.т.з. (например, долговое рабство), впоследствии был отвергнут классическим римским частным правом. Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи - раterfamilias (им мог быть как дед, так и отец). Д.т.з. знают две формы брака: «кум ману» («правильный», формальный брак с передачей жены под власть мужа) и «сине ману» (неформальный брак). Последний вид допускал для женщины возможность развода (см. также Римское право).

Источник: Энциклопедия юриста

Законы Двенадцати Таблиц
(Codex decimviralis Duodecium tabulae) – свод законов Древнего Рима.. Согласно традиции их составила комиссия децемвиров (десяти мужей) в 451-450 гг. до н. э. Во время ее работы децемвиры сами исполняли должности магистратов. Часть из них долгое время не желала расставаться с чрезвычайными полномочиями и даже пыталась совершить государственный переворот, установить тиранию. Полагают, что при составлении законов XII таблиц децемвиры изучали афинское право. Посольство из Рима было послано в греческие колонии, расположенные на юге Италии. Закончив кодификацию Апий, старший из децемвиров, якобы сказал: «Законы призваны служить на благо, счастье и благополучие государства». Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей. По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев, отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями. Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и источники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать. Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но это им достигнуть полностью не удалось. Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права. Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности, охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами.
Сенат в 304 г. до н. э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона. Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания той эпохи. Во времена родового строя, в царскую эпоху действовали международные и иные межплеменные обычаи. Субъектом такого обычая являлось племя. К моменту принятия законов XII таблиц обычное право разделялось на два: первое – внутреннее право римской общины – право квиритское, впоследствии получившее название цивильного, или гражданского (ius civile). К нему относятся законы XII таблиц. Второе право (ius gentium) как бы регулировало внешние отношения Римского государства. В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров, описывались обряды при объявлении войны. Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квиритское право и обычаи существуют только для римских граждан. В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н. э. Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины.
По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью. Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена. Купля-продажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т. е. находились под контролем коллектива общины. Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву». Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи. Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков.
Памятник права закрепил принцип талиона – равное за равное при совершении преступления, что также свидетельствует о пережитках родового строя. Большое значение придавалось присяге. Лжесвидетель сбрасывался с Тарпейской скалы. Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура. Автор песни, в которой содержится клевета на римского гражданина, мог быть предан смерти. Без санкции центуриатной комиции нельзя было казнить гражданина. Закон стоял на страже справедливости. Судья, уличенный в подкупе, подлежал смерти. И наконец, как пережиток древности следует оценить решения, принятые народным собранием. Они имели общеобязательную силу закона для всех римских граждан. Следовательно, в теории римский народ (за исключением рабов, вольноотпущенников и чужаков) являлся верховным собственником территории страны, только ему принадлежала суверенная власть. Всякий, кто предал Родину, совершал измену, всякий, кто предавал врагу соотечественника, подлежал смертной казни.
Защита прав собственника законами XII таблиц охраняется суровыми карами. Так, виновный в ночной краже урожая подлежал распятию на дереве, за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника надевали оковы, избивали и сжигали. Право отражало также религиозные представления римлян. Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюстители культов, понтифики являлись одновременно толкователями обычаев, были первыми знатоками права. Пренебрежение религиозными обрядами считалось преступлением. Большое значение придавалось формальным моментам. По законам, явный приоритет имели квириты – мужчины-патриции, способные носить оружие. Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону. Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов. Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника. По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом. Все объекты собственности делились на две категории: манципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений. Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей, которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу. Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, перигринам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.
Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если не было оплаты долга, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась. Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали прежде всего плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н. э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора. Законы XII таблиц определяли права собственников и владельцев земельных участков, порядок наследования, содержали нормы семейного права, определяли преступления и наказания. Они закрепляли огромную власть домовладыки, главы семьи, а также степень родства. Он мог убить ребенка урода, мог трижды продать своего сына, муж мог прогнать свою жену. Закон по-прежнему запрещал браки между патрициями и плебеями. Законы содержали перечень наиболее тяжких преступлений. К ним относятся: измена государству, взяточничество судей, злостная клевета, особо опасное лжесвидетельство, а также поджог, тайное истребление урожая. За кражу в ночное время с оружием, если виновный был пойман с поличным, его разрешалось искалечить, убить на месте. Закон упоминает принцип талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Закон, однако, разрешал заменять саморасправу выкупом по соглашению. Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью. Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций. Умысел считался отягчающим обстоятельством. В целом, законы XII таблиц – один из первых памятников рабовладельческого права античного мира, в котором зафиксированы основы жизни римской гражданской общины, закреплены основы института частной собственности. Этот кодифицированный свод сыграл важную роль в развитии знаменитого римского гражданского права.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама