ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Двойное гражданство
наличие у лица гражданства двух или более государств. Согласно международной Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве (1930), лицо, имеющее двойное гражданство, обладает всеми правами и несет все обязанности, вытекающие из каждого его гражданства.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО
наличие у лица гражданства двух или более государств. Согласно Конституции РФ, гражданин может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором (ст. 62). Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено ФЗ или международным договором РФ.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО (БИПАТРИД)
принадлежность лица одновременно к гражданству двух государств, подтверждающаяся соответствующими документами. Приобретается при условии заключения между государствами договора о двойном гражданстве. Д. г. (б.) позволяет гражданину пользоваться статусом гражданина в двух странах. РФ определила, что гражданин РФ, имеющий Д. г. (б.), рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором, в этом случае приобретение гражданином РФ Д. г. (б.) не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

Двойное гражданство
официальное разрешение для граждан государства право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство. Конституция РФ допускает д. г., но только в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и РФ). Но если международного договора с соответствующим государством у РФ нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО
наличие у человека одновременно гражданства (подданства) двух государств. Состояние Д.г. может возникнуть несколькими способами.
Первый связан с коллизией законодательств двух государств, каждое из которых для определенной ситуации подчеркивает свой приоритет. Например, родители ребенка имеют различное гражданство и их государства установили правило: если один из родителей ребенка является гражданином данного государства, то и ребенок - гражданин этого государства. Если государства не договорятся по возникшей ситуации, тогда каждое из них будет считать ребенка своим гражданином и Д.г. не возникнет.
Но если они готовы признать, что в указанной ситуации ребенок приобретает гражданство каждого из них, тогда и возникнет состояние Д.г. Второй способ - самостоятельное приобретение гражданином данного государства гражданства другого государства и последующее признание этого второго гражданства. Третий способ - восстановление в гражданстве лица, ранее лишенного гражданства, с признанием (сохранением)за ним того иностранного гражданства, которое оно приобрело за это время. Четвертый способ - официальное разрешение одного государства приобрести гражданство другого государства (при сохранении первого).
За лицом, состоящим в гражданстве РФ, «не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации» (Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»). Гражданство РФ предоставляется или восстанавливается при сохранении иностранного гражданства. А для граждан РФ Д.г. может признаваться по факту его возникновения, т.е. при наличии коллизий с законодательством других стран и при собственных инициативах граждан РФ, переселившихся в другие страны и приобретших там гражданство.
По Конституции РФ (ст. 62) гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (Д.г.) в соответствии с ФЗ или международным договором РФ (ст. 62). Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено ФЗ или международным договором РФ.
В Законе «О гражданстве Российской Федерации» четко оговорен разрешительный характер Д.г. - гражданину РФ «может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации». Формулу «может быть разрешено... иметь» надо толковать как охватывающую разрешения либо на получение второго гражданства, либо на его сохранение, если оно было получено ранее без участия РФ.
Наличие договора с другим государством обозначено как условие приобретения второго гражданства для того, чтобы гражданину РФ обеспечивалась защита интересов на территории этого государства, а также для того, чтобы с помощью последнего можно было найти такого гражданина и предъявить ему претензии, если обнаружились его невыполненные обязательства в РФ.
Отношение к категории Д.г. в РФ неоднозначно. Некоторые политики и ученые видят в нем удачный способ учета интересов миллионов русскоязычных лиц (и прежде всего русских), оставшихся после распада СССР за пределами РФ. Но немало и голосов против Д.г. (в СССР официально Д.г. не признавалось).
В большинстве государств - бывших союзных республик в составе СССР отношение к Д.г. отрицательное. Лишь с Туркменистаном и Таджикистаном РФ имеет соглашения, признающие Д.г.

Источник: Энциклопедия юриста

Двойное гражданство
наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства, причем взаимоотношения могут быть закреплены одновременно с двумя или несколькими государствами.
В международной практике существуют разные подходы к применению института двойного гражданства. Можно выделить группы государств по отношению к двойному гражданству:
1.Страны, которые можно отнести к первой группе, свободно признают за своим гражданином право на получение одновременно гражданства других стран (например, Великобритания, Ирландия, Франция, Испания, Канада и др.).
2.Другая группа государств допускает двойное гражданство или не требует отказа от прежнего гражданства при предоставлении нового (Бельгия, Италия, Нидерланды, США, Франция).
3.Третья группа государств выступает исключительно за применение принципа одного гражданства (Литва, Германия, Швеция).
Российская Федерация относится ко второй группе стран, допускающих на определенных условиях возможность реализовать своим гражданам или в своей стране право на двойное гражданство. Эта возможность закреплена в ст. 62 Конституции РФ, которая гласит: «1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Необходимо отметить, что Конституция РФ закрепила принцип двойного гражданства впервые. В советский период развития Российского государства двойное гражданство не допускалось ни при каких обстоятельствах. Впервые же оно было закреплено Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 г. № 1948–1. Этот закон признал институт двойного гражданства, установив возможность для граждан Российской Федерации иметь гражданство другого государства с ведома Российской Федерации.
В настоящее время согласно действующему Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62ФЗ двойное гражданство может возникнуть:
— при рождении ребенка от граждан разных государств, одно из которых признает гражданство, основанное на принципе «права крови», другое — на принципе «права почвы». Например, в результате рождения ребенка у российских граждан в США он по законам США будет признан гражданином США, а по законам России — гражданином России;
— при браке женщины с иностранцем, если по законодательству ее страны она не исключается из гражданства после вступления в брак, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей свое гражданство. Например, гражданка России выходит замуж за гражданина Аргентины, вследствие чего по законам Аргентины она будет признана ее гражданкой и гражданкой России, а по законам России — только гражданкой России;
— при перемене гражданства путем натурализации (натурализация — индивидуальный прием в гражданство по просьбе или с согласия заинтересованного лица), если отсутствует предварительное согласие на изменение гражданства со стороны государства, гражданином которого был натурализованный.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ.
Научно-практический комментарий к Конституции РФ. — М., 1997.
Головистикова А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». — М.: Эксмо, 2005.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО
наличие одновременно гражданства (подданства) двух государств. Состояние Д. г. может возникнуть в следующих случаях.
Первый связан с коллизией законодательства двух государств, каждое из которых в определенной ситуации подчеркивает свой приоритет. Например, родители ребенка имеют различное гражданство, а в их государствах установлено правило: если один из родителей является гражданином данного государства, то и ребенок является гражданином этого государства. Если государства не признают за своими гражданами гражданства другого государства и не приходят к соглашению, то каждое из них будет считать ребенка своим гражданином и Д. г. не возникнет. Но если государства готовы признать, что в указанной ситуации ребенок приобретает гражданство каждого из родителей, тогда и возникает состояние Д. г.
Второй случай - самостоятельное приобретение гражданином гражданства другого государства и последующее признание государством этого второго гражданства.
Третий случай - восстановление в гражданстве лица, ранее лишенного гражданства данного государства, с признанием (сохранением)за ним приобретенного иностранного гражданства.
Четвертый случай - официальное разрешение государства гражданину приобрести гражданство другого государства при сохранении первого гражданства.
В российской практике относительно первого, второго и третьего случаев надо учитывать правило ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве РФ 1991 г. (в редакции 1993 г.), где сказано, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, "не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации". В настоящее время на практике российское гражданство предоставляется или восстанавливается при сохранении иностранного гражданства. А для российского гражданина Д. г. может признаваться по факту его возникновения, т. е. при наличии коллизий с законодательством других стран и при собственных инициативах наших граждан, переселившихся в другие страны и приобретших там гражданство.
Четвертый случай возникновения Д. г. прямо предусмотрен действующим российским законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Закон о гражданстве РФ четко говорит о разрешительном характере Д. г.: гражданину РФ "может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации" (ч. 2 ст. 3). Иначе говоря, Закон закрепляет генеральное правило: во всех случаях (в том числе и в тех, о которых говорилось выше) требуется реакция нашего государства. Формулу "может быть разрешено ... иметь" надо толковать как охватывающую разрешение на получение второго гражданства и на его сохранение, если оно получено самостоятельно без участия нашего государства.
Наличие договора с другим государством обозначено как условие приобретения второго гражданства для того, чтобы обеспечить нашему гражданину защиту интересов на территории этого государства, а также для того, чтобы с помощью этого государства можно было найти нашего гражданина и предъявить ему претензии, если обнаружились его невыполненные обязательства в РФ.
Отношение к категории Д. г. в России неоднозначно: в нем видят и удачный способ учета интересов миллионов русскоязычных лиц (и прежде всего русских), оказавшихся после распада СССР за пределами РФ, и выступают против него (кстати, в СССР официально Д. г. не признавалось).
В большинстве государств - бывших союзных республик в составе СССР - отношение к Д. г. отрицательное. Лишь с Туркменистаном и Таджикистаном Российская Федерация имеет соглашения, признающие Д. г.
В проблеме Д. г. надо принимать во внимание аспект, важный для внутренних интересов РФ. Если гражданам иностранных государств разрешить приобретать российское гражданство в качестве второго, большое число граждан республик бывшего Союза ССР предпочтут приобрести гражданство РФ, сохраняя при этом гражданство своих государств, особенно с учетом внутренних конфликтов и войн в своих регионах, а также более высокого материального уровня жизни в РФ. Очевидно, что такая ситуация грозила бы России большими дополнительными проблемами, в том числе связанными с местом жительства, рабочими местами, социальным обеспечением и др. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО
наличие у физического лица одновременно гражданства (подданства) двух государств.
Можно назвать такие варианты возникновения д.г.:
а) государство может предусмотреть для своих граждан возможность второго гражданства и разрешать его приобретение (т. е. по каждому конкретному случаю принимается решение компетентного органа государства);
б) гражданин может явочным путем (т. е. по собственному желанию, не спрашивая разрешения своего государства) приобрести гражданство другого государства, но затем просить свое государство признать его второе гражданство;
в) государства могут заключить соглашение о двойном гражданстве, позволяющее гражданам по их инициативе приобретать второе гражданство;
г) можно допустить, по крайней мере, абстрактно, что два государства заключили договор, по которому их граждане считаются одновременно гражданами второго государства, обладая, таким образом, д.г.;
д) возможна коллизия законодательства двух стран, в результате которой человек независимо от своей воли получает второе гражданство.
Союз ССР не допускал двойного гражданства. В РСФСР до принятия Конституции 1993 г. вопрос о двойном гражданстве регулировался Законом РФ о гражданстве 1991 г. В нем была ст. 3 «Двойное гражданство», которая состояла из трех пунктов и предусматривала следующее: приобретение гражданства РФ иностранным гражданином допускается при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (п. 1); гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации (п. 2); граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации (п. 3).
Казалось бы, если россиянин мог иметь (приобрести) иное гражданство, то д.г. вроде бы и для иностранца означает возможность приобретения, в качестве второго, российского гражданства. Однако по первому российскому Закону о гражданстве предусматривалось противоположное: был расчет на то, что будут договоры с другими странами, прежде всего бывшими республиками в составе СССР, по которым русскоязычные лица станут в первую очередь российскими гражданами, но наряду с этим получат и местное гражданство, т. е. статус д.г.; в остальном же предоставление российского гражданства предполагает отказ от иностранного.
Однако большинство республик бывшего СССР не пошли на заключение подобных соглашений. И тогда формулировка п. 1, приведенная выше, 17 июня 1993 г. была заменена. Теперь Закон гласил, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, становилось возможным приобретение российского гражданства с сохранением гражданства другого государства – но на условиях межгосударственного соглашения. Другие формулировки ст. 3 Закона о гражданстве остались без изменений.
Действующая Конституция Российской Федерации 1993 года (ч. 1 ст. 62) закрепляет: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации». То есть здесь, вслед за Законом о гражданстве 1991 г., также сделан акцент на приобретение россиянами иностранного гражданства как основание возникновения ситуации д.г. Нововведение Закона 1991 г. о возможности приобретения российского гражданства с сохранением иностранного гражданства оставалось в силе после принятия Конституции РФ, а это означало возможность двустороннего процесса, т. е. как получение россиянами гражданства других государств, так и получение российского гражданства с сохранением иностранного – на основе договоров Российской Федерации с другими странами.
Правда, на практике это не решало проблему д.г. Только Туркменистан и Таджикистан подписали соглашения с Российской Федерацией, предусматривающие д.г. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменией об урегулировании вопросов д.г. было подписано 23 декабря 1993 г., Договор между Российской Федерацией и Таджикистаном об урегулировании вопросов д.г. – 7 сентября 1995 г.
Мотивы признания д.г. были разными у государств. Для Туркмении это скорее вопрос политики, поскольку здесь не проживало большого числа русских и не наблюдалось их массового оттока из республики, и не так уж много туркмен проживает в России. По данным СМИ, на начало 2003 г. Президенты двух стран решили сохранить д.г. Затем появились сообщения об отказе туркменского Президента от д.г. Тем самым русские, проживающие в Республике, попали в разряд иностранцев, что означает неполучение ими льгот, предоставляемых местным законодательством. Для Таджикистана изза гражданской войны отъезд русских превратился в катастрофу, поскольку оголялись многие экономические и социальнокультурные сферы.
И всетаки в большинстве бывших союзных республик д.г. отрицалось и юридически запрещалось. Постоянные жители государств получили возможность определиться в течение конкретного срока, остаются ли они в местном гражданстве. По истечении этого срока, если они не сделали соответствующих заявлений, их считали состоящими в местном гражданстве. Приобретшие российское гражданство становились иностранными гражданами либо лицами без гражданства, если они не остались в местном гражданстве и не обрели гражданства Российской Федерации.
Правда, некоторые государства – бывшие союзные республики в составе Союза ССР, например, Армения, были вынуждены со временем изменить свою политику и признать даже на конституционном уровне возможность д.г.: при массовом выезде в другие страны в поисках работы и лучших условий жизни люди, по крайней мере, не теряют связи со своим государством, могут в любое время приезжать на родину, поддерживать родственников, вкладывать заработанные средства в национальную экономику.
Итак, сохранение в России института д.г. и даже возведение его на конституционный уровень было вызвано проблемами не россиян, а скорее внешней политики Российской Федерации. Ведь за ее пределами оказалось порядка 25 миллионов русских (строго говоря, лиц, относящихся к титульным нациям в России). Правда, для России, по большому счету, выигрыш от категории д.г. оказался минимальным. Повального признания россиян гражданами соответствующих государств не получилось. А если граждане других государств, по логике д.г., могли бы в массовом порядке приобрести российское гражданство, сохраняя прежнее, тогда у России возникли бы большие проблемы по обеспечению их всеми правами и льготами на равных условиях с российскими гражданами.
Ныне действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О гражданстве Российской Федерации» вопросы д.г. регулирует в ст. 6 «Двойное гражданство». В соответствии с изначальной редакцией ст. 6:
1) гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом;
2) приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
Можно видеть, что отношение государства к д.г. стало более сдержанным. Закон не отрицает возможность д.г., раз оно предусмотрено Конституцией РФ. Его формулировка ближе к тексту действующей Конституции. И государство явно не намерено расширять практику д.г.
Как указывалось выше, в прежнем Законе говорилось о том, что гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь гражданство другого государства, с которым имеется договор Российской Федерации, т. е. как бы предполагал инициативу гражданина. Закон 2002 г. ничего не говорит о такой инициативе гражданина и о том, что Российское государство разрешает приобретать другое гражданство (и уж тем более поощряет это). Государство скорее исходит из возможности возникновения д.г. в коллизионных ситуациях и учитывает факт обладания им; допускает решение вопроса о д.г. на основании международного договора Российской Федерации и федерального закона. И Закон четко говорит: если даже гражданин РФ приобрел гражданство другого государства, он все равно остается гражданином РФ до тех пор, пока официально не вышел из российского гражданства.
Поскольку д.г. создает ряд проблем, связанных с безопасностью государства, выборами, независимостью СМИ и т. д., в законодательстве появились нормы, заставляющие граждан задуматься, надо ли приобретать д.г.
Так, Федеральный закон 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был дополнен (ст. 4) указанием о том, что полномочия этих парламентариев прекращаются досрочно, помимо иных ситуаций, в случае «утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства». Речь идет именно о возникновении у парламентария д.г.
В дополнениях Федерального закона 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» было определено (ст. 16), что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, помимо иных ситуаций, в случае: выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Федеральный конституционный закон 1997 г. о Правительстве РФ был дополнен в 2005 г. положением о том, что кандидат на пост Председателя Правительства предлагается Президентом РФ «из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства».
Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сначала обязывал кандидатов указывать факт обладания д.г., т. е. в целом все же допускал их к участию в выборах. Но сокрытие такого факта могло быть основанием для отмены регистрации, если тайное стало явным. Однако в 2006 г. в Закон включили более жесткое требование: «Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации». Таким образом, запрет стал широким. Более того, по названному основанию полномочия избранных лиц подлежат досрочному прекращению.
Аналогичные положения (относительно иностранного гражданства и документов, подтверждающих право на постоянное проживание на территории иностранного государства) включены в последние редакции упомянутого Федерального закона о статусе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Законов об общих принципах организации государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, о Счетной палате РФ и других актов.
Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» в ред. 2007 г. говорит о специальном порядке допуска лиц с д.г. к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 21). В развитие Закона постановлением Правительства РФ в 1998 г. (ред. 2008 г.) утверждено «Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне».
Закон 1991 г. о средствах массовой информации (с многочисленными изменениями и дополнениями) ввел ограничения для граждан России с д.г. быть учредителями определенных видов теле и видеопрограмм, а также организаций телевещания.
Наконец, довольно жесткие правила относительно д.г. были введены обширными дополнениями от 6 июня и 31 декабря 2014 г., включенными в ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Их суть состоит в следующем: если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный миграционный орган по месту своего жительства в пределах РФ (по месту пребывания, по месту фактического нахождения) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в отношении лиц, не достигших 18 лет, это делает законный представитель).

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама