Джайнизм

Найдено 1 определение
Джайнизм
индийское религиозно-философское учение, оформившееся в VI – V вв. до н. э. и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем джайдизма считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавиры («Великий герой») и Джины («Победитель»). Возникнув на Северо-Востоке Индии в областях добрахманистско-ведийской культуры, джайдизм распространился затем по всей Индии (преимущественно в центральных её областях), никогда не выходя за её пределы. Ядром литературы Джайдизма является канон шветамбаров (букв. – одетые в белое), одного из направлений Джайдизма составленный в конце IV в. до н. э. и приобретший окончательную форму ок. X – XI вв. н. э. Более ортодоксальные дигамбары (букв. – одетые в воздух) признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения Умашвати (IV – V вв.), первого систематизатора джайдизма, в частности его «Татгвартхадхигама-сутра», Сиддхасены Дивакара (VI в.), Гамачандры (XI – XII вв.), особенно знаменитое изложение учения Джайдизма «Йогашастра», и др. Джайдизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, выступал против крайностей ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского мировоззрения и в центре своей доктрины поставил проблему бытия личности Особенностью Джайдизма, в отличие от буддизма, является меньшая внутренняя целостность, более тесная связанность с отвергаемым брахманизмом, обусловившая присутствие в нём как черт догматизма, так и собственно «ритуализма». В основе Джайдизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных (несотворённых и неразрушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы (души, вообще живого) и адживы (не-души, вообще неживого), выступающей в виде пудгалы (или материи), акаши (или пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира, создающего условия для возникновения движения, и эфира, создающего условия для его прекращения). В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстаёт в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединение с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джайдизм переходит в состояние блаженства – состояние нирваны или мокши. Соответственно двум видам бытия дживы джайдизм признаёт познание несовершенное – непосредственное и опосредованное – и совершенное, интуитивное, доступное только освобождённому от уз материи. Признавая в целом адекватность познания предмету, джайдизм одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помощью которых может рассматриваться реальность; с этим связан диалектический метод джайдизма – сьядвада. Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайдизм настаивает на обязательности жёстких нравственных норм. Следствием этого является подчёркивание джайдизмом различия между идеальным и обычным состоянием, религиозной и светской моралью. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения (в частности, принципа ахинсы – не причинения малейшего вреда живому) – характерная особенность этической системы джайдизма. Джайдизм сохраняет известное влияние в Индии (неск. Млн. приверженцев, в основном принадлежащих к торговым и ремесленным кругам, - соблюдение ахинсы делает невозможным для джайна земледелие, т. к. впашка земли влечёт за собой убийство живых существ). Последователи джайдизма имеют институты, колледжи, издают ряд журналов.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама